E-participant (электронное участие) и e-residency (система Коммерческого регистра в Эстонии) – неотъемлемые элементы по реализации деятельности принципа «электронного правительства», смысл которого заключается в декларации расходно-доходных статей государственного бюджета, отслеживание состояния корпоративного и внешнего госдолга, а также непосредственная налогово-бюджетная декларация чиновников и предпринимателей, осуществляемая раз в год через систему коммерческого регистра.
Прямой канал коммуникации «с глазу на глаз» между гражданином и государственным служащим в такой системе сведен к нулю и полностью вытеснен информатизацией и прозрачностью бюджетирования, а также концепцией краудсорсинга, где команда профессионалов действует по формуле «проект = удовлетворение * время».
Еще с 2000-ого года в Эстонии появилась возможность подачи налоговых деклараций по отчетности компаний и деятельности государственных служащих через интернет. Резиденты Эстонии, в свою очередь, не предоставляют декларации ПДЛ. Такое требование отсутствует из-за нивелирования «туманно-бумажного производства» бюрократии и вытеснения информатизацией финансовой и налоговой отчетности. Никаких походов в налоговую инспекцию, регистрация старт-апа или предоставление финансовой отчетности компании, декларация доходов государственного служащего за год, - все эти операции осуществляются через централизованный интернет-портал.
Структура реализации проекта «открытого правительства в Эстонии подразумевает несколько блоков:
· E-residency (50 евро – стоимость услуги за регистрацию старт-апа в формате пользователя e-resident начинающему предпринимателю, регистрация резидента на территории Эстонии, как юридического лица, осуществляется в течение 20 минут!). После данной процедуры юр. лицу предстоит встреча с эстонским консулом для подтверждения физического присутствия. Регистрация бизнес проекта в Эстонии в корне отличается от процедуры регистрации малых и средних предприятий на территории РФ, осуществляемые либо через венчурные фонды, либо через коммерческое кредитование банковской системой под заоблачный процент (приблизительно 21-25%).
Официальные представители компаний раз в год по принципу кассового отчета предоставляют всю необходимую информацию в электронном формате (как минус e-residency – постоянная, ежеквартальная смена форм деклараций, что может оттягивать время для укрытия каких-либо теневых доходов или избегания лишних процедур налогообложения).
· Система коммерческого регистра. За 2 евро любой гражданин-резидент Эстонии может получить доступ к годовому отчету любой компании за прошлый период, а также информацию по доходам/расходам чиновников любого ранга.
· Проект «Сегодня я решаю» (TID – Today I Decide), инициированный еще в 2001 году. Было внесено предложение по совершенствованию государственного управления и законотворческой системы. Проект подразумевал под собой активное участие избирателей в формировании государственной политики.
· E-Citizen через Information Portal и Citizen Portal. У граждан Эстонии есть доступ по ID карте (паспорт) ко всем электронным услугам и централизованной базе данных. Любая точечная поправка к закону в ручном режиме (для законодателей) будет сразу же выявлена на интернет портале (кто, когда и каким образом внес корректив в тот или иной законопроект).
По данным Transparency International Corporation за 2014 год, Эстония занимает 26 место из 175 стран по уровню коррумпированности, в свою очередь, Россия занимает 144 место. Электронная демократия и прозрачность налоговых деклараций нивелировали бумажную бюрократию, острый вопрос коррупции также сведен в Эстонии к минимуму.
На данном этапе председатель открытого правительства РФ Михаил Абызов в ручном режиме работает над ФЗ РФ «О государственном и муниципальном контроле», а также в его функционал включено совершенствование механизмов по контрольно-надзорной деятельности на территории РФ. Трагедия обрушения военной казармы в Омске, - одна из причин инициирования деятельности открытого правительства в России в области работы над законопроектами в ручном режиме по эффективному осуществлению контрольно-надзорных функций.
Ежегодно в России имплементируется 24 тысячи законопроектов разного уровня. Очень проблематично осуществлять модерацию, формировать дискуссионную площадку и созывать обсуждение по каждому из документов. Пока российские чиновники работают над обсуждением законопроектов в ручном режиме и активно борются с бумажным производством, как это сделали в Эстонии еще в начале 2000-ых г.г.
*В. Путин в середине 2013 года отказался интегрироваться в американскую площадку открытого Правительства США при финансовой поддержке Фонда Джорджа Сороса, - OGI (Open Government Initiative).
Комментарии
Здравствуйте! Спасибо за
Здравствуйте! Спасибо за
Добавить комментарий