Бывали ли в истории примеры, чтобы люди распоряжались, вели войны и заключали трактаты, имея на плечах порожний сосуд?

 

Перечитав «Историю одного города» великого русского писателя Салтыкова-Щедрина, Я взялась выделить особенности управления в городишке, который является местом действия в произведении.

  1. Волюнтаризм правителей. Начальники стремились реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. (крики «Разорю!» и «Не потерплю!», как в одном известном фильме «Попрошу в моём доме не выражаться!».
  2. Абсолютизм. Градоначальники, садясь на места, были уверены, что у них есть ничем не ограниченная власть, использовали вооружённые силы в своих целях, распространяли законы и т.д.
  3. Выбор «случайного» человека на должность. Один вывезен из Италии, другой бывший брадобрей(!), третий – беглый грек, без имени и отчества, и даже без чина, Брудастый «назначен был впопыхах».
  4. Непрограммный метод развития. Начальники бросались из крайности в крайность, обстановка в городе была то «хорошая», то «плохая», они  даже не интересовались, как было до каждого из них и не задумывались, как будет после. Как в крылатой фразе «после нас хоть потоп».
  5. Антигуманность. Людей в Глупове изводили, не щадя: утопили в реке «директора экономии», палили деревни, «перебили в кровь многих капитан-исправников», сбрасывали людей с колокольни, сажали в клетку, пороли, не оставляя живого места. Автор пишет: «Успех никогда не обходится без жертв».
  6. Закрытость власти от народа. В городе не было никаких организаций по взаимодействию власти и общества. Правители отдавали распоряжения, но обратной связи не было, может, потому, что не хотели этого, а, может, потому что в сознании самого народа не было чёткой мысли, что они тоже могут принимать участие в отправлении политики. Один из градоначальников: «Не трогайте вы меня, а я вас не трону». Даже о походах обыватели узнавали, случалось, по их окончании.
  7. Черты милитократии. Начальники в мундирах, обычно с похожим определённым складом ума редко могли обеспечить населению счастливую жизнь, к тому же имели место казарменные идеалы, полицейский произвол и опора на армию при помощи подкупа. При них, мне кажется, сильнее всего страдает культура и ценности. А когда культура и ценности подавляются, тогда нет достойных умов, тогда и нет развития вообще.
  8. Популизм. Некоторые начальники вели политику, апеллирующую непосредственно к массам и обещающую им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем.
    «Глуповцы ввалили на бригадиров двор.
    -...Да и не затем ты сюда от начальства прислан, чтоб мы, сироты, за твою дурость напасти терпели!
    - Потерпите, братики! Всего вдоволь будет! – вертелся бригадир».
  9. «Политическая мечтательность». Как известно, мечтательность на благо города не работает, нужны конкретные продуманные действия. Начальники строили здания, но не догадывались, что строят их на «песце», потом рушили и воздвигали заново на том же «песце».
  10. Неправильное толкование закона. «Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда всё сие, сделавшись невидимым, много тебя в действии облегчит». Как в поговорке: «Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло». Законы издавались, чтобы законодатели «не коснели в праздности». Например, Беневоленский с его псевдозаконами, хотя он даже не мог точно определить понятие «права», в то же время отчётливо представляя, что такое «обязанности» для горожан.
  11. Казнокрадство. Очевидная проблема, характерная для любого города, я думаю, даже неистребимая. «Грустилов довольно ловко утаивал казённые деньги. … Для того, чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть в суд».
  12. Низкий уровень образованности среди населения. Начальникам было выгодно, что разум народа затуманен, потому что так администрировать легче. Хоть и были академии, войны за просвещение, но серьёзного характера они не носили. Начальники понимали, что «если допустить глуповцев рассуждать, то, пожалуй, они дойдут и до таких вопросов, как, например, действительно ли существует такое предопределение, которое делает для них обязательным претерпение даже такого бедствия, как, например, краткое, но совершенно бессмысленное градоправительство Брудастого? … существование вопроса … в положении существенного улучшения всё-таки не сделает». Те, кто проповедовали мудрые мысли, предавались гонениям. Ивашка за слова «всем-де людям в еде равная потреба настоит, и кто-де ест много, пускай делится с тем, кто ест мало» посажен на цепь, 33 философа были рассеяны по лицу земли за то, что говорили «трудящийся да яст; нетрудящийся же да вкусит от плодов безделия своего», Алёшку Беспятова привлекли на допрос, где был убит, за слова «худы-де те законы, кои писать надо, а те законы исправны, кои и без письма в естестве у каждого человека нерукотворно написаны».
  13. Жажда власти, сопряжённая с идиотизмом. Руководствуясь здравым смыслом, мы с вами понимаем, что желание управлять городом должно возникать тогда, когда человек хочет работать на благо жителей этого города, потому что у него такое предназначение. Но градоначальниками двигали личные интересы. Как говорится, раб не хочет обрести свободу, он хочет иметь собственных рабов. А управление городом – один из лёгких способов владеть рабами. Угрюм-Бурчеев, например, ради власти отрубил собственный палец, игнорируя болевые ощущения, и улыбнулся! Автор отмечает, что опаснее простых идиотов идиоты властные. Они не делают выводов и не пекутся о результатах, так как обычно эти результаты их не касаются. «Там, где простой идиот расшибает себе голову или наскакивает на рожон, идиот властный раздробляет пополам всевозможные рожны и совершает свои, так сказать, бессознательные злодеяния вполне беспрепятственно».

По-моему мнению, С.-Щедрин знал, что жизнь – очень сложная и непредсказуемая вещь и хотел это донести читателям. Он писал, что «любовь народная есть сила», но хотел, чтобы управляющими были такие люди, которые направляли бы эту силу на благосостояние каждого гражданина, а не на достижение собственных целей. Он знал, что без управления жизнь невозможна, и вместе с тем утверждал, что важна ценность каждого гражданина, что каждый хочет счастья независимо от положения в обществе, поэтому управленческий процесс должен вестись по уму. Более того, автор полагал, что многоумие в некоторых случаях равносильно недоумию. Он рассуждал, что, когда народ слепо поклоняется, это глупо, но, когда ни бога, ни идолов, тоже беда. Михаил Евграфович хотел, чтобы законы были не сильно жёсткими, и не крайне либеральными, а «средними», то есть просто гуманными, естественными. Но где эта золотая середина?..

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Мельков

<p> Оценка &quot;отлично&quot;. А теперь организуйте обсуждение в Вашем блоге этой Вашей статьи. Ориентир - 20 комментов за 10 дней. </p>
Аватар пользователя Анастасия Добротворская

<p> Инга, как Вы считаете, чем произведение Салтыкова-Щедрина &quot;История одного города&quot; полезно для нас как &quot;будущих управленцев&quot;? </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Анастасия, оно полезно тем, что даёт чётко понять &quot;что такое хорошо и что такое плохо&quot;. Я знаю, что идеального управления не может быть в принципе. Какая-то часть населения будет недолюбливать власти, а другая будет уважать, третьим будет всё равно... Будущих управленцев книга учит проводить черту между выполнением должностных обязанностей и личными стремлениями. Чтение полезно вообще, особенно классической литературы, особенно классической&nbsp;<em>отечественной&nbsp;</em>литературы! </p>
Аватар пользователя Yakupova

<p> Инга, как ты думаешь,&nbsp; что можно полезного извлечь из произведения Салыкова-Щедрина&nbsp; для современной России? </p>
Аватар пользователя Юлия Музыкина

<p> Инга,мне понравилась твоя статья. &quot;Плюсую&quot;))) А как ты считаешь Инга,нужна ли связь власти с народом? И что будет,если этой связи &nbsp;не будет? </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Я думаю, в произведении автор обозначил т.н. &quot;язвы&quot; в обществе, и не обязательно российском. Современные россияне должны понять, что государство иногда есть инструмент для алчных и корыстных людей, которые этим инструментом портят жизнь остальным. И чем тупее сами граждане, тем развязнее себя будут чувствовать власти. Ещё Екатерина Вторая говорила, что народ, который поёт и пляшет, зла не думает. Нужно книги читать и заниматься самообразованием, вкладывать в себя, а не &quot;хавать&quot; то, что подсовывает реклама, продажные СМИ, такие же продажные политики-обещатели с трибун и т.д. Молчание до добра не доводит. А ещё Я считаю, что нашему президенту, как супервлиятельной фигуре, следует осуществлять непосредственное руководство деятельности Минобразования, Минздрава, Минкультуры, Минспорта, Минсельхоза и Минэкономразвития, но он почему-то этого не делает... </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Благодарю (и за похвалу, и за вопрос)! Но вопрос меня немного затруднил: как раз наоборот эти особенности были&nbsp;<em>неэффективными</em>, иначе бы, мне кажется, С.-Щедрин и не взялся за работу над произведением. А каковы эти особенности, Я уже написала в статье. </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Не понимаю, кто такие &quot;руководители&quot; книги? Можно яснее сформулировать вопрос? </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Да, на благо народа должен работать любой правитель. Да потому что он за это деньги получает. В идеале правитель это тот же наёмный рабочий, в обязанности которого входит служение обществу. &nbsp;А кому ещё? На своё благо надо работать отдельно. А вообще, работаешь на благо народа - работаешь и на своё благо, так как являешься <strong>частью</strong> этого самого народа. Если работать на благо своего близкого окружения, влиятельных бизнесменов к примеру, то недалеко до волнений, &quot;бунтов&quot;, недоброжелателей, появляется недоверие в обществе и т.д. Мо моему мнению, лучше остаться в народной памяти хорошим примером, чтоб вспоминали добрыми словами. С.-Щедрин озвучил великолепную мысль: &quot;Любовь народная есть сила!&quot; Поправьте меня, если Я не права. </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> От души благодарю! Мне очень приятно получить такой отзыв в свой адрес. Рада, что Вам было интересно читать и взять кое-что себе на заметку. </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Спасибо, Юлия! Один из самых актуальных вопросов. Я полагаю, нужна. Народ - это своего рода заказчик, а власти - исполнитель потребностей общества. Власти должны реагировать на запросы граждан, обеспечивать их ресурсами для нормальной жизни, так же как их обеспечивают трудящиеся (работники промышленности, обслуживания, здравоохранения, образования и т.д.). Происходит непрерывный обмен услугами в своеобразной сети, которая со временем, как, Я думаю, многие заметили, становится всё шире и глобальнее; каждый должен выполнять&nbsp;<strong>свою&nbsp;</strong>работу. Если эта связь отсутствует, наступает стагнация, неразбериха; мало кто понимает, что от него хотят; общество разбивается на &quot;лагеря&quot;, противоборство между которыми бьёт по всем сферам государства; власти жиреют, поглядывая свысока на народ, который уже живёт &quot;по своим понятиям&quot;, часто криминальным, а закон пылится в стороне. Расскажу одну историческую байку, полагаю, она здесь уместна.&nbsp;<font size="3" style="font-family: verdana;">Был случай. В кабак на Васильевском острове зашёл мужик по имени Евстигней. Кабатчик окрикнул мужика, чтобы он снял шапку, потому что тут царский портрет висит. На что мужик, будучи выпивши, ответил: &quot;А мне наплевать на царя!&quot; Мужика скрутили и доставили в охранку. Дело окончилось благополучно. Царь Николай I наложил резолюцию в трёх пунктах. 1. Дело приостановить. 2. Царские портреты из кабаков убрать. 3. Передать мужику Евстигнею, что и мне на него наплевать.</font><span style="font-family: verdana;"><font size="3">&nbsp;</font></span> </p>
Аватар пользователя alvoyu

<p> Инга, очень грамотно написанная рецензия. А как ты считаешь, есть ли сходство нынешних представителей власти с кем-либо из градоначальников города Глупова?? Если есть, то с кем конкретно&hellip;и почему?? </p>
Аватар пользователя Александр Перенджиев

<p> Уважаемая, Инга! Хотел бы обратить ваше внимание на то, что, прочитав Вашу рецензию мне показалось, что речь идет о современных событиях в России. В пункте 12 говорится о причинах низкой образованности населения. Поэтому хотелось бы задать Вам вопрос: как соотносятся с одной стороны заявления высших руководителей о необходимости повышения степени интеллектуализации населения, включая и личный состав Вооруженных Сил РФ и заявления Министра обрнауки Ливанова о низкой квалификации преподавателей, низкой эффективности РАН? </p> <p> Почему Ливанов не боится идти на конфликт с преподавательским и научным сообществом? И еще, как ты считаешь, что нужно сделать в государстве и обществе, чтобы студенты стремились, прежде всего, к получению знаний, а не диплома! </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Юлия, благодарю. Всегда и всюду и во все времена представители власти похожи. Хочу отметить, что шесть градоначальниц похожи на тех женщин, которых мы сейчас видим во власти, так как обычно управлением они не занимаются, посвящая добрую половину своего времени интригам и авантюрам. Плюс в этом только такой, что народу есть над кем потешиться. Вспомни как у С.-Щедрина две &quot;начальницы&quot; в итоге были закинуты в клетку, где и загрызли друг друга. Поучительный эпизод. </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> <span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; text-indent: 25px;">Здравствуйте, Александр Николаевич! Неудивительно, что вам показалось, что в статье описана современная Россия. Про конфликт я знаю мало, так как он меня не затрагивает. Из прочитанного в сети Я узнала, что он хочет заменить РАН другой организацией. Я считаю, что настоящий учёный останется учёным независимо от членства в каком-либо сообществе. И тот, кто приносит пользу своими научными трудами, не потеряет своего статуса. Такой конфликт можно считать &quot;проверкой на выживаемость&quot;. Вообще, учёный в первую очередь мудр. А мудрый человек не будет растрачиваться на &quot;конфликты&quot;, у него есть дела поважнее. Мне эта история напоминает басню про слона и моську. У слона <em>своя голова</em>, и ему нет дела до моськи, пусть даже её и приставили охранять слона. Если Ливанов академикам не нравится, почему они не сместят его с должности? Недостаточно <em>сильны</em>? Не хватает <em>слоновости</em>? Получается, он в какой-то степени прав и имел основания для таких заявлений. Для научного сообщества такой прецедент должен послужить маячком, сигналом того, что пора поразить нас научными открытиями и достижениями, а не численностью.&nbsp;<br /> К другому вопросу. Студенты стремятся к получению диплома, потому что задача встала другая: это &laquo;получение услуг&raquo;. А дальше уже &ndash; в зависимости от того, какие &laquo;услуги&raquo; они желают получить. А население желает получить в массе своей услугу &laquo;корочки&raquo; (желательно за не очень большие деньги), или население желает купить себе отсрочку от армии, или население желает купить себе статус, &ndash; вот образование и удовлетворяет эти услуги. Что нужно сделать? Может, выключить телевизор и опять попробовать сделать Россию самой читающей страной в мире? Может, хватит подражать западу, где человека делают понты? Позволю вспомнить одну мудрость: &quot;Нельзя встретить восход Солнца, обратившись лицом к западу&quot;. Может, распространить среди народа истину, что не материальное в жизни самоцель?</span> </p>
Аватар пользователя Сергей Мельков

<p> Оценка &quot;отлично&quot;. А теперь организуйте обсуждение в Вашем блоге этой Вашей статьи. Ориентир - 20 комментов за 10 дней. </p>
Аватар пользователя Анастасия Добротворская

<p> Инга, как Вы считаете, чем произведение Салтыкова-Щедрина &quot;История одного города&quot; полезно для нас как &quot;будущих управленцев&quot;? </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Анастасия, оно полезно тем, что даёт чётко понять &quot;что такое хорошо и что такое плохо&quot;. Я знаю, что идеального управления не может быть в принципе. Какая-то часть населения будет недолюбливать власти, а другая будет уважать, третьим будет всё равно... Будущих управленцев книга учит проводить черту между выполнением должностных обязанностей и личными стремлениями. Чтение полезно вообще, особенно классической литературы, особенно классической&nbsp;<em>отечественной&nbsp;</em>литературы! </p>
Аватар пользователя Yakupova

<p> Инга, как ты думаешь,&nbsp; что можно полезного извлечь из произведения Салыкова-Щедрина&nbsp; для современной России? </p>
Аватар пользователя Юлия Музыкина

<p> Инга,мне понравилась твоя статья. &quot;Плюсую&quot;))) А как ты считаешь Инга,нужна ли связь власти с народом? И что будет,если этой связи &nbsp;не будет? </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Я думаю, в произведении автор обозначил т.н. &quot;язвы&quot; в обществе, и не обязательно российском. Современные россияне должны понять, что государство иногда есть инструмент для алчных и корыстных людей, которые этим инструментом портят жизнь остальным. И чем тупее сами граждане, тем развязнее себя будут чувствовать власти. Ещё Екатерина Вторая говорила, что народ, который поёт и пляшет, зла не думает. Нужно книги читать и заниматься самообразованием, вкладывать в себя, а не &quot;хавать&quot; то, что подсовывает реклама, продажные СМИ, такие же продажные политики-обещатели с трибун и т.д. Молчание до добра не доводит. А ещё Я считаю, что нашему президенту, как супервлиятельной фигуре, следует осуществлять непосредственное руководство деятельности Минобразования, Минздрава, Минкультуры, Минспорта, Минсельхоза и Минэкономразвития, но он почему-то этого не делает... </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Благодарю (и за похвалу, и за вопрос)! Но вопрос меня немного затруднил: как раз наоборот эти особенности были&nbsp;<em>неэффективными</em>, иначе бы, мне кажется, С.-Щедрин и не взялся за работу над произведением. А каковы эти особенности, Я уже написала в статье. </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Не понимаю, кто такие &quot;руководители&quot; книги? Можно яснее сформулировать вопрос? </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Да, на благо народа должен работать любой правитель. Да потому что он за это деньги получает. В идеале правитель это тот же наёмный рабочий, в обязанности которого входит служение обществу. &nbsp;А кому ещё? На своё благо надо работать отдельно. А вообще, работаешь на благо народа - работаешь и на своё благо, так как являешься <strong>частью</strong> этого самого народа. Если работать на благо своего близкого окружения, влиятельных бизнесменов к примеру, то недалеко до волнений, &quot;бунтов&quot;, недоброжелателей, появляется недоверие в обществе и т.д. Мо моему мнению, лучше остаться в народной памяти хорошим примером, чтоб вспоминали добрыми словами. С.-Щедрин озвучил великолепную мысль: &quot;Любовь народная есть сила!&quot; Поправьте меня, если Я не права. </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> От души благодарю! Мне очень приятно получить такой отзыв в свой адрес. Рада, что Вам было интересно читать и взять кое-что себе на заметку. </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Спасибо, Юлия! Один из самых актуальных вопросов. Я полагаю, нужна. Народ - это своего рода заказчик, а власти - исполнитель потребностей общества. Власти должны реагировать на запросы граждан, обеспечивать их ресурсами для нормальной жизни, так же как их обеспечивают трудящиеся (работники промышленности, обслуживания, здравоохранения, образования и т.д.). Происходит непрерывный обмен услугами в своеобразной сети, которая со временем, как, Я думаю, многие заметили, становится всё шире и глобальнее; каждый должен выполнять&nbsp;<strong>свою&nbsp;</strong>работу. Если эта связь отсутствует, наступает стагнация, неразбериха; мало кто понимает, что от него хотят; общество разбивается на &quot;лагеря&quot;, противоборство между которыми бьёт по всем сферам государства; власти жиреют, поглядывая свысока на народ, который уже живёт &quot;по своим понятиям&quot;, часто криминальным, а закон пылится в стороне. Расскажу одну историческую байку, полагаю, она здесь уместна.&nbsp;<font size="3" style="font-family: verdana;">Был случай. В кабак на Васильевском острове зашёл мужик по имени Евстигней. Кабатчик окрикнул мужика, чтобы он снял шапку, потому что тут царский портрет висит. На что мужик, будучи выпивши, ответил: &quot;А мне наплевать на царя!&quot; Мужика скрутили и доставили в охранку. Дело окончилось благополучно. Царь Николай I наложил резолюцию в трёх пунктах. 1. Дело приостановить. 2. Царские портреты из кабаков убрать. 3. Передать мужику Евстигнею, что и мне на него наплевать.</font><span style="font-family: verdana;"><font size="3">&nbsp;</font></span> </p>
Аватар пользователя alvoyu

<p> Инга, очень грамотно написанная рецензия. А как ты считаешь, есть ли сходство нынешних представителей власти с кем-либо из градоначальников города Глупова?? Если есть, то с кем конкретно&hellip;и почему?? </p>
Аватар пользователя Александр Перенджиев

<p> Уважаемая, Инга! Хотел бы обратить ваше внимание на то, что, прочитав Вашу рецензию мне показалось, что речь идет о современных событиях в России. В пункте 12 говорится о причинах низкой образованности населения. Поэтому хотелось бы задать Вам вопрос: как соотносятся с одной стороны заявления высших руководителей о необходимости повышения степени интеллектуализации населения, включая и личный состав Вооруженных Сил РФ и заявления Министра обрнауки Ливанова о низкой квалификации преподавателей, низкой эффективности РАН? </p> <p> Почему Ливанов не боится идти на конфликт с преподавательским и научным сообществом? И еще, как ты считаешь, что нужно сделать в государстве и обществе, чтобы студенты стремились, прежде всего, к получению знаний, а не диплома! </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> Юлия, благодарю. Всегда и всюду и во все времена представители власти похожи. Хочу отметить, что шесть градоначальниц похожи на тех женщин, которых мы сейчас видим во власти, так как обычно управлением они не занимаются, посвящая добрую половину своего времени интригам и авантюрам. Плюс в этом только такой, что народу есть над кем потешиться. Вспомни как у С.-Щедрина две &quot;начальницы&quot; в итоге были закинуты в клетку, где и загрызли друг друга. Поучительный эпизод. </p>
Аватар пользователя Инга Куликова

<p> <span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; text-indent: 25px;">Здравствуйте, Александр Николаевич! Неудивительно, что вам показалось, что в статье описана современная Россия. Про конфликт я знаю мало, так как он меня не затрагивает. Из прочитанного в сети Я узнала, что он хочет заменить РАН другой организацией. Я считаю, что настоящий учёный останется учёным независимо от членства в каком-либо сообществе. И тот, кто приносит пользу своими научными трудами, не потеряет своего статуса. Такой конфликт можно считать &quot;проверкой на выживаемость&quot;. Вообще, учёный в первую очередь мудр. А мудрый человек не будет растрачиваться на &quot;конфликты&quot;, у него есть дела поважнее. Мне эта история напоминает басню про слона и моську. У слона <em>своя голова</em>, и ему нет дела до моськи, пусть даже её и приставили охранять слона. Если Ливанов академикам не нравится, почему они не сместят его с должности? Недостаточно <em>сильны</em>? Не хватает <em>слоновости</em>? Получается, он в какой-то степени прав и имел основания для таких заявлений. Для научного сообщества такой прецедент должен послужить маячком, сигналом того, что пора поразить нас научными открытиями и достижениями, а не численностью.&nbsp;<br /> К другому вопросу. Студенты стремятся к получению диплома, потому что задача встала другая: это &laquo;получение услуг&raquo;. А дальше уже &ndash; в зависимости от того, какие &laquo;услуги&raquo; они желают получить. А население желает получить в массе своей услугу &laquo;корочки&raquo; (желательно за не очень большие деньги), или население желает купить себе отсрочку от армии, или население желает купить себе статус, &ndash; вот образование и удовлетворяет эти услуги. Что нужно сделать? Может, выключить телевизор и опять попробовать сделать Россию самой читающей страной в мире? Может, хватит подражать западу, где человека делают понты? Позволю вспомнить одну мудрость: &quot;Нельзя встретить восход Солнца, обратившись лицом к западу&quot;. Может, распространить среди народа истину, что не материальное в жизни самоцель?</span> </p>

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений