Силовые структуры в поисках улучшения имиджа в 2010 году

Начавшиеся в предыдущие годы кардинальные преобразования в военной сфере, не стали лишь отдельным эпизодом в улучшении имиджа только военного ведомства нашей страны.

Завершение мероприятий по приведению Вооружённых Сил к новому облику в 2010 году способствовали, на наш взгляд вполне предсказуемо, тому, что внимание высшего военно-политического руководства страны стало сосредотачиваться на проблемах и в других структурах, образующих систему национальной безопасности России. Ни одно силовое ведомство в уходящем году не осталось без внимания, как высших государственных руководителей, так и российского общества. Помимо МВД России, были выявлены ещё серьезные провалы и нарушения в работе ФСИН, Службы внешней разведки и даже прокуратуры. Особенно сильно имидж прокурорских работников пострадал при выявлении фактов коррупции и связей с криминалом в связи с массовым убийством в станице Кущёвской, а также в случае с освобождением из-под стражи лиц, причастных к убийству болельщика ФК «Спартак» Егора Свиридова.
 
ФСБ России также оказалось в центре критики со стороны политических деятелей и общества в результате взрывов 29 марта в московском метро, унёсших жизни несколько десятков людей и нанёсших физических и моральных увечий тысячам гражданам России и других государств. При этом террористы также сумели нанести серьёзный ущерб имиджу ФСБ России при осуществлении взрыва возле самого «главного офиса» этого ведомства – станции метро «Лубянка». Фактически 2010 год показал, что современное состояние имиджа силовых структур весьма нуждается в его улучшении.
 
Вооружённые Силы: противоречия в поисках улучшения имиджа
 
Руководство военного ведомства России, осуществляя курс на приведение Вооружённых Сил к новому облику, в 2010 году осуществляло противоречивые действия в этом направлении. С одной стороны министром обороны А.Э. Сердюковым был заявлен курс на гумманизацию армейских отношений в Вооружённых Силах. Было заявлено о передаче в ведение гражданских структур вопросов приготовления пищи, уборки территорий и помещений, введение в распорядок дня послеобеденного часа для сна, свободного времени для посещения солдатской чайной, а также предоставление солдатам отдыха в выходные дни, разрешение им ходить в увольнение в гражданской одежде, которую будут хранить в каптерках. Накопившиеся за службу выходные военнослужащим по призыву разрешат использовать для поездки к родителям в отпуск, а разговаривать с ними по телефону уже могут практически каждый день. По приказу министра обороны солдатам разрешили брать на службу мобильники. Кроме того, во всех воинских частях хотят оборудовать специальные переговорные пункты. По словам А.Э. Сердюкова, со временем рядовым бойцам станет доступно и общение по Интернету.
 
С другой стороны, начальником Генерального штаба ВС РФ Н.Е. Макаровым в 2010 году было заявлено о том, что наши Вооруженные Силы вовсе «и не переходят на контрактную основу. Задача, которая ставилась – построение профессиональной армии, решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться в армии. Призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем», – пообещал он. Кроме этого в июле уходящего года в СМИ прошла информация о намерении Министерства обороны ужесточить правила призыва. Так в частности предполагалось ограничить передвижение молодых людей призывного возраста, запретить им уезжать в другой город и за границу, увеличить призывной возраст до 30 лет включительно и т.д.
 
Аргументированное выступление и проведённый анализ инициатив военного ведомства в сфере намечаемых преобразований призывной системы со стороны представителей Ассоциации военных политологов в СМИ, в частности на канале «Россия» и в газете «ВПК», способствовало отказу руководства Минобороны России от планов по ужесточению призыва. Более того Министерство обороны, в целях улучшения имиджа самой призывной системы пошло на такие нестандартные шаги, как разрешение родителям и представителям общественности сопровождать команды призывников от сборного пункта до места назначения за счёт военного ведомства. Несмотря, на, казалось бы, такие смелые шаги со стороны военных руководителей, ничего не говорилось об активизации деятельности Общественного Совета при Министерстве обороны и родительских комитетов при воинских частях в вопросах контроля взаимоотношений внутри воинских коллективов. По сути, PR-деятельность военных руководителей не способствовала открытости всей военной системы.
 
В 2010 году руководство военного ведомства в целях поиска путей модернизации Вооружённых Сил активно осуществляло внешнеполитическую деятельность. Так, например, в ходе визита в сентябре уходящего года А.Э. Сердюкова в США был подписан министрами обороны России и США меморандум о создании специальной российско-американской рабочей группы, которая будет заниматься вопросами, связанными с военной реформой и обеспечением прозрачности военной политики США и России. А визит начальника Генерального штаба ВС РФ Н.Е. Макарова в Польшу способствовал активизации военного сотрудничества наших стран. Были проведены совместные российско-польские учения в Калининградской области, Республикой Польшей были закуплены у России боевые вертолёты. По сути эти два визита стали решающими этапами в процессе улучшения отношений между Россией и НАТО, о чём было заявлено руководством Североатлантического альянса на саммите в Лиссабоне. Как результат такого улучшения можно рассматривать запланированные в следующем 2011 году совместные учения Черноморского флота РФ и НАТО под кодовым названием «Болд монарх-2011».
 
Однако имидж самого руководителя военного ведомства в 2010 году серьёзно подпортил скандал, связанный с оскорблением министром обороны начальника Рязанского училища ВДВ А.Л. Красова за возведение храма на полигоне в Сельцах. Военно-политическому руководству страны, комитету Государственной Думы РФ по обороне, да и руководству самого военного ведомства пришлось приложить немало усилий, чтобы замять этот скандал. Пришлось даже использовать авторитет ветеранов Вооружённых Сил – генералов и маршалов в отставке.
 
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что, несмотря на предпринимаемые меры по улучшению имиджа Вооружённых Сил и привлекательности военной службы, и связанные с ними задачи по комплектованию Российской армии в 2010 году выполнены не были. Причинами, на наш взгляд являются следующие. Во-первых, не решен вопрос контроля широкой общественности вопросов призыва на военную службу и взаимоотношений в воинских коллективах. Во-вторых, производится попытка модернизировать Вооружённые Силы на основе старой призывной системы. Однако закупка новейшего вооружения у других государств и внедрение в систему управления боем новых информационных технологий настоятельно требуют наличия в Российской армии большинства военнослужащих, проходящих службу по контракту.
 
В-третьих, уменьшение количества льгот военнослужащих, неразрешённость жилищной проблемы и недостаточный уровень денежного довольствия, в том числе и военной пенсии, не способствуют привлекательности военной службы. А обещание в 2012 году значительно повысить денежное довольствие и решить проблемы обеспечения жильём у многих граждан в погонах и будущих призывников не вызывают доверия. В-четвёртых, непродуманная реформа система образования привела к отказу военного ведомства от набора курсантов в уходящем году. А назначение выпускников-лейтенантов на сержантские должности, массовое увольнение офицерского состава, в том числе и младших офицеров, из рядов Вооружённых Сил России весьма серьёзно ударило по моральному духу представителей «основного костяка» армии. Автор этих строк сам лично был участником процесса ещё в 2009 году принудительного увольнения младших офицеров, в том числе и лейтенантов, прослуживших в этом воинском звании менее года в военно-строительном комплексе.
 
МВД, ФСБ, ФСИН, СВР и Спецстрой России: имиджевые противоречия
 
Казалось бы, с имиджем милиции и в целом МВД России не должно быть каких-либо проблем вообще. По телевидению нескончаемо идут милицейские сериалы про героические будни работников правоохранительных структур. Самые известные из них: «Улицы разбитых фонарей», «Литейный», «Глухарь», «Возвращение Мухтара» и т.д. Однако скандалы еще прошлого, 2009 года, с участием работников милиции серьёзно подпортили имидж МВД России. И речь идёт не только о громком преступлении майора Евсюкова. В конце 2009 и в начале 2010 года Интернет заполонили обращения работников правоохранительной системы непосредственно к первым лицам государства – к Президенту или к Премьер-Министру – с сообщениями о фактах серьёзных нарушений закона и произволе, который творится в системе, которая как раз и должна стоять на страже правопорядка. Пример таких обращений подал майор милиции из Новороссийска А. Дымовский, чьё обращение к В.В. Путину получило широкий общественный резонанс.
 
Последовавший вскоре после этих обращений нескончаемый поток сообщений в СМИ о совершении преступлений сотрудниками МВД и ФСИН привёл к тому, что в течение года Президент РФ Д.А. Медведев в массовом порядке увольнял высокопоставленных должностных лиц этих силовых ведомств. Так, в феврале 2010 года были обнародованы указы Президента России об отставке 17 генералов, в том числе двух замминистра. По масштабу перестановок это сопоставимо с кадровыми решениями ещё в декабре 2009 года, когда Д.А. Медведев уволил 20 руководителей ФСИН после череды скандальных происшествий в этом ведомстве. Однако и 2010 году Указом главы государства были освобождены от занимаемых должностей начальники региональных подразделений ФСИН по Приморскому краю и Свердловской области.
 
При этом широкое обсуждение в Интернете законопроекта «О полиции» не способствовало повышению имиджа указанных выше правоохранительных структур. Масло в огонь подлили в 2010 году в сторону ухудшения имиджа милиции жестокое обращение отдельными сотрудниками МВД с демонстрантами, выступающими за защиту статьи 31 Конституции РФ и одновременно неэффективные действия ОМОНа против националистов 11 декабря на Манежной площади в Москве. Скорее всего, руководству страны, непосредственно МВД России и Минюсту России в 2011 году придётся весьма серьёзно усилить работу по наведению порядка и дисциплины в этих правоохранительных ведомствах. На наш взгляд, без применения механизмов парламентского, гражданского и информационного контроля вряд ли можно что-либо существенно изменить в системе работы милицейских подразделений и пенитенциарных учреждений.
 
Нестандартными, на наш взгляд, со стороны руководства страны, а также СВР и ФСБ, можно считать имиджевые решения после провала наших агентов в США. Сначала, заявление В.В. Путина о своей встрече с разоблачёнными разведчиками, на которой они вместе пели песню «С чего начинается Родина». Затем, последовавшая «гламурная раскрутка» одного из проваленных агентов – Анны Чапман, ставшей желанной моделью для многих мужских глянцевых журналов, которая закончилась включением рыжеволосой красавицы в состав руководства «Молодой гвардии» в конце уходящего года. Полагаем, что такие нестандартные ходы способствовали тому, что имидж СВР и ФСБ не ухудшился в глазах российского общества. Более того разоблачённые разведчики обрели ореол мучеников-патриотов, пострадавших из-за действий предателей Родины, которых в свою очередь, весьма скоро настигнет суровая кара.
 
Весьма неожиданно для многих включился в работу по повышению своего имиджа среди населения страны Спецстрой России. Выходу в телеэфир сериала «Стройбатя» предшествовала не только реклама по ДТВ и в Интернете, но и бравый марш девушек-моделей по Гоголевскому бульвару и Новому Арбату, одетых в стиле «милитари-секси». Можно предположить, что и Указ, разрешающий набирать на службу иностранцев, в некоторой степени направлен на улучшение комплектования подразделений Спецстроя. С учетом размера денежного довольствия желающих можно ожидать только из представителей Казахстана и государств Средней Азии. Тем более, что в СССР военно-строительные части и комплектовались в основном призывниками из Закавказья и указанных республик, так как старались не доверять им какого-либо оружия или военной техники. Кроме этого, в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане призывной ресурс намного превышает потребность армий этих государств  в наборе граждан на военную службу.
 
Возникает парадоксальная для россиян картина – не всех желающих служить в государствах Средней Азии и Казахстане призывают или набирают по контракту в армию. Поэтому возможность послужить в Российской армии по призыву или по контракту с дальнейшим получением гражданства России является для жителей среднеазиатских государств весьма неплохой перспективой. Пусть даже и в рядах Спецстроя России. Итак, выход сериала «Стройбатя» в эфир и опубликование Указа о наборе иностранцев на военную службу в определённой мере способствовал улучшению имиджа Федерального агентства специального строительства при Министерстве обороны. Однако престиж службы в качестве военного строителя в глазах общества никогда не может сравниваться, например, с престижом службы в качестве лихого десантника или морского пехотинца.
 
Таким образом, в 2010 году работа высшего руководства России и силовых структур по формированию и улучшению имиджа подчинённых ведомств проходила в сложной противоречивой обстановке. Несмотря на серьёзные провалы в деятельности многих силовых ведомств, всё же в целом не произошло существенного снижения имиджа силовых структур. Более того, даже удалось улучшить имидж отдельных из них. Полагаем, что добиться существенного улучшения имиджа всей силовой составляющей государственной системы в следующем 2011 году можно только путём привлечения экспертного сообщества, создания механизмов реального и действенного парламентского, гражданского и информационного контроля, а также с помощью разработки инновационных проектов в военно-имиджевой сфере с привлечением молодёжи, научных деятелей, бизнеса и широкой общественности.
 

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений