Парламентские слушания в Государственной Думе РФ 19 мая 2011 года по теме "Малый бизнес. Налоги"

И. Д. Грачев, депутат Государственной Думы, фракция «Справедливая Россия»

26 мая мы обязательно проведем по всей стране митинги и забастовки, чтобы добиться отмены 34 % социального налога. Это просто издевательство над требованиями президента что-то улучшить для работы малого предпринимательства. Насколько я знаю, скоро состоится совещание в Правительстве, на котором руководство определится с этим налогом, где будет, наконец, решено, что же конкретно все-таки сделают для малого и среднего бизнеса.

Я думаю, что решения наших слушаний, если они будут жестко и четко формулироваться, будут иметь значение и резонанс. И для Правительства для принятия разумных решений, и для общества. Есть еще одна важная тема. Это тема противопоставления малого бизнеса и общества. Ко мне подходят депутаты и говорят, что мы своими действиями показываем, что мы против стариков, против медиков, учителей и т.д. Я думаю, что это абсолютно не правильно. В части пенсионной системы. У нас 67 миллионов работников, полноценных пенсионеров 30 миллионов, остальные пенсионеры вышли на пенсию по инвалидности, которым доплачивать пенсию должен бюджет. Если с двух работников собрали по 26 копеек, то одному пенсионеру должно причитаться, как минимум, 52 копейки. А приходится 30 копеек, и притом, что еще половину денег бюджет должен добавлять. Это означает, что пенсионная система сконструирована нелепо. Требование отменить социальный налог к понижению пенсий не имеет никакого отношения. Следующее. Я собираю оценки, как повлияло повышение налога на бюджетные сборы? Ведь это только жадные и глупые люди думают, что если они увеличат налог, то от этого у него в бюджете немедленно появятся дополнительные деньги. Я спрашивал депутата из Переславля-Залесского. По итогам первого квартала получилось уменьшение поступлений в бюджет на 27 миллионов. Я спрашивал депутата из Ангарска. Та же самая картина. Для большинства малых городов России картина одинаковая. Многие переводят свои производства в тень. Этот налог в прямом смысле вредный для государства.

 

Е. Н. Шагалов, предприниматель

Я руководитель предприятия по изготовлению малых летательных аппаратов – трех-четырех местных самолетов. В моей деятельности я столкнулся с такими препятствиями – это законодательство и налогообложение. Два с половиной года назад наше только-только родившееся предприятие начало изготовлять самолеты. Самолет не один день строится, ни в тот же день продается. В течение полутора лет мы изготовляли наши летательные аппараты. Но уже на раннем этапе нам пришлось платить налоги. Продукция еще была не продана, а налоги мы выплачивали. Хотелось бы привлечь внимание на то, что для наукоемких предприятий было бы разумно  отсрочить платежи по налогам, потому что деньги с самого начала работы просто не откуда взять. Даже банки не выдают кредиты, пока нет оборотных средств. Хотелось бы обратить внимание и на законодательство в области малой авиации. Когда мы стали разбираться, малая авиация стране как будто не нужна вовсе. Общественная авиация нужна только для спортивных мероприятий, а на поддержку летного хозяйства законов нет.  Нужны законы по эксплуатации малой авиации в народном хозяйстве. У нас в России малая авиация очень плохо развивается, потому что много препонов, тогда как в других странах все иначе, а ведь с малой авиации начинается большая.

 

А. Н. Шепелев, советник Председателя профсоюзов работников малых и средних предприятий

Ситуация, которая сложилась в малом и среднем бизнесе в связи с введением нового налогообложения и в отношениях с государством совершенно нетерпима. Эта нетерпимость выражается в общей позиции государства и чиновников на местах, которые демонстрируют неприятие этой сферы деятельности в обществе. А ведь малый и средний бизнес приносит массу рабочих мест, дает людям возможность самореализоваться, которая дает возможность людям приобрести новые профессиональные навыки. Но это не вписывается в систему олигархического капитализма, который процветает в России и уже двадцать лет топчет нашу страну. Эту ситуацию нужно менять в корне. То как борются с малым бизнесом похоже на войсковые операции. Закрывают, ликвидируют, уничтожают предприятия малого бизнеса. А дальше что делать бизнесмену? Искать новое дело или уходить в другую деятельность? А ведь увеличение безработицы всего на несколько процентов дает соответственно и рост криминалитета. Отношение государства к малому и среднему бизнесу должно кардинально измениться. И в обществе должно измениться отношение к малому и среднему бизнесу. СМИ должны подключиться к объективному освещению работы малого и среднего бизнеса. Не только показывать проблемы, но и показывать успехи бизнесменов. Необходимо акцентировать внимание общества и государства на то, что деятельность малого бизнеса дает возможность населению самореализоваться, заниматься производительным трудом.

 

Председатель межрегионального общественного движения в поддержку прав налогоплательщиков

Я председатель межрегионального общественного движения в поддержку прав налогоплательщиков. Мы поддерживаем всех людей, которые так или иначе связаны с уплатой налогов. Это организация для обычных людей, которые никогда не открывали налоговый кодекс. Мы спросили простых граждан, как вы относитесь к повышению страхового налога до 34 %, и люди в своей массе высказались против этого. Это те люди, которые никогда не сталкивались ни с бухгалтерией, ни с чем похожим на это, и эти люди живут в регионах нашей страны. Социальный налог в 34% для малого бизнеса и для любого бизнеса – это слишком много. Как мы все знаем, не все предприятия могут назначать большие зарплаты, такой налог способен уничтожить и задавить массу предприятий. Поэтому они вынуждены уходить в тень и платить зарплату в конвертах. И получается так, что обычные люди, которые выходят на пенсию, начинают получать мизерную пенсию. Из-за чего? Из-за того, что за них платили копеечные страховые взносы, не смотря на то, что 34% это большая сумма, но зарплаты у людей маленькие, а из-за этого пенсия маленькая. Зарплаты платятся в конвертах, и люди страдают от этой системы страховых взносов. Все в конечном итоге пострадают от этой непосильной налоговой нагрузки. А как с этим бороться? Только выражением своей активной позиции.

 

А.В. Русаков, Союз предпринимателей, работников торговли и сферы услуг города Волгодонска, заместитель Председателя Волгодонской Городской думы

На местах законодательная власть относится с пониманием к проблемам малого и среднего бизнеса. Это связано с тем, что налоги с малого и среднего бизнеса – это единственный способ пополнения городского бюджета. У нас есть большая проблема с федеральным законодательством, и увеличение социального налога является недопустимым. Я хочу обратить внимание на закон № 159 по выкупу недвижимого имущества. В конце 2010 года Дума приняла федеральный закон № 395, который позволяет не платить НДС на сумму, которую предприниматель платит за выкуп недвижимого имущества по 159 закону. К сожалению, данная норма вступает в силу с 1 апреля 2011 года, а большое количество предпринимателей выкупили свое недвижимое имущество до этой даты и, следовательно, они не попадают под действие этого законодательства. Покупая имущество по рыночной цене, предприниматель предполагал, что он уже уплатил все необходимые сборы, налоги, и когда он узнал, что он должен еще доплатить за имущество НДС, это вызвало чувство несправедливости.

Другой вопрос. Закон об обязательном применении контрольно-кассовой техники для индивидуальных предпринимателей будет отменен. Но вспомнили решение совета директоров ЦБ от 22.09.1993 годы № 40, которое определяет порядок ведения кассовых операций. Применение кассовых операций, утвержденным письмом банка России от 4.10.1993 года № 18 предписывает всем предприятиям иметь специальные кассовые комнаты, что невозможно для предприятий малого бизнеса. Тем не менее, это дает возможность налоговым службам привлекать к ответственности малые предприятия за то, что они не создали условий сохранения денежных средств. Мы считаем, что это тоже нужно пересмотреть. Нужно учесть, что субъекты малого бизнеса имеют разные обороты. Существуют союзы, которые готовы оказывать помощь предпринимателям, но предприниматели не доверяют данным организациям. Это плохо. Такие союзы готовы по-настоящему помогать малому и среднему бизнесу.

 

А.Н. Аринин, доктор политических наук, главный редактор журнала «Политическое образование»

Добрый день, уважаемые участники круглого стола! В своём выступлении я остановлюсь на двух аспектах. Первый из них: малый и средний бизнес, как социальная опора гражданского общества и движущая сила эффективной экономики, имеет право защищать свои интересы. В этой связи наш журнал «Политическое образование» как институт гражданского общества совместно с торгово-промышленной палатой Набережных Челнов, обратившись ко всем торгово-промышленным палатам страны,  организовал с 21 апреля по настоящее время интернет - конференцию по проблемам развития малого и среднего бизнеса.

Мы поставили перед собой задачи: обсудить проблемы малого и среднего предпринимательства в стране и обратить внимание власти на их неотложное решение. В этих целях 26 мая мы подведём итоги и обратимся к руководству Российской Федерации с предложениями, высказанными в ходе обсуждения интернет - конференции. Читать доклад далее -->

 

О. Епифанова, предприниматель, депутат областного законодательного собрания Архангельской области, председатель комитета по предпринимательству, учредитель общественного совета благотворительной организации Архангельской области

Те, кто принимает сейчас законы, касающиеся малого бизнеса, не знают, что творят. Наша область дотационная, а территория равна пяти Франциям. Но у нас фактически только одна нормальная дорога. А беды общероссийские: дороги, ветхое жилье и огромные системные проблемы. Даже денег нет, чтобы вывезти пенсионеров и заселить их в другие места области. В формировании областного бюджета на первом месте стоят лесные производства, на втором транспорт и связь, на третьем общепит и бытовые услуги. Когда был принят лесной кодекс, то фактически убили наших лесников. На данный момент от лесников средства в бюджет очень сильно сократились. Кроме того, наши пенсионеры в деревнях не могут получить дрова. Сейчас планомерно убивается торговля. Мне очень легко говорить об этом на примере моей организации. У меня торговая сеть и оптовая компания. Фактически эта отрасль недооценивается государством. Торговля не получает никакой поддержки от государства, ни субсидий, ни помощи, и мы полностью держим на себе все поставки, все обеспечение товарами населения любых самых отдаленных участков. Государство нам ничего не платит. Основные наши затраты – это фонд оплаты труда, а торговля выполняет еще и логистическую функцию. На нас лежит полностью вся закупочно-транспортная и складская логистика. На складах тоже много людей. На втором месте по затратам стоит аренда, на третьем транспорт. У меня в компании 670 человек. Когда мы в прошлом году считали, что будет при повышении на 20% фонда оплаты труда, вроде бы еще что-то оставалось. Когда начался январь, мы ушли в глубокий минус по одной простой причине: беда не ходит одна. Поднялась аренда, тут же поднялась коммуналка, тут же выросли транспортные расходы. Я не могу платить серые зарплаты, потому что у меня в магазинах находятся материальные ценности. Как только я начну платить серые зарплаты, у меня начнут воровать, я не смогу удержать ситуацию. Сейчас мы подсчитали, что будет при новом налоге. По факту мы вышли еле-еле на ноль. И то за счет пика продаж 8 марта. Больше таких пиков до декабря не будет. Мы подсчитали, что будет, когда мы придем к общей системе налогообложения. Нужно сказать, что когда государство принимает какие-то решения, никто не просчитывает риски, что будет в компаниях.

1 января 2014 года, когда нам нужно будет перейти на общую систему налогообложения,  мы должны будем заплатить полностью НДС и полную сумму товарных остатков. У нас нет средневзвешенной наценки в 18%. Мы считаем, что государственная политика построена на том, чтобы в торговле сохранились только федеральные сети, которые используют совсем другие механизмы.

Ситуация на самом деле страшная, но страшнее еще одна вещь. Дело в том, что мы, предприниматели, на самом деле одиночки. Мы выживаем в одиночку. И будем умирать в одиночку. Российский малый бизнес будет умирать, но наступит момент, когда государство станет платить деньги, чтобы он появился вновь.

 

А.В. Дударенко, член общественного совета г. Москвы, член экспертного совета при Министерстве промышленности и торговли

Мы должны выработать конкретные действия. Основная задача малых предприятий это не уплата налогов, а создание рабочих мест и выпуск и реализация товаров. Это самое главное. На этом стоит все малое предпринимательство.  Итак, повторю главное: от малых предприятий требуется создание рабочих мест, выпуск товаров и доведение их до потребителя, а только потом налоги и никак не наоборот. Налоги должны платить олигархи. Второе. Государству сегодня выгодно, что малые предприятия не платят налоги. Я объясню. Если предприниматель априори виноват, а «виноваты» все те, кто занимается бизнесом, ведь ни один предприниматель не платит всех налогов, а государство знает, что в любой момент, если он выйдет на улицу протестовать, скажет что-то против власти, его можно проверить и посадить. Я слышал от многих чиновников такую мысль, что созданы такие условия, что платить налоги не реально и не возможно, поэтому предприниматели всегда будут виноваты, а если вякнут, посадим. Поэтому государству выгодно, чтобы мы делали вид, что мы платим налоги. С этим нужно кончать. Третье. Монополизация всего исходит от законодательной и исполнительной власти. Не так давно один большой чиновник мне сказал: нам очень выгодно иметь тысячу управляемых собственников, чем десять миллионов неуправляемых. В нашем государстве это политика: иметь тысячу управляемых собственников, которые будут «отстегивать». Отсюда повышение налогов, чтобы сделать всех виноватыми. Облагают налогами тех, от которых кормятся высшие власти. Они кормятся не от малого бизнеса, а от олигархов. Четвертое. На сегодняшний день нужно обратить внимание, что с 1 января готовится еще одна бомба. Все предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, должны ввести обязательный бухгалтерский учет. Не предоставлять его, а ввести. Это значит, что малые предприятия должны нанимать штат бухгалтеров, которые будут вести учет, и любой проверяющий в любой момент может прийти и проверить.

Что нужно сделать? Главное на сегодняшний день определить критерии малого предприятия, не как о нем сказано в законе: на малом предприятии работает столько-то человек. Оборот малого предприятия должен быть не менее чем 400 миллионов рублей в год. Это нормальная мировая практика. Далее. Нужно снизить налог на заработную плату до первоначального уровня - до 14%. В России нет той объединяющей силы, которая поддерживала бы  предпринимателей. В обществе создается отрицательный образ предпринимателя. Эту тенденцию нужно переломить.

 

В.А. Левина, начальник отдела экономического прогнозирования и налоговой политики Администрации Псковской области

Мы работаем в тесном контакте с нашим советом предпринимателей, и когда мы устанавливали систему налогообложения, мы устанавливали единый налог на вмененный доход. Сейчас малый бизнес у нас, в основном, работает по упрощенной налоговой схеме. Патент мы не ввели в нашей области. Почему? Патент распространяется на те же виды деятельности, что и на «вмененку». Причем, если вводить патент, то нужно вводить патент всем списком. Я не знаю, есть ли такие регионы, которые ввели патент и есть ли позитивный опыт этого. Наши предприниматели не хотят работать на патенте, тем более, что есть и межбюджетные проблемы. Ведь «упрощенка» на патенте зачисляется в областной бюджет, а «вмененка» в местный бюджет. На патент приходят только предприниматели, а организации остаются на «вмененке». Как мы будем делить эти деньги? Виды деятельности, которые уже работают на «вмененке» и являются обязательными, мы должны вырвать оттуда некоторые виды деятельности и перевести их на патент. Значит, забрать деньги в областной бюджет. Мы на это не идем.

Нам не нравится, что различаются налогообложения с индивидуального предпринимателя, работающего с пятью человеками и организации из пяти человек. Они оказываются на равных в одинаковых видах деятельности и совершенно не понятно, как это на практике должно происходить. Введение системы налогообложения на основе патента не дает эффективного результата, поскольку приводит к сокращению доходной базы муниципальных образований, местных бюджетов, к затруднению планирования доходов на уровне бюджета, усложняет налоговое администрирование и ведет к неоправданной дифференциации налогообложения хозяйствующих субъектов.

 

Л. Развозжаев, Председатель профсоюза Черкизовского рынка

Нам не дают возможности спокойно работать, нас целенаправленно направляют на борьбу. В свое время еще Ленин писал, что политика – это концентрированное выражение экономики. Какую мы видим политику в нашей стране? Мы должны понимать, что это политика монополистов,  политика вседозволенности. Это политика, которая способна поменять за любую критику человека, занимающего в государстве один из самых больших постов. Это происходит потому, что вся экономика сконцентрирована у представителей партии власти. При этом представители партии власти не хотят с нами делиться, как говорил еще Лившиц. Зато хотят залезть в карман самым слабым и беззащитным. Такая политика пагубна для страны и народа. При этом рост ненависти, самоорганизации сотен тысяч предпринимателей, достаточно активных граждан, становится очевидным. Они способны снести все на своем пути, любые авторитеты, представителей закона, криминала, бывшей рыночной администрации, которую они когда-то боялись. У меня есть полное убеждение, что предприниматели способны к самоорганизации и, в конце концов, сменить и монополию власти, и монополию в экономике. Что сегодня не хватает нам, предпринимателям? Я специализируюсь на проблемах предпринимателей рынков. За последние два года я активно участвовал в борьбе двух десятков регионов России. Во многих регионах нам удалось одержать победу. Но, все же, нам не хватает солидарности, нормального человеческого взаимодействия. Я выступаю за самоуправление таких торговых предприятий, как рынки, торговые комплексы. Я считаю, что там не должно быть никаких хозяев. Мы должны кооперировать свои усилия, строить торговые центры, рынки, комплексы, получать под строительство землю, которая сейчас находится в муниципальной собственности, чтобы эту землю передавали в управление арендаторам. Это нужно для того, чтобы исключить гигантские поборы за аренду, которые в десятки раз превышают все эти налоговые сборы. Кстати за год до закрытия Черкизовского рынка, я выступал за изменение криминальной ситуации на рынке, но меня никто не слушал. Таких предложений власть не слышит, что касается наведения порядка. Они специально создают такие условия, чтобы дергать нас за ниточки. Это подлая система, подлые механизмы устрашения предпринимателей. Предприниматели это тот самый класс, который так долго ищут все политики, которые хотят серьезных и позитивных изменений в стране, в том числе, политических. Но и мы должны научиться между собой договариваться.

 

А.С. Шальнев, политик

В бизнес государству не нужно вмешиваться вообще. Я понимаю, что малому бизнесу трудно, но не нужно проводить такой яркий антагонизм между малым бизнесом и крупным. Да, существует бизнес, сращенный с властью, непонятно почему чиновники владеют крупной собственностью, непонятно как эта колоссальная собственность получена. Но не надо просить «замочить» один бизнес в пользу другого, потому что если не защищен крупный бизнес, то не будет защищен и малый бизнес. Если будет создана прозрачная система, в которой бизнесу не будут мешать развиваться и вводить дополнительные налоги, то и социальная обстановка в стране стабилизируется. Однако, есть и множество скрытых налогов, например, когда всех обязали ставить кассовые аппараты. Что это такое? Это скрытый налог. Поэтому защита несимпатичного крупного бизнеса, это в интересах малого и среднего бизнеса.

Сегодня популярно обвинять бизнес во всех грехах России. То, что построена пирамида пенсионного фонда, когда, по сути, эта пирамида страшнее, чем МММ. Говорят еще, что бизнес не социально ответствен. Для того, чтобы бизнесмен был ответствен, ему нужно дать свободу. Когда человек свободен, он сам несет ответственность за свои решения.

Не нужно бояться называть имена. Зло, которое борется против бизнеса, должно иметь имя, а носители зла должны быть названы поименно, по фамилии. Все эти люди должны быть известны. Не нужно говорить в общем: чиновники. Надо смело говорить и называть фамилии. Если виновен Путин, нужно называть его фамилию. Он лично ответствен за многие принимаемые решения. Путин вообще сидит в каждом маленьком чиновнике и фамилию этого чиновника тоже не нужно бояться называть. Не бойтесь, называйте имена.

 

А. Попов, член профсоюза работников малого и среднего бизнеса

Наш профсоюз работает в пятидесяти регионах России. Когда-то первую записку о том, как нужно помочь развиваться малому бизнесу я отдал лично в руки Владимиру Владимировичу Путину 15 марта 2000 года. Он внимательно посмотрел и мою записку положил в карман. До сих пор ребята смеются и говорят, что он не помнит, в какой пиджак ее положил. Серьезно развитием малого бизнеса в стране никто никогда не занимался. Все наше законодательство и налоговое и бюджетное построено кем? Олигархическими структурами, крупным капиталом. Естественно оно построено в собственных интересах.

Нас много, но мы все разобщены, мы не объединены политической силой, четко сформулированной. Пока не будет политической силы, пока не будет реальной политической конкуренции, поправить что-либо не возможно. Что касается 34%. Когда это было принято, я не боялся прогнозировать, что огромное количество предприятий или разоряться или уйдет в тень. Статистику государство не ведет и вот почему. Взносы в социальные фонды, особенно в фонд социального страхования, которые вносят малые предприятия и малый бизнес вообще, возвращается к ним в объеме 18%. На 82% предприятия грабят, поэтому 34%, 24%, 54% - это только увеличение грабежа. Поэтому делают из нас преступников, заставляя уйти в тень, чтобы потом можно было на любого надавить и сделать из него виноватого. Вот такова жизнь в нашем государстве сегодня.

Есть проект закона, внесенный Президентом об изменении Гражданского кодекса. Там снова предлагается радикально изменить организационно-правовые формы предприятия - опять сделать регистрацию предприятий не в налоговой инспекции, а в Минюсте. Сделать уставной капитал в пятьсот тысяч рублей. То есть открыть новое предприятие человеку, у которого есть идеи и есть сто тысяч уже нельзя. Мы модернизируем страну, но при этом не даем возможность самым активным людям создавать свои предприятия.

 

Л.Н. Танаков, Президент Амурской торгово-промышленной палаты, Президент союза работодателей Амурской области

Несколько дней назад проходило заседание трехсторонней комиссии в Амурской области, где работодатели, профсоюзы и власть обсуждали ситуацию вокруг пенсионного фонда, который говорит, что они недополучают сегодня сборов столько, сколько они никогда в жизни не дополучали. Я задал вопрос: когда мы платили налоги, вам хватало денег? Говорят, что хватало, но хотелось самим распоряжаться этими деньгами. Когда недополучи, оказалось, что большая часть налогов уходит куда-то, не понятно куда. У нас в городе Благовещенске отгрохали особняки Пенсионный фонд, Соцстрах, Дальстрах. Единственно, кто остался без особняка это фонд обязательного медицинского страхования. Я предложил бы вернуть назад старый налог – 14%. И пусть эти фонды отчитаются, куда они тратят деньги.

 

М.Ф. Дриго, руководитель департамента экономического развития в Правительстве Брянской области

Начиная с 2008 года, мы не останавливали работы по снижению налогов для малого и среднего бизнеса. С 1 января 2009 года мы снизили до 5% ставку по «упрощенке». Опыт этот показал, хотя нам приходилось долго спорить и с налоговиками и с финансистами, что налог по «упрощенке» дал серьезное увеличение сборов за первый же квартал. За счет увеличения количества субъектов предпринимательской деятельности мы повысили  поступления сборов в бюджет. Налоги нужно снизить и дать возможность работать. У нас планомерно за 2009 год в абсолютных цифрах произошло увеличение на 60 миллионов рублей, за 2010 год на 180 миллионов. Было бы, наверное, правильно дать возможность регионам самим регулировать ставку налога. В регионах за счет прироста количества предпринимателей можно решить много бюджетных вопросов. Итак, мое предложение такое: дайте возможность регионам самим регулировать ставки.