Интерес граждан к законопроекту "О полиции" огромен

Опубликованный в Интернете законопроект "О полиции", который призван коренным образом изменить взаимоотношения общества и стражей правопорядка, вызвал живейший интерес у россиян. За первые часы работы сайта с документом его посетили сотни пользователей. Спустя почти неделю после обнародования законопроекта собралось несколько тысяч комментариев.

О том, как МВД России будет учитывать мнение граждан при доработке законопроекта, и что принесет органам внутренних дел новый закон рассказал заместитель министра внутренних дел РФ - статс-секретарь генерал-майор милиции Сергей Булавин в эксклюзивном интервью обозревателю ИТАР-ТАСС Светлане Аликиной

 - Сергей Петрович, в министерстве именно Вы отвечаете за подготовку законопроекта. И вот документ обнародован, граждане его активно обсуждают и комментируют. Какие положения больше всего волнуют людей, вызывают споры?

- Во-первых, хотел бы отметить, что интерес со стороны граждан к законопроекту очень большой и это, не скрою, приятно. Получается, что люди действительно заинтересованы в реформировании органов правопорядка, изменении их в лучшую сторону. А для нас мнение граждан в данном случае очень важно, ведь главным критерием оценки деятельности полиции названо именно мнение обычных людей. Мы полностью уходим от так называемой "палочной системы", когда работа милиции оценивалась по числу раскрытых преступлений. Ведь главная задача - это предотвратить преступление, сделать невозможным его совершение. Поэтому в новом законе во главу угла ставится именно профилактика, работа на упреждение. Вкупе с общественным контролем она должна принести хороший результат и способствовать дальнейшему снижению уровня преступности в нашей стране.

Возвращаясь к теме законопроекта, отмечу, что на сегодняшний день на сайт поступило порядка 10 тысяч комментариев к нему. Интерес действительно колоссальный, в информационном плане документ даже в какой-то степени заслонил другие актуальные новости. Признаюсь честно, именно на такую реакцию общества мы рассчитывали. Она подтверждает, что выбран правильный путь реформирования органов внутренних дел.

От себя лично заверяю всех граждан, оставивших комментарии, что они будут обязательно проанализированы и учтены при подготовке окончательной редакции законопроекта. Для этого в МВД России создана специальная рабочая группа, которую возглавляет доктор юридических наук, заслуженный юрист России руководитель нашего Правового департамента генерал-лейтенант милиции Валерий Васильевич Черников, который более 20 лет посвятил вопросам изучения мирового полицейского законодательства. Кроме того, к этой работе мы подключили фактически половину сотрудников нашего научно-исследовательского института, ведь объемы поступающих материалов довольно большие - некоторые комментарии занимают по несколько станиц.

В первую очередь, граждан волнует не расширит ли новый закон права полиции, так как законопроект "потяжелел" по сравнению с предшественником практически в два раза. Но дело в том, что действующий закон был принят еще в 1991 году - почти 20 лет назад, а за это время многое поменялось. Новый документ получился всеобъемлющим, включил в себя положения различных ведомственных приказов и актов, поэтому и "потолстел". Но ни о каком расширении полномочий полиции речи не идет. Наоборот конкретизированы все права как полицейских, так и граждан, все действия, связанные с применением оружие, спецсредств, вопросы вхождения в жилища. Мы надеемся, что четкие нормы закона позволят людям чувствовать себя более защищенными и исключат конфликтные ситуации.

Отдельно подчеркну, что при подготовке нового закона учитывались международные нормы, Кодекс полицейского, правила применения оружия и спецсредств, определенные документами ООН. То есть закон соответствует всем мировым стандартам в этой сфере.

- На Ваш взгляд, больше каких-то голословных предложений, что называется лишь бы высказаться, или все-таки люди действительно внимательно читают законопроект, разбираются, а затем предлагают какие-то дельные вещи?

 - Граждане действительно хотят разобраться, помочь в создании полноценной правовой базы для деятельности органов правопорядка. И это искреннее желание для нас приятно. Насмешек и каких-то язвительный замечаний нет. Все понимают, что разработка и принятие столь значимого документа - трудоемкий и сложный процесс, поэтому граждане стараются как могут помогать.

Причем, согласно проводимым социологическим опросам, большинство граждан выражают серьезную озабоченность состоянием преступности в стране и ее высоким уровнем, некоторые недовольны качеством работы органов внутренних дел. А теперь у них есть реальная возможность самим повлиять на ситуацию, что-то изменить.

Ведь с милицией сталкиваются так или иначе все граждан, кто-то реже, кто-то чаще. Мы самая близкая к населению правоохранительная структура. Поэтому не случайно в основу разрабатываемого закона заложена "партнерская модель" взаимоотношения полиции с обществом. При такой системе полиция не стоит над обществом, а служит ему.

- В проекте закона немало спорных моментов, которые уже вызвали нарекания со стороны правозащитников. Например, применение электрошокеров и собак, беспрепятственное проникновение в жилище, личные досмотры...

- Да, действительно это одни из самых обсуждаемых тем. Что касается, как вы говорите, недовольных, то это вполне предсказуемо - всем угодить невозможно. В то же время хочу подчеркнуть, что полиция - это правоохранительный орган, она наделена правом применения мер государственного принуждения, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Полиция не должна нравиться или не нравиться населению, она в первую очередь должна эффективно выполнять свои задачи - защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность. Для законопослушного гражданина полиция - союзник и партнер.

Разработчики исходили из того, чтобы максимально защитить права граждан и организаций, сделать возможным применение этих мер только в исключительных случаях, прописав подробно условия такого применения.

В статье 14 определен исчерпывающий перечень граждан, в отношении которых полиция может применять задержание, а также определены основания и порядок такого задержания. Так, например, по пункту 1 могут быть задержаны лица, подозреваемые в совершении преступления, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения заключение под стражу. А по пункту 5 - лица, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях.

Беспрепятственное проникновение в жилище, использование средств связи гражданского населения, личные досмотры - это вынужденные меры, которые применяются полицией не произвольно, а в четком соответствии с законом. Еще раз подчеркну, что для каждой меры государственного принуждения определены основания и процедура. Некоторые комментаторы этого почему-то не замечают.

Проведение личного досмотра в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 13 осуществляется при условии, что есть достаточные данные о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

Что касается применения электрошокеров и собак, то они применяются лишь в тех случаях, которые определены в части 1 статьи 21 законопроекта и при условии соблюдения ограничений, установленных в статье 19 законопроекта.

В качестве новеллы этой главы хотел бы обратить внимание на возможность применения полицией служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения. Это оружие нелетального действия и его применение направлено на минимизацию вреда, причиняемого правонарушителю.

- Согласно распоряжению президента, законопроект предписывает установление общественного контроля за деятельностью полиции. Как он будет осуществляться на практике?

- Основные формы контроля и надзора за деятельностью полиции закреплены в главах 2 и 10. Разработчики не ограничились лишь констатацией государственного контроля, как это было ранее. В соответствии со статьей 52 законопроекта за деятельностью полиции будет установлен общественный контроль - со стороны непосредственно граждан, общественных объединений, Общественной палаты, а также общественных советов, создаваемых при МВД РФ и его территориальных органах. В их состав будут входить представители СМИ, общественных объединений, деятели культуры, науки и искусства, а также представители религиозных конфессий, правозащитники.

Уверяю Вас, полиция сама заинтересована в осуществлении гражданского контроля, поскольку мнение населения, как я уже говорил, закреплено в качестве одного из определяющих критериев в системе оценки эффективности работы.

- Сергей Петрович, многих интересует момент видеосъемки взаимоотношений милиционера и гражданина? Уже решено, как это будет осуществляться на практике?

- Отчасти эта задача уже решается, в первую очередь, в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. А рамках реализации Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы на дорогах устанавливаются технические средства автоматической фиксации правонарушений, проще говоря видеокамеры. Они позволяют в режиме реального времени отслеживать обстановку на трассах, а также выявлять грубые нарушения правил дорожного движения. Причем спектр последних постоянно расширяется - если изначально камеры могли фиксировать только превышение скорости, то теперь с их помощью можно привлечь к ответственности водителя, которые, например, выехал на "встречку". А в будущем практически все нарушения правил дорожного движения будут фиксироваться камерами, которые, в какой-то степени, заменят на дорогах полицейских.

Причем МВД планирует с каждым годом все больше использовать видеокамеры не только для обеспечения безопасности на дорогах, но и в общественных местах. Уже несколько лет в крупных городах формируется система "Безопасный город", которая также предполагает установку видеонаблюдения. Сотрудник полиции, согласно задумке, будет находиться в отделе, в дежурной части и наблюдать за ситуацией. Но в случае ее осложнения, совершения каких-то хулиганских действий, правонарушений или преступлений, немедленно выезжать на место. Причем время прибытия наряда должно быть минимальным. За счет этого мы сможем сократить численность нарядов, которые патрулируют, и сосредоточить их на местах со сложной оперативной обстановкой.

В принципе ничего нового в этом вопросе мы не придумали, по этому пути сейчас идет все мировое полицейское сообщество. Мы с коллегами неоднократно были в Греции, Великобритании, где города просто опутаны видеокамерами и это не вызывает ни у кого никаких вопросов. Но как только совершается преступление или правонарушение полицейский уже на месте.

Внедрение систем видеонаблюдения - это еще и возможность воспитания законопослушных граждан. Ведь для многих именно контроль, а не постоянные увещевания, является решающим аргументов в вопросе нарушать - не нарушать.

Отмечу, что на сегодняшнем этапе развития России мы просто не можем пойти по иному пути. Идет модернизация во всех сферах и отраслях, и органы внутренних дел, безусловно, активно включились в этот процесс, предполагающий использование новейших технологий в служебной деятельности. Планируется оснащение видеокамерами всех патрульных автомобилей, что уже и делается, дежурных частей, ИВС.

Кроме того, у всех полицейских в обязательном порядке будут компьютеры, подключенные напрямую к базам данных ведомства. Они позволят им быстро уточнять любую необходимую информацию, например, установить личность гражданина, выяснить, не находится ли он в розыске, был ли ранее судим.

- Новый закон предъявляет повышенные требования к сотрудникам полиции, значительно увеличено число оснований, по которым человека могу уволить со службы. Не считаете, что это может спровоцировать отток кадров?

- Не думаю. Эти повышенные требования к полицейским вводятся не случайно. Они будут работать с населением и у них должна быть мера ответственности как у представителей органов государственной власти. Полицейские обязаны стать образцом для подражания, чтобы граждане видели, что их охраняют достойные люди. А для этого, как минимум, должен быть опрятный внешний вид, вежливое и корректное поведение. У людей должна быть уверенность, что полиция их защищает, что это профессиональная структура, сотрудник которой имеют самую высокую квалификацию в области обеспечения безопасности и правопорядка. Аналогичные требования к полицейским предъявляются и в других странах.

Будет ужесточена дисциплина, ответственность, но этого требуют те вызовы и угрозы, которые стоят на сегодняшний день перед правоохранительными органами.

- В законе говорится об ужесточении системы подбора кадров. Как теперь будут отбирать в полицию? Будет ли осуществляться контроль за уже действующими сотрудниками - переаттестация, психологическое тестирование и так далее?

- Вопросам кадрового обеспечения мы уделяем самое пристальное внимание. При приеме на службу в полицию будут действовать все ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Кроме того, в статье 29 законопроекта «О полиции» дополнительно установлено, что гражданин не может быть принят на службу, если он имеет или имел судимость, а также если в отношении его уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Гражданин РФ не может быть принят на службу в полицию, а сотрудник полиции не может проходить службу в полиции в случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу в полицию или ее прохождению, представления подложных документов или заведомо ложных сведений.

Существенно ужесточены требования к служебному поведению сотрудника полиции. К кандидатам на службу предъявляются возрастные требования - они должны быть не моложе 18 лет и не старше 35 лет, иметь образование не ниже среднего /полного/ общего, владеть государственным языком Российской Федерации и быть способны по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции.

В свою очередь такие критерии как пол, раса, национальность, происхождение, имущественное и должностное положения, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям не имеют значения.

В рамках решения задачи борьбы с коррупцией к личностным и профессиональным качествам сотрудников полиции предъявляются повышенные требования. Каждый поступающий на службу должен будет пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также испытание в целях проверки его морально-психологических, деловых и иных качеств. Для действующих сотрудников также предусмотрены периодические психологические тестирования и аттестация.

Принципиально важно, чтобы кандидаты на службу, имеющие наркотическую, алкогольную или иную зависимость, психически неуравновешенные люди не имели никаких шансов попасть на работу.

- В рамках реформы планируется существенно сократить число милицейских учебных заведений. А где будете брать кадры?

- К 2012 году личный состав органов внутренних дел, согласно указу президента, будет сокращен на 20 процентов. В связи с этим было принято решение и об уменьшении числа ведомственных учебных заведений и, соответствен, слушателей в них.

Мы провели несколько социологических исследований и пришли к выводу, что часть слушателей сразу по окончанию наших вузов, получив хорошее, качественное и не побоюсь этого слова престижное образование, уходит. То есть мы готовим за государственный счет специалистов для других структур. Поэтому планируется обязать выпускников милицейских вузов после их окончания обязательно идти на службу в милицию и отработать определенный срок. В противном случае молодому специалисту придется компенсировать затраты на его обучение.

В любом случае основные вузы остаются. Без их помощи мы не сможем укомплектовать ряды полиции высококвалифицированными специалистами. Конечно, мы бы хотели, чтобы к нам приходили на работу выпускники других серьезных вузов, например, МГУ имени Ломоносова, но пока не очень рвутся.

- В законопроекте практически не прописаны социальные гарантии полицейских, а президент называл это одной из первоочередных задач.

- Действительно, проект не содержит полного социального пакета. Он оставляет тот набор социальных гарантий, который содержится в действующем законе. Это сделано сознательно. Проводимое реформирование МВД предполагает несколько этапов и составляющих. Первое - это формирование нормативно-правовой базы, чем мы и занимались. Фактически созданы закон о полиции и закон о прохождении службы.

Что касается социального пакета, то это будет вторая составляющая реформы, которая предполагает, что сотрудник полиции, который выполняет свои задачи с риском для жизни, не считаясь с личным временем и интересами семьи, рискуя жизнью, должен адекватно оплачиваться. Мы не претендуем на завышенные, заоблачные зарплаты, так как понимаем, что экономические возможности государства ограничены. Но, тем не менее, каждый сотрудник должен иметь право на жилье, на достойную пенсию, на медобслуживание. Вот это минимум благ, который позволит ему чувствовать себя востребованным и нужным обществу. Ведь согласитесь, мы, конечно, можем ругать, наказывать, но у людей должен быть стимул служить. В этом случае в полицию появится отбор, а не набор всех жалеющих, который сегодня, к сожалению, существует.

Поэтому планируется принятие отдельного закона, который будет регулировать денежное довольствие, жилищное и пенсионное обеспечение всех сотрудников органов внутренних дел.

- Предложение переименовать милицию в полицию вызвало много споров. Приводятся аргументы как за, так и против. Как считаете, это принесет положительный результат?

- Эта тема не нова. Еще в 1991 стоял вопрос о переименовании милиции в полицию, был даже подготовлен соответствующий законопроект. Но его тогда не поддержал Верховный совет.

Судя по отзывам, пока граждан, которые против переименования, совсем мало. Большинство поддерживают. В свою очередь, мы ведем большую информационную работу, разъясняя людям, что дело не в смене названия, а в изменении качества работы органов правопорядка. Молодежь, кстати, вся выступает за полицию, говорят, что это - европейские стандарты и давно нужно был сделать. Более консервативно, конечно, старшее поколение. Но думаю, проанализировав все "за" и "против", они также согласятся с необходимостью смены названия.

Еще раз подчеркну, что это будем не просто переименование, а обновление содержания деятельности. Во главу угла будут поставлены права и свободы граждан, именно их защита и соблюдение будет являться целью деятельности полиции. Именно население будет оценивать полицию и общественное мнение будет являться основополагающим критерием оценки работы. В зависимости от того, как население относится к руководителям полиции, конкретным сотрудникам, мы и будем делать вывод об их профпригодности и квалификации.

Термин "полиция" у большинства сотрудников органов внутренних дел отторжения не вызывает. Фактически мы уже давно полицейские и по сути и по форме. В таком качестве нас воспринимает и международное полицейское сообщество. Мы являемся членами Интерпола - международной полицейской организации.

Если вспомнить, в России первым органом охраны правопорядка была полиция. Поэтому речь идет о возвращении к историческому названию, наполненному современным содержанием.

- Сергей Петрович, а когда планируется принять новый закон?

- Обсуждение законопроекта "О полиции" на сайте продлится до 15 сентября, после чего документ будет направлен на доработку. Первоначально срок исполнения стоял - декабрь, но с учетом особой важности этого законопроекта, он будет подготовлен раньше.

Планируется, что осенью президент уже внесет его на рассмотрение Госдумы. С 1 января 2011 года новый закон должен вступить в силу.

ИТАР-ТАСС, 13.08.2010

authorname: 
author: