Блог пользователя Лившиц Рудольф Львович

Лекция 5. Вечность и миг

Автор: Лившиц Рудольф ... 29/10/2012

Содержание

Лекция 5. Вечность и миг

1.Понятия «Вечность и миг» в социально-философском ракурсе. Как предмет философского осмысления, проблема времени имеет три аспекта: 1) время как объективная реальность, форма бытия материи, 2) эволюция идеи времени в мировой философии, 3)субъективное переживание времени человеком. Первый аспект относится к ведению онтологии, второй - гносеологии и истории философии, третий находится центре внимания авторов, занимающихся философско-психологическими или социально-философскими исследованиями. Поскольку настоящая работа имеет своей целью социально-философский анализ проблемы духовности личности, постольку объектом нашего интереса является, прежде всего, восприятие времени человеком. Точнее говоря, осознание человеком себя как существа, пребывающего во времени.

Лекция 4. Борьба с искушением

Автор: Лившиц Рудольф ... 26/10/2012

Содержание

Лекция 4. Борьба с искушением

1.Духовность и телесность. Гедонизм и аскетизм

2.Бытие и обладание. Нищета потребительства

1.Духовность и телесность. Гедонизм и аскетизм.  Дух, душа и тело, с нашей точки зрения,  являются тремя аспектами целостного человеческого существа. На первых стадиях онтогенеза они слиты в нерасчлененном единстве. Младенец не подозревает о существовании у него тела, также как ему неведомы абстракции духа и души. По мере развития человека происходит осознание им собственного «триединства». И в определенной точке духовной эволюции личность оказывается перед проблемой самоопределения в отношении собственного тела. Это вовсе не теоретический вопрос, это непосредственно-жизненный вопрос; выбор, который необходимо человеку сделать, во многом предопределит его жизненный путь, а значит, и то, какой след на земле он оставит.

Лекция 3. Индивидуализм, коллективизм, соборность

Автор: Лившиц Рудольф ... 25/10/2012

Содержание

Лекция 3. Индивидуализм, коллективизм, соборность

1.Индивидуалистическая жизненная стратегия. Амбивалентность индивидуализма. Другой никогда не существует сам по себе, изолированно от общества. Он в своем индивидуальном бытии репрезентирует общество в целом. Поэтому самоопределение в отношении к Другому тождественно для личности самоопределению по отношению к обществу. Вступая в мир, человек оказывается в определенных социальных условиях, от его воли не зависящих. К числу этих условий относятся и принципы организации индивидов в социальные общности.

Лекция 2. Духовное самоопределение и ценности гуманизма

Автор: Лившиц Рудольф ... 24/10/2012

Содержание

Лекция 2. Духовное самоопределение и ценности гуманизма

1.Гуманистическое мировоззрение: принципы и реальная жизнь.

Другой существует для меня в двух основных ипостасях: в своей непосредственной единичной данности и как представитель той или иной социальной общности.

Лекция 1. Духовное самоопределение личности как выбор смысложизненной стратегии

Автор: Лившиц Рудольф ... 23/10/2012

Содержание

Лекция 1. Духовное самоопределение личности как выбор смысложизненной стратегии

1.Сущность духовного самоопределения. Между первым криком и последним вздохом пролегает человеческая жизнь. На этом временном промежутке человек, с одной стороны, выступает как объект социального влияния, с другой, как субъект самосозидания. Взаимодействие этих двух векторов образует ту равнодействующую, которая, непрерывно изменяясь по направлению и величине, создает индивидуальную траекторию жизни, иначе именуемую судьбой.

Лекции по спецкурсу «Духовное самоопределение личности»

Автор: Лившиц Рудольф ... 23/10/2012

В работе[i] с позиций научно-материалистической философии  проанализирована  сущность и  фундаментальные  проблемы духовного самоопределения личности.  Рассмотрена проблема   выбора жизненной стратегии индивида   в отношении к ценностям гуманизма, к нормам, регулирующим социальную коммуникацию  (индивидуализм, коллективизм,  соборность),  в отношении к собственной телесности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автор: Лившиц Рудольф ... 22/10/2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концепция духовности личности, которую автор выносит на суд читателя, - это реляционная концепция. В ней духовность трактуется как определенный тип мироотношения, определенная смысложизненная позиция. Сущность духовности - в открытости личности навстречу миру. В качестве антипода духовности выступает бездуховность. Он состоит в субъективной отгороженности от мира, во внутреннем отпадении личности от дел и забот мира.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Автор: Лившиц Рудольф ... 19/10/2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

1.Философско-социологические аспекты проблемы

а) Реальна ли задача?

Принципиальное значение для нашей концепции имеет положение о том, что духовность вызревает внутри человека. Человек сам выбирает свою жизненную позицию, сам формирует отношение к миру. Совершенно права В.Г.Федотова, когда она утверждает, что "духовность не может быть дана, приобретена"извне", через просветительскую работу или просто "взята" из прошлого посредством копирования исторически пройденных смысловых ориентаций"510. Если мы всерьез принимаем тезис о том, что человек есть существо самодостаточное, если для нас это не пустая, ни к чему не обязывающая декларация, а выверенное убеждение, мы обязаны признать, что духовность не возникает как результат внешнего воздействия. Отрицать данное утверждение - значит исходит из социологизаторской, либо из религиозной трактовки человека как существа, формируемого извне (социально средой или высшей силой).

Глава 3. МОДИФИКАЦИИ ДУХОВНОСТИ И БЕЗДУХОВНОСТИ

Автор: Лившиц Рудольф ... 17/10/2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 3. МОДИФИКАЦИИ ДУХОВНОСТИ И БЕЗДУХОВНОСТИ

Любая целостная концепция требует решения двух взаимосвязанных задач: во-первых, за пестрым покровом многоразличных взаимосвязанных проявлений прозреть их общую сущность и, во-вторых, исходя из общей сущности, вывести ее эмпирические обнаружения, представив их уже не в хаотическом, а в системно-организованном виде. Выявлением сущности задача, таким образом, не исчерпывается. Когда сформулированы определенные представления о том, какова общая природа изучаемого объекта, они носят неизбежно гипотетический характер. Вот если удастся непринужденным образом, не прибегая к дополнительным соображениями и искусственным допущениям, решить вторую задачу, тогда можно говорить о том, что степень достоверности гипотезы существенно повышается. Конечно, и после того, как объект расчленен и представлен в виде системной целостности, в его внутренних взаимосвязях и внешних опосредованиях, гипотеза не становится вполне достоверной теорией. В гуманитарном познании зерна истины так легко не добываются. Однако гипотеза, из которой выведены все основные следствия, где посылки увязаны с выводами, где видимость отделена от сущности, несомненно представляет большую ценность в качестве предмета обсуждения, чем гипотеза, высказанная лишь в самом общем виде.

СУЩНОСТЬ ДУХОВНОСТИ И ЕЕ АНТИПОДА

Автор: Лившиц Рудольф ... 16/10/2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 2.

СУЩНОСТЬ ДУХОВНОСТИ И ЕЕ АНТИПОДА

1.К интегральной концепции духовности

Понятия гуманитарных наук обладают весьма расплывчатым и трудновыразимым смыслом. Если понятия точных наук можно уподобить кристаллу, где грани резко и четко очерчены, то для наук о человеке больше подойдет образ облака. Облако - нечто неопределенное, отделенное от окружающего пространства и в то же время лишенное графической четкости, как бы бесструктурное. Когда самолет идет на снижение и пересекает облачный слой, между моментом, отделяющим пребывание над облаками, и тем мгновением, когда иллюминаторы закроет сплошная серая мгла, проходит некоторое время полета в промежуточном слое, где уже есть конденсированный водяной пар, но нет еще собственно облака. Облако имеет определенную форму, но она подвижна, текуча и - самое главное - вызывает у различных людей разные ассоциации. Форма облака настолько прихотлива, что открывает поистине безграничный простор для воображения.