Афганская наркоугроза

Сегодня создана изощренная глобальная инфраструктура сбыта и организации производства героина. Проблема незаконного оборота наркотических средств из Афганистана представляет серьезную угрозу для мирового сообщества. Афганистан в настоящее время считается крупнейшим мировым производителем сырья для получения героина – на долю страны приходится до 92% всего оборота зелья в мире [5], что является крупной угрозой экономической безопасности. Российская Федерация стала абсолютным мировым лидером по сбыту и потреблению героина. Основным поставщиком наркотиков в Россию на данный момент является Афганистан [11]. Так, по словам депутата Европарламента Пино Арлакки, производство опиатов в Исламской Республике Афганистан к настоящему времени выросло почти в 40 раз по сравнению с 2001 годом. Причиной этому послужил ввод американских войск в Афганистан  и начало оккупации этой страны. На тот момент там практически не было наркопроизводства. Именно в тот период Талибан под давлением мирового сообщества запретил производство героина. Но уже год спустя производство наркотиков вышло на тот уровень, который был до введения войск. И сейчас необходимо компенсировать 9 лет практического бездействия в отношении афганского  наркотрафика [10]. Эксперты считают, что России объявили нарковойну. И афганский героин можно считать особым видом оружия массового поражения, причем действия, направленного на молодежь – будущее нашей страны. Так как основная часть населения, потребляющих наркотические вещества, – люди в возрасте до 35 лет [3]. В последние годы наркоманов гибнет больше, чем на войне в Афганистане. Согласно данным ООН, процент российского населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, в 5-8 раз превышает соответствующий показатель в Европе. Россия из-за исключения из числа экономически активного населения наркозависимых, расходов на пенитенциарную систему, судебные издержки, лечение ежегодно теряет до 3% ВВП, что примерно в 2 раза больше, чем США расходует на военные действия на свое присутствие в Афганистане. Героин в России употребляют до 90% всех наркозависимых, а возрастной порог, с которого начинается злоупотребление наркотиками, снизился до 6 лет, и весь этот героин имеет исключительно афганское происхождение, сообщил директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов [11]. В данной ситуации возникает вопрос, насколько эффективна антинаркотическая стратегия Запада в Афганистане, если вообще можно говорить об эффективности. Ведь именно борьба с наркотрафиком была одним из аргументов администрации бывшего президента США Джорджа Буша-младшего в пользу ввода американских войск и проведения военной операции в этой стране [11]. Динамика роста наркопроизводства в Афганистане действительно свидетельствует, что национальная и международная антинаркотические стратегии в этой стране оказались неэффективными. Так, в 2007 году размер площадей незаконных посевов опийного мака по сравнению с 2002 годом увеличился более чем в 2,5 раза и оценивался в 193 тысячи гектаров. В 2008 году было собрано 8200 тонн опия-сырца. Это на 34% больше, чем в 2006 году [6]. И при всем этом, блок НАТО отказался удовлетворить просьбу российской стороны о распылении химикатов над посевами опиумного мака в Афганистане. Свою позицию североатлантический альянс пояснил так: если Москва хочет помочь контролировать распространение наркотиков, она должна оказывать всестороннюю помощь в борьбе с исламскими радикалами в регионе [5]. В марте 2010 года Россия предложила НАТО на встрече в штаб-квартире организации получить мандат ООН на уничтожение посевов, продукция из которых уносит жизни 30 тыс. россиян ежегодно. Однако пресс-атташе альянса Джеймс Аппатурай заявил, что проблема с наркотиками должна решаться постепенно, без насилия над местным населением. Так как нельзя лишать людей единственного источника доходов, которые живут во второй по бедности стране мира без предоставления им альтернативы [5]. А тем временем, наркотрафик из Афганистана идет по трем основным маршрутам. Один из них – Балканский, он направляется в сторону Европы через территорию Ирана и Турции. Второй – Северный (или «Шелковый» – подразумевая: торгуй сколько хочешь, где и чем хочешь) – проходит через территории стран СНГ в Россию. Третий, Южный маршрут, идет через территорию Пакистана, Индию и затем морем по всему миру [6].Ввоз наркотических средств на территорию Российской Федерации упрощается из-за отсутствия полноценных границ. Характер передвижений участников наркотрафика показывает, что административно-правовые режимы границы, торговли и ввоза грузов на территорию Российской Федерации из бывших республик СССР крайне размыты международными соглашениями и не позволяют организовывать эффективное пресечение афганского наркотрафика [7].Так, вектор движения основного урожая наркотиков в сторону Севера осуществляется через неукрепленные границы Таджикистана, Узбекистана, Туркмении и Казахстана. А в акваториях Черного и Каспийского морей через порты Ирана (Энзели, Ноушехр), Турции (Стамбул, Трабзон), Туркмении (Туркменбаши) и Азербайджана (Баку) [2].Также в настоящее время, по заявлению директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ Виктора Иванова на заседании коллегии ведомств в феврале 2010 года, Грузия стала одной из ключевых территорий наркотрафика в районе Черного и Каспийского морей. По словам Иванова, порты Батуми и Поти превратились в основные звенья наркотрафика, а грузинский город Кобулети стал одним из главных пунктов трафика афганского героина [1]. По словам Виктора Иванова, поставки афганских наркотиков через Иран и Азербайджан – достаточно опасное направление для России, потому что наркотики попадают на территорию Дагестана и других республик  Северного Кавказа. Это можно квалифицировать как финансирование террористической деятельности в этом регионе, который является «горячей точкой» на протяжении ряда лет. А наркотики – неиссякаемый источник финансирования деятельности бандитских организаций [12].Учитывая вышесказанное, нельзя не согласиться, что проблема Афганских наркотиков – международная проблема. Это проблема, которая наносит удар национальной, экономической, политической безопасности любой страны.  И бороться с ней надо всем мировым сообществом. Попытки решения данной задачи не прекращаются. Так, создан план действий Государств – членов Шанхайской организации сотрудничества и Исламской Республики Афганистан по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и  организованной преступностью. Касательно незаконного оборота наркотиков, данным планом призываются все заинтересованные государства в рамках ООН и других международных и региональных организаций реализовывать международные стратегии по борьбе с наркотиками в Афганистане и в регионе, которые в том числе предусматривают строгое соблюдение положений Резолюции 1817 Совета Безопасности ООН и решений соответствующих международных форумов, а также  меры по созданию и укреплению «поясов антинаркотической и финансовой безопасности» в регионе. Подразумевается дальнейшее повышение эффективности механизма взаимодействия по контролю за оборотом наркотиков в рамках ШОС.  Разработка планов практического сотрудничества между антинаркотическими структурами государств-членов ШОС и других стран региона, включая обмен информацией, контроль за прекурсорами, а также углубление взаимодействия этого механизма с профильными органами ООН, другими международными и региональными организациями, вовлеченными в борьбу с выращиванием, производством и оборотом наркотиков. Также существует необходимость укрепления международного и регионального сотрудничества в противодействии наркоугрозе, в том числе через поддержку программ и проектов в сфере обеспечения безопасности и охраны границ, осуществляемых по линии ООН, ОДКБ, СНГ, ЕС и ОБСЕ в Афганистане и Центральной Азии. Необходимо объединение усилий всех заинтересованных государств и организаций по созданию «поясов антинаркотической и финансовой безопасности» в регионе. Присоединение МССБ во взаимодействии с правительством Афганистана к борьбе против производства и распространения наркотиков в Афганистане и поддержка их широкого участия в многосторонних усилиях в данной сфере. Важно, чтобы Советом Безопасности ООН был учтен этот аспект при очередном рассмотрении вопроса о мандате МССБ. Нужно расширение сотрудничества между ШОС, ОДКБ и СНГ на антинаркотическом и контртеррористическом направлениях. Следует подчеркнуть важность проводимой под эгидой ОДКБ многосторонней оперативно-профилактической операции «Канал», расширения числа государств, участвующих в операции в качестве наблюдателей. Начало полноценного функционирования Центральноазиатского регионального информационного координационного центра, созданного для борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и привлечение к его деятельности Афганистана будет способствовать эффективному контролю над незаконным производством, злоупотреблением и оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Центральной Азии [9]. 28 апреля 2010 года в МИД России состоялись российско-британские консультации на уровне директоров департаментов по афганской проблематике, где подчеркивалась важная роль ШОС как площадки для регионального политического диалога и практического сотрудничества по данному вопросу [8]. В рамках формируемой в настоящее время новой антинаркотической политики России в качестве приоритетных можно выделить следующие направления действий:- международное направление. Реализм отношения к проблеме заключается в том, что без кардинальных изменений ситуации в Афганистане избавить Россию от героиновых потоков практически невозможно. К тому же наркомафия, организующая против РФ агрессию, имеет ярко выраженную транснациональную природу и характер.- организация действенных полноценных границ. Без наведения порядка в режимах ввоза товаров и въезда в Россию будет продолжаться создание комфортных и нигде больше в мире не имеющихся условий для организаторов наркотрафика.- ужесточение наказаний по отношению к тем, кто реализует оптовые партии наркотиков, адекватных уровню особой социальной опасности для общества [7].- подрыв экономических основ организованной наркопреступности. Это позволит снизить возможности финансирования криминальных структур и экстремистских организаций, совершающих акты терроризма не только на Северном Кавказе [2].- создание координационного центра на Северном Кавказе по борьбе с наркотиками. Необходимо заниматься мониторингом ситуаций, связанных с этой проблемой, с сопредельными с Россией государствами. Вновь созданный Южный федеральный округ должен помочь вовлечению населения республик Северного Кавказа в трудовую деятельность. Достижение этих целей возможно, если обеспечить развертывание многоуровневой системы международного антинаркотического сотрудничества Российской Федерации как слаженной и согласованной работы всех участников борьбы с наркобизнесом. Библиографический список1.    Афганский героин идет в Россию и Европу через Грузию [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://www.nr2.ru/south/272187.html.2.    Афганский наркотрафик стал катализатором развития негативных процессов на Северном Кавказе [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=92336.3.    Наркотрафик из Афганистана – угроза для России [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://www.arms-expo.ru/site.xp/049057054049124053049052055.html.4.    Наркотрафик из Афганистана – цивилизационный вызов России [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://edinros.ru/text.shtml?6/5501,[rubrid].5.    НАТО не хочет лишать Афганистан доходов от опиумного мака [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://www.baltinfo.ru/news/NATO-ne-khochet-lishat-afgantcev-dokhodov-ot....6.    НАТО стимулирует наркотрафик. Военная операция сил альянса в Афганистане только усугубляет ситуацию [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1235045760 7.    О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://odin-fakt.ru/obshestvo/o_prichinakh_i_posledstviyakh.8.    О российско-британских консультациях по афганской проблематике [Электронный ресурс] – Режим доступа: //  http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/C26662B3A3CEB7D4C32577140056B630.9.    План действий государств – членов Шанхайской организации сотрудничества и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью [Электронный ресурс] – Режим доступа: //   http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/0/95C8E590EC681A5DC3257586005A9583.10.    Россия и Евросоюз разработают совместную программу борьбы с афганским наркотрафиком [Электронный ресурс] – Режим доступа: //   http://www.baltinfo.ru/news/Rossiya-i-Evrosoyuz-razrabotayut-sovmestnuyu....11.    Россия терпит поражение в нарковойне [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://www.baltinfo.ru/stories/Rossiya-terpit-porazhenie-v-narkovoi'ne.12.    Россия требует признать афганский наркотрафик угрозой безопасности мирового уровня [Электронный ресурс] – Режим доступа: //   http://rus.ruvr.ru/2009/11/19/2354079.html.