50 оттенков "серой зоны"

Что для России означает нарастание хаоса в сопредельных государствах

Очередные столкновения на границе Азербайджана и Армении спровоцировали серьезную экзальтацию у части наблюдателей и рассуждения о динамике российского влияния на страны периферии. Однако в действительности речь может идти о более масштабном явлении. Согласно заявлениям Баку, во время последних столкновений его силы действовали в некой «серой зоне» – на территории, принадлежность которой неочевидна, а будущее туманно. Так вот, вполне вероятно, что в такую зону постепенно превращается значительная часть окружающих Россию государств. И приближается время подумать о том, насколько этот процесс объективен и что он означает для российских интересов.

В «серой зоне» уже европейская часть постсоветского пространства и Закавказье. Деградация Украины до состояния failed state означает, что нам несколько десятилетий придется взаимодействовать с ней, сочетая политические и военные аргументы. Белоруссия в ближайшие годы будет выживать, находясь в ситуации конфликта с западными соседями, не признающими легитимность правительства в Минске.

Территория Грузии, Армении и Азербайджана – это вообще сплошная «серая зона». Там сама перспектива сохранения государств в существующем виде не очевидна. Анкара плотоядно посматривает на Азербайджан, чьи нефтяные запасы очень пригодились бы Турции для продолжения авантюристической внешней политики. Не говоря уже о Грузии или Армении, которых трясет просто постоянно.

Еще сохраняются возможности для того, чтобы предотвратить распространение «серой зоны» на важнейший для России в стратегическом плане регион – Центральную Азию. Хотя уже сейчас придирчивый наблюдатель может увидеть признаки «посерения» в Киргизии и ее приграничных отношениях с соседями. Более стабильными выглядят Казахстан и Узбекистан, где есть уникальные внутренние ресурсы – энергетический сектор и огромное население.

Причин у происходящего две. Во-первых, за прошедшие 30 лет исчерпан, или близок к тому, унаследованный от СССР запас прочности. Сейчас наступает время перехода в новое качество, а этот переход могут пережить не все. Во-вторых, и это самое неприятное, главная причина такого развития событий – не банкротство элит или доверчивость населения. Многими соседними странами руководят яркие и талантливые лидеры, окруженные блестящими советниками.

Но так получилось, что перспектива выживания этих государств была изначально связана с тем международным порядком, в котором появились окружающие Россию страны. Этот порядок ушел в прошлое, а вместе с ним и надежды развиваться, «прицепившись» к составу, который тянут локомотивы глобализации – Америка и Китай. Сегодня оба локомотива идут своей дорогой, отцепив лишние вагоны.

То, что Россию со всех сторон, кроме Китая, окружает двойной пояс государств намного слабее ее, среди которых часть еще и несостоявшиеся, открывает, конечно, фантастические возможности для манипулятивной внешней политики. Здесь действительно есть где развернуться дипломатическому и военному искусству. Поэтому мы не должны исключать того, что Москва, набравшись здорового цинизма, с возникающей ситуацией даже смирится.

Но для того чтобы такую политику проводить, нужно постоянно быть в хорошей физической форме. Мы не можем исходить из гипотезы о том, что российское государство само может ослабеть, как это случилось в 1990-е. Но должны понимать, что жонглирование соседями требует постоянной и творческой работы огромного числа военных и дипломатов. Альтернатива – возвращение к ручному управлению. Но это, как показывает практика, Россию не очень интересует, даже если речь идет про Армению или Белоруссию.

Кроме того, сплошное «посерение» российской периферии может (чисто теоретически) угрожать втягиванием в этот процесс приграничных российских регионов. Нечто подобное наблюдалось в XVIII веке, когда Санкт-Петербург успешно, в принципе, манипулировал соседями, но людей для невольничьих рынков Крыма или Хивы похищали даже из Астрахани. Отгородиться от соседей и гордо на них взирать с высоты приграничных укреплений не получается даже у Европы. Вполне европейская Польша бодро втягивает партнеров по Евросоюзу в собственные дрязги с Минском. В том случае, если наступление хаоса на пространстве от Прибалтики до Памира окажется естественным и необратимым, России самой придется познать много прелестей жизни на границе дикого поля.

Автор – программный директор клуба «Валдай», научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев

 

50 shades of the "gray zone". What does the growing chaos in neighboring states mean for Russia

The recurring clashes on the border of Azerbaijan and Armenia provoked arguments about the dynamics of Russian influence on the countries of the periphery. However, in reality, we may be talking about a larger phenomenon. According to Baku's statements, during the recent clashes, its forces operated in a kind of "gray zone" - in a territory whose ownership is not obvious, and the future is unclear. Today, a significant part of the states surrounding Russia is gradually turning into such a zone. It is necessary to start thinking about how objective this process is and what it means for Russian interests.

Timofey Bordachev

 

Источник: https://profile.ru/columnist/50-ottenkov-seroj-zony-961439/

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений