Условия и факторы развития малого и среднего предпринимательства в городе Набережные Челны

Сегодня никто не будет отрицать, что создание предпринимательской среды и условий свободной конкуренции является важнейшим элементом происходящих в России перемен. Для развития предпринимательства есть несколько условий. Первое - свобода в выборе деятельности, источников финансирования, производства или торговли, сбыта и т.д. Над предпринимателем нет руководящего органа, который указывает, что производить, сколько тратить, кому и почем продавать. Но предприниматель при этом зависит от рынка, спроса и предложения, уровня цен, культуры потребителей и многих других факторов.

Еще одно важное условие - ответственность за принятые решения, их последствия, риск. И третье - ориентация на успех, стремление к увеличению прибыли, хотя в современном бизнесе это не главная установка. Многие предприниматели принимают участие в решении социальных проблем города, жертвуют средства на культуру, образование, поддержку групп населения.

При этом как чувствуют себя предприниматели в бизнес-среде города? Какие проблемы - правовые, экономические, административные, социальные являются барьерами для развития их инициативы? Какие отрасли народного хозяйства города характеризуются наиболее активным развитием малого и среднего бизнеса?

С другой стороны, есть блок иных вопросов: какие ниши еще свободны, не охвачены предпринимательской инициативой? Насколько эффективны программы поддержки малого и среднего предпринимательства? Каково отношение предпринимателей к условиям ведения бизнеса в городе и республике, сравнение с условиями в других регионах? Почему бывает низка активность участия предпринимателей в государственных конкурсах и программах?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, в январе 2011 года Центр маркетинговых исследований провел маркетинговое исследование по анализу условий и факторов развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Набережные Челны Республики Татарстан. В нем приняли участие 418 предпринимателей из разных отраслей.

Официальная статистика развития малого бизнеса в 2000-2010 годах и влияние экономического кризиса на сектор

Официальная статистика сектора малого предпринимательства в целом по России свидетельствует о положительной динамике основных показателей этого сегмента экономики в 2000-2010 годах. За этот период сектор малого предпринимательства являлся одним из самых динамичных в российской экономике.

При этом следует учитывать, что, начиная с 2008 года, принципы статистического наблюдения за секторами малого и среднего предпринимательства изменились. Так, ранее критерии отнесения к малым предприятиям в зависимости от численности сотрудников были дифференцированными по отраслям. С 2008 года отраслевые различия учитываться перестали, что отразилось в сторону существенного увеличения всех показателей (за счет включения дополнительных сегментов бизнеса). На диаграммах специально выделена точка изменения системы статистического наблюдения.

За рассматриваемый период с 2005 года произошел практически пятикратный рост количества предприятий, однако это в основном связано с изменением статистического учета и программой самозанятости для безработных.

На 1 октября 2010 г. количество малых предприятий в городе Набережные Челны в расчете на 100 тыс. жителей достигло 2259,8 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2005 г. на 1800 единиц.

В таблице 1 приведены данные по Российской Федерации и городу Набережные Челны по доле зарегистрированных предприятий по отраслям. Значительное отклонение наблюдается только по отрасли «услуги» - на 11,1 % выше в Набережных Челнах, чем в целом по РФ, также на 1,6% выше доля обрабатывающих производств.

В городе Набережные Челны по итогам 2010 г. относительно 2009 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 1,2% и составила 40828 человек, хотя уровень докризисного состояния (45083 человек) не достигнут. От числа экономически активного населения города это составляет 11,8% и 21,8% от всей численности занятых в экономике города. Данный показатель ниже, чем в целом по республике, который составляет около 40%.

За период с 2005 по 2007 г. в городе наблюдалось ежегодное увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях: рост показателя за рассматриваемый период составил 2,5 раза. Во время экономического кризиса 2008 года численность занятых на малых предприятиях сократилась на 12,9% и в настоящее время еще не восстановилась до докризисного уровня. По итогам 2010 года среднее число занятых на одном малом предприятии составило 3,5 человека (в 2005 году этот показатель составлял 7,8 человека).

Что касается объема оборота малых предприятий, то самый высокий уровень зафиксирован в 2008 году, он составил 51 907,9 млн., что выше базового 2005 года в 3,5 раза. В настоящее время докризисный уровень пока не достигнут.

При этом доля малых предприятий в объеме всей произведенной продукции возрастала и достигла 27,1% (рост на 4,9%). Аналогичные показатели по республике составляют - 25%, доля малых предприятий в объеме произведенной продукции и рост относительно предыдущего года 1,2%.

Основные проблемы малого бизнеса: результаты опроса предпринимателей города Набережные Челны

Наибольшую долю среди опрошенных занимают предприятия торговли, как оптовой, так и розничной 41,1%. На втором месте по численности предприятия сферы услуг (информационно-издательская деятельность, туризм, юридические услуги, услуги парикмахерских, швейных мастерских и другие) - 30,2%.

На третьем месте находятся обрабатывающие производства (машиностроение, производство товаров промышленного и народного потребления, легкая промышленность) - 17,8%. В сфере строительства имеет бизнес каждый пятнадцатый респондент - 6,2%.

В исследовании по городу более четырех из пяти предприятий (80,7%), вошедших в выборку, имеют численность до 10 работников. Больше 40 человек имеют только 3,5% предприятий.

Каждое пятое предприятие является новичком на рынке - срок его деятельности до 1 года - 22,9%. Каждое четвертое предприятие (26,4%) уже прошло период адаптации, проработало 2-3 года.

Около трети предприятий проработало от 4 до 10 лет (в сумме 34,6%). В выборке также представлены предприятия «старожилы» - опыт их работы на рынке составляет более 10 лет (16,1%).

Четыре предприятия из пяти (80,1%) работают на местном рынке - город или республика. За последние три года практически не происходит увеличения доли компаний, работающих на национальном уровне - в других регионах РФ. Доля международных предприятий упала с 19,0% в 2008 году до 2,7%, что является незначимой величиной.

Проблемы и барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью любой региональной экономики. Решение социальных вопросов, обеспечение самозанятости населения, создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение инновационного развития - это те функции, которые малый бизнес призван выполнять. Именно эти функции закрепляются за малым предпринимательством в Программах экономического развития Республики Татарстан и города Набережные Челны.

К сожалению, несмотря на декларируемую важность малого предпринимательства, разработку и реализацию различных мероприятий, направленных на развитие сектора, совершенствование инфраструктурной поддержки, у малого бизнеса остается много проблем. Причем они мало меняются по своему содержанию, а некоторые по остроте даже увеличиваются год от года.

Важным аспектом исследования являл ось выявление остроты проблем для развития предпринимательства в городе в настоящее время с точки зрения владельцев малого бизнеса. Градация ответов могла быть представлена в баллах от 1 абсолютно не проблема, до 5 - проблема очень большая.

Среди самых острых проблем (рис.9) предпринимателями были названы высокое налогообложение - 68,2%, на втором месте также проблема налогов - рост страховых взносов фонда оплаты труда - 68,6%. Третью позицию разделили рост тарифов на электроэнергию - 61,6% и высокие ставки процентов за кредит - 59,1%. Таким образом, налогообложение, рост тарифов и доступ к финансам входят в тройку самых труднорешаемых и тормозящих развитие бизнеса проблем.

Среди аспектов ведения бизнеса, которые не представляют трудностей для предпринимателей, названо «приобретение оборудования» - 83,1% респондентов указали, что на рынке представлен весь спектр оборудования разных производителей и разных ценовых категорий и выбор не представляет проблемы.

Также нет проблем с доступом к информации (78,5%), недостаточностью опыта и знаний (78,1%). Две трети предпринимателей (70,3%) отметили, что у них нет сложностей во взаимодействии с органами власти и в отстаивании своей правоты в арбитраже (69,1%) - чаще всего из-за малого размера бизнеса им не приходится прибегать к арбитражу или взаимодействовать с органами власти. У каждого второго бизнесмена нет трудностей с кадровым обеспечением (59,6%).

Отношение к формам поддержки предпринимательства на региональном уровне

Необходимость государственной поддержки сектора малого предпринимательства имеет объективные причины уже в силу того, что задачи, которые малый бизнес призван решать в обществе, носят значимый общественно-социальный характер. Кроме того, в России в целом и в Республике Татарстан в частности внешняя среда (в основном ее рыночные составляющие) достаточно агрессивна по отношению к малому предпринимательству, следовательно, господдержка просто необходима. Она должна стать амортизационной подушкой, компенсирующей вызовы внешней среды. С ростом давления вызовов должна расти ее эффективность.

В ходе исследования респондентам было предложено ответить на вопрос «Какие из организаций, занимающиеся поддержкой малого бизнеса в Татарстане, Вы знаете?». Список организаций не предоставлялся, предпринимателям нужно было припомнить и назвать эти организации.

В таблице 2 проранжирован список организаций, которые вспомнили респонденты, а также представлена графа с долей обращавшихся в эти структуры за поддержкой. При ранжировании методом спонтанного припоминания первое место занял Центр занятости населения города (50,0%), поскольку предыдущие кризисные 2008 и 2009 годы Центром выданы субсидии значительному количеству граждан на открытие собственного дела, проводилось обучение и переподготовка специалистов, а также предоставлялись компенсации предпринимателям на оплату работников. За помощью в Центр занятости обращались более четверти опрошенных (25,4%).

Второе место по припоминаниям занял бизнес-инкубатор города Набережные Челны, который знают около трети респондентов (32,1%), а каждый шестой респондент (14,3%) обращался туда за помощью. Третье место занял технопарк «Мастер» (29,3% ответивших), за поддержкой в который обратился примерно каждый десятый (10,4%) респондент. Четвертое место занимают банки, оказывающие поддержку малому бизнесу – их назвали 27,1% респондентов, при этом практически треть от всех опрошенных обращались в банки за финансовой поддержкой (29,3%).

Одним из значимых институтов для предпринимателей становится Торгово-промышленная палата города Набережные Челны и региона «3акамье», которую по припоминаемости назвали на пятом месте (24,3%), обращается туда каждый десятый респондент (10,7%). Следующими по припоминаемости названы Комитет по поддержке малого и среднего предпринимательства РТ (21,1%) и Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан (17,1%), которые располагаются на 6 и 7 местах, соответственно. Однако в Лизинговую компанию предприниматели обращались чаще (10,7% против 8,2%).

Все перечисленные организации оказывают финансовую помощь предпринимателям и занимают свою нишу в поддержке малого бизнеса в республике и в городе. Виды поддержки и их эффективность представлены в таблице 3.

Востребованность отдельных видов государственной поддержки имеет некоторые отличия для разных отраслей: производственные предприятия чаще всего пользуются услугой размещения в технопарке или бизнес-инкубаторе (23,3%), которые также предоставляют субсидии на платежи по аренде (8,7%). Однако это в основном не массовые формы поддержки.

Среди массовых следует отметить, что представители всех отраслей отмечают эффективность обучения и подготовки кадров (44,1%), а также информационно-консультационной поддержки (26,2).

В целом около 40% предпринимателей, участвовавших в опросе, указали, что пользовались различными видами финансовой поддержки. Среди них наиболее эффективными названы:

• размещение в бизнес-инкубаторе, технопарке (51,9%);

• предоставление субсидий на оборудование (50,0%);

• участие в государственном и муниципальном заказе (46,2%);

• субсидии на возмещение платежей за аренду (45,8%);

• предоставление субсидий (грантов) на старт бизнеса (44,1%);

• возмещение лизинговых платежей (31,3%).

Оценка системы налогообложения и налогового режима предприятия

Налоговый режим имеет существенное значение для финансового положения предприятия. Налогообложение традиционно является одной из самых актуальных и сложных для малого предпринимательства проблем. Не стало исключением и наше исследование, данную проблему на первом месте по остроте назвали 68,2% предпринимателей.

Практически на каждом третьем предприятии применяется общепринятая система налогообложения (36,4%), еще четверть (23,4%) используют упрощенную систему налогообложения, из которых 14,6% в качестве объекта налогообложения применяют совокупный доход, 9,3% валовую выручку. Часть предприятий работает по двум системам одновременно (12,9%), регистрируя несколько самостоятельных предприятий или ИП.

Наиболее позитивно оценивается упрощенная система налогообложения более половины (54,2%) респондентов расценили ее как «разумные ставки налогов и удобный в использовании налоговый режим».

Общепринятая система налогообложения признана самой неудобной 33,6% респондентов отметили, что это «крайне сложный налоговый режим при высоких налоговых ставках».

Вмененный налог большинством его пользователей (56,6%) признан «при слишком высоких налоговых ставках удобным налоговым режимом». Респондентам было предложено оценить, насколько проблемными для бизнеса являются отдельные моменты налогообложения.

Для предпринимателей наиболее важным аспектом налогообложения является его стабильность. Практически каждый второй (48,0%) наибольшей проблемой называет отсутствие стабильности - частые изменения правил налогообложения и налоговых ставок. При этом 43,0% респондентов отмечают отсутствие своевременных разъяснений по применению новых правил и примерно такая же доля (43,3%) как проблему отмечают возможность различной трактовки положений налогового законодательства.

К проблемам налогообложения относятся и две следующие позиции - несвоевременный выход утвержденных форм (26,0%) и возврат НДС (22,9%).

Отсутствие понятной, прозрачной и предсказуемой системы налогообложения вводит предпринимателей в состояние фрустрации или заставляет искать способы «оптимизации налогообложения» через применение нелегальных схем.

Финансы и инвестиции предприятий

Доля инвестиционно-активных предприятий хоть и незначительно, но постепенно снижается и составляет 27,9%. В большинстве случаев бизнесмены города в качестве сдерживающего фактора инвестиционной активности называли ограниченность финансовых ресурсов.

Из собственных средств (прибыль, личные сбережения предпринимателя) в 2010 г. осуществлено около половины всех инвестиций (49,4%).

При финансировании инвестиций бизнесмены города использовали, как правило, два-три источника. Наиболее распространенные: доходы бизнеса и собственные средства для инвестирования (27,8% и 26,8% предприятий, соответственно).

Следует отметить, что в посткризисной ситуации бизнесмены города в незначительной мере используют кредиты банков для финансирования инвестиций (только 13,9% предпринимателей смогли получить инвестиционный кредит). При этом доля обратившихся в банки существенно выше (еще каждому десятому (10,3%) предпринимателю отказали в кредите без объяснения причин), а сама процедура кредитования сопряжена с множеством проблем, основные из которых:

• высокая ставка про цента - 29,3% ответивших;

• сложности с обеспечением залога - 14,4%;

• оформление документов слишком сложное и занимает много времени (на «бумажную волокиту» в качестве ограничивающего фактора при доступе к кредитам чаще всего указывали предприниматели в ходе бесед) -12,1%.

Таким образом, выявленные в ходе опроса ограничения на пути привлечения банковского финансирования достаточно традиционные. И если с точки зрения банков плата за пользование ресурсами и обеспечение кредитов являются жесткими ограничителями, то упрощение оформления кредитов - задача вполне реальная для коммерческих банков.

Анализ привлечения средств для финансирования инвестиций из различного уровня бюджетов из-за низкого числа ответов не является показательным.

По кругу всех опрошенных можно выделить следующие основные причины «неиспользования» государственных денег:

• сложность оформления документов;

• ограниченные денежные возможности бюджетов - слишком маленький размер максимально возможной суммы, которую можно было взять.

Изменения в оборотах предприятий, прибыли

Одной из задач данного исследования являлось рассмотрение текущего финансового состояния предприятий, попавших в выборку в разрезе 2008-2010 годов (кризисный и посткризисный периоды).

На рисунке 15 отражены основные финансово-экономические показатели (оборот и прибыль), которые назвали около 50% респондентов, остальные отказались представить данные, назвав их сугубо конфиденциальными.

При анализе данных становится очевидным значительное (практически вполовину) падение оборота предприятий в 2009 году и в 2,4 раза падение прибыли.

В 2010 году произошло значительное увеличение оборота по сравнению с предыдущим годом (в 3,1 раза). При этом прибыль вышла только на уровень показателей 2008 года. Предприниматели объяснили этот факт значительным ростом затрат на производство.

Затраты предприятий, связанные с соблюдением обязательных требований и процедур, установленных законодательством и органами власти

Государство, определяя правовые аспекты предпринимательской деятельности, устанавливает и формы контроля субъектов этой деятельности. Регулирование и контроль - необходимые элементы политики государства.

Однако в действительности положительные моменты государственного регулирования развиты недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малого предпринимательства. Как следствие несовершенства отдельных отраслей законодательства и недостаточной эффективности деятельности структур государственного регулирования и контроля возникают специфические трудности развития бизнеса, получившие название административных барьеров.

Административные барьеры являются не просто препятствием на пути развития бизнеса, но и одним из стимулов ухода предпринимателей в «теневую» экономику. Специалисты, занимавшиеся подсчетом размера оборота «теневой» экономики, приходят к единому мнению, что в России он составляет не менее 30-40% от валового национального продукта.

В рамках настоящего опроса были выявлены оценки предпринимателей отдельных бюрократических процедур, а также определено, сколько времени и средств от общего их объема приходится тратить на преодоление всех административных нагрузок.

Ответы на вопрос «Какую часть Вашего рабочего времени (в среднем за месяц в 2010 г.) занимало решение вопросов, связанных с соблюдением обязательных требований и процедур, установленных законодательством и органами власти?», показали, что на большей части предприятий (57,4%) затрачивается незначительное количество времени - до 10%, на каждом четвертом (24,5%) - до 30%. Однако есть компании (например, в отрасли туризма), где до 80% времени уходит на соблюдение всех требований и процедур, установленных законодательством и органами власти. Среди промышленных предприятий больше всего рабочего времени на это тратят предприятия, работающие в сфере легкой промышленности - каждый второй опрошенный указал, что затрачивает до 50% времени. Эти же отрасли характеризуются и большими расходами средств.

В организационной структуре за решение подобных вопросов отвечает директор (первое лицо) - 78,2% или бухгалтер - 15,7%. Реже эти функции выполняет юрист - 3,9%.

Ответы на вопрос «Какая доля от выручки в 2010 г. пошла на решение вопросов, связанных с прохождением различного рода бюрократических процедур (в том числе неформальные платежи)?») показали, что стоимостные удельные расходы бизнеса на преодоление административных барьеров составили до 10% от годового объема выручки для более чем двух третей респондентов (69,3%), до 30% - для каждого пятого (19,0%).

Негативным моментом можно считать и тот факт, что, по мнению почти трети предпринимателей (30,3%), расходы, связанные с прохождением различного рода бюрократических процедур в 2010 году, возросли по сравнению с 2009 годом.

По затратам времени и средств административные барьеры не являются критическими статьями расходов для большинства представителей сферы малого бизнеса. Однако чисто психологически предприниматели достаточно тяжело воспринимают отдельные бюрократические процедуры.

В частности, из восьми оцениваемых процедур пять были отнесены в разряд больших и очень больших проблем. А именно: процедуры, связанные с земельными отношениями (процедура согласования и экспертизы проектной документации на строительство (реконструкцию) зданий и сооружений 58,3%; получение земельного участка под строительство - 56,6%; процедура получения разрешения на строительство 54,7%) и размещением бизнеса (процедура перевода помещения из жилого фонда в нежилой - 46,5%). Остальные процедуры (лицензирование, получение сертификатов) для предпринимателей представляют меньшую проблему.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим виды контроля за предпринимательской деятельностью, является ФЗ РФ №134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г.

Законом установлены:

• порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);

• права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;

• обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Закон позволил упорядочить процедуры надзора и контроля, четко определил время и периодичность, а также порядок оформления результатов мероприятия по контролю. Все это должно было способствовать снижению административной нагрузки на бизнес при прохождении различного рода проверок.

Результаты опроса предпринимателей показывают, что в большинстве случаев удается выдерживать частоту проведения проверок, установленную в Законе (согласно гл. II ст. 7 п. 4 Закона, плановые проверки могут проводиться не более чем один раз в два года). Действительно, в течение 2010 г. с учетом внеплановых проверок бизнес одним надзорным органом проверялся один-два раза.

Наиболее часто предприятия подвергались проверкам со стороны налоговых органов, пожарной инспекции, реже - администрации, Роспотребнадзора, участкового милиционера. Выявляется закономерность - чем меньше количество проверок, тем более эффективной считают предприниматели работу этого органа.

Наибольшее количество претензий к налоговой инспекции, администрации, УБЭП МВД РФ, пенсионному фонду, Росприроднадзору.

По оценкам предпринимателей, в 2010 году по сравнению с 2009 количество проверок уменьшилось. 9,8% опрошенных сказали, что количество проверок увеличилось, тогда как 23,7% отметили их уменьшение.

Наряду с упорядочиванием частоты плановых проверок другим положением Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», с которым связано снижение бюрократической нагрузки на бизнес, является требование ведения журнала учета мероприятий по контролю (далее Журнал).

В Журнале должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии, содержащая сведения о наименовании органа, осуществляющего контроль, дате, времени проведения, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись (глава II ст. 9 п. 5 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» ).

По итогам опроса более половины предпринимателей города вообще не ведут Журнала, более десятой части (13,1%) указали, что в процессе проверок Журнал никогда не заполнялся. Еще 11,0%, отметили, что заполнение было редким. Таким образом, только каждая четвертая проверка фиксируется в журнале.

Оценка уровня коррумпированности контролирующих организаций при взаимодействии с субъектами малого предпринимательства

К общим институциональным проблемам, не позволяющим бизнесу нормально развиваться, относится коррупция. Ее присутствие влияет на оценку всех элементов бизнес-климата. Качественных различий в оценке степени тяжести коррупции по отдельным группам бизнеса нет, явление носит глубоко системный характер.

Коррупция как проблема, мешающая бизнесу работать, поставлена предпринимателями города Набережные Челны только на 7 -е место среди всех оцениваемых элементов бизнес-среды, 29,4% указали, что это «большая» и «очень большая» проблема.

Коррупция стала привычным явлением для предпринимателей, неотъемлемой частью окружения, она присутствует во всех сферах регламентации бизнес-деятельности, в том числе в работе проверяющих органов.

На вопрос «Приходилось ли Вам прибегать при решении проблем, возникающих в ходе проверок, к неформальным платежам, подаркам?» 17,5% предпринимателей ответили утвердительно, 60,7% - отрицательно, еще 21,8% затруднились или отказались отвечать.

Наиболее подвержены проверкам розничная торговля и сфера услуг. Данные отрасли лидируют по объемам неформальных платежей в пользу проверяющих органов. В строительной отрасли при сравнительно небольшом количестве проверок наблюдается большой процент неформальных платежей.

Несмотря на неискоренимость коррупции, челнинские предприниматели малого бизнеса только в каждом двадцатом случае прибегают к предложению денег, услуг или товаров проверяющим. В случае выявления каких-либо нарушений предприниматели чаще всего отстаивают свои права в законном порядке.

Ожидания изменений условий для предпринимательской деятельности в ближайшей перспективе

В ходе исследования осуществлялся замер настроений и ожиданий предпринимателей относительно состояния и перспектив развития их бизнеса. При ответах на вопрос: «Как Вы оцениваете состояние Вашего бизнеса в течение последнего 2010 года?» большинство из них ответило, что оно улучшилось (39,3%). Практически для четверти предпринимателей (26,4%) состояние их бизнеса не изменилось, а для каждого пятого (22,9%) положение ухудшилось.  

Замер ожиданий реализовался в вопросе: «Какие перспективы у Вашего бизнеса в предстоящем 2011 году?». Несмотря на то, что этот вопрос относится к разряду «благих пожеланий» (никто не хочет желать себе худшего), тем не менее, он отражает оптимистичный настрой респондентов – почти две трети из них (59,3%) надеются на улучшение ситуации.

 

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений