Диалог религий как важнейший фактор обеспечения мира и стабильности социума в условиях глобализации

Тема нашей конференции – «Россия и исламский мир: сближение мазхабов как фактор солидарности мусульман». Однако мы не опре­делили, что же такое «сближение мазхабов», каковы цель, задачи, суть данного процесса, каковы методы их решения. Чтобы раскрыть тему, вначале, наверное, было бы целесообразным определить, что же такое мазхабы, выявить их теологическую и социально-правовую сущность, а затем переходить к моделированию тенденций межмазхабных про­цессов.

Что же такое мазхабы? Это то, что отдаляет мусульман друг от дру­га, или же, наоборот, это то, что обогащает и укрепляет мусульман?

В нашем понимании, мазхаб – это неотъемлемый и очень важный элемент исламской системы. Функция мазхаба – адаптация ислама к разным социо культурным средам и условиям, придание исламу гибко­сти и выживаемости в многообразном мировом пространстве. Мазха-бы, как говорят великие ученые ислама, это милость Аллаха, это дар Аллаха мусульманской умме.

Мазхабы не являются источником внутриисламских проблем, они также не отдаляют мусульман друг от друга, а усиливают и укрепля­ют мусульманскую умму, давая ей возможности функционировать в разных политико-экономических, природно-географических и других условиях.

Проблемы вокруг темы мазхабов возникают, в основном, по при­чинам отсутствия необходимых знаний в области ислама, что является результатом следующих факторов:

  1. Невежества людей в вопросах ислама.
  2. Непонимания сущности мазхабов и ошибочного рассмотре­ние мазхаба как фактора противоречий в исламе.
  3. Использования мазхабных особенностей в политических и иных целях, направленных на разделение мусульманской уммы.

Исходя из этого, в целях более эффективного использования потен­циала, заложенного в мазхабах в современном обществе, а также пре-

дотвращения негативных манипуляций вокруг темы мазхабов, считаем важным осуществить нижеследующее:

  1. Разработать мер по повышению общей религиозной грамот­ности граждан.
  2. Глубоко изучить потенциал и методики мазхабов, их приме­нение для адаптации мусульманского населения (мигрантов) в новых социальных средах, в том числе, и в странах Европы и Америки.
  3. Использовать мазхабные подходы исламского права в целях профилактики экстремизма, терроризма и сектантских идеологий.

Я из Дагестана. В Дагестане проживает более 27-ми народов. Исто­рия ислама в Дагестане начинается с 20-го года хиджры. Первые по­сланцы ислама прибыли в дагестанский г. Дербент (Бабуль-абваб) в 642 г. по г.к. Первая мечеть в этом городе была построена в 733 году г.к. С тех пор и функционирует ислам на территории Дагестана, что не пре­рывалось даже в период советского атеизма. Ислам тогда только при­нял скрытые формы, а обучение продолжалось в подвальной системе.

В Дагестане сосуществуют разные мазхабы, как то шафиитский и ханафитский. Есть у нас и свои шииты. За весь период существования ислама в Дагестане, не было ни одного случая конфликтов мусульман на основе мазхабных различий. И что интересно, шииты в Дагестане составляют всего 3-5 % от общей численности мусульман Республи­ки, но Главная мечеть Дербента (построенная в 733 г. и действующая поныне) находится у шиитов. И никто из суннитов не делает из этого проблему.

В настоящее время в Дагестане более 2500 мечетей, 13 исламских высших учебных заведений. Каждый год из Республики в Мекку от­правляется на Хадж более 15 тысяч мусульман. Тем не менее, находят­ся люди, которые говорят об ущемлении прав мусульман как в регио­не, так и в России в целом.

Сегодня дагестанские мусульмане, представляющие разные маз-хабы, вместе противостоят экстремизму и терроризму, использующе­му ислам для своих преступных целей. Первое, что требуют идеоло­ги экстремизма от мусульман – это отказ от мазхабов, считая их ново­введением в исламе. Для них ни имамы мазхабов (Имам Ханафи, Ша-фии, Малик,Ахмад), ни великие ученые ислама (такие, как Имам Га-зали, Суюти, Бухари, Навави и др.) не являются авторитетами. Для их примитивного мышления не под силу понимать глубину и богатство мысли этих корифеев.

А почему же экстремисты против мазхабов? Да потому что, мазха-бы – это остов, основа системы исламского права. Отход от мазхабов приводит к расшатыванию, ослаблению ислама в целом, лишению его иммунных, т.е. защитных, функций.

Поэтому сегодня одна из важнейших задач мусульман, представи­телей всех мазхабов, объединить свои усилия в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Ислам признаёт существующие между людьми различия, провоз­глашая их основой для культурного обмена и диалога. Любые проявле­ния национализма, шовинизма, экстремизма отвергаются Кораном, как заблуждение и уклонение от прямого пути.

В Коране сказано (смыслы сура 49 «Комнаты», аят 13): «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас на­родами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почи­таемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный». Ува­жительное отношение к другой точке зрения является одним из про­явлений универсализма коранического учения. Коран запрещает лю­бые дискуссии, в которых имеют место грубость и неуважение к со­беседнику. Сегодня диалог необходим не только внутри конфессии, в частности, между разными мазхабами, но и на межконфессиональ­ном уровне. Суть этого диалога состоит в том, чтобы его участники помогали друг другу в противостоянии повсеместно проявляющим­ся преступлениям и порокам: социальной несправедливости, мораль­ной деградации молодежи, пренебрежению правами человека, за­грязнению окружающей среды, терроризму и экстремизму, наркома­нии и т.п.

Бессмысленно и даже опасно объявлять целями диалога нивелиро­вание различий между мазхабами и религиями или их объединение. Соперничество между ними должно базироваться на стремлении ука­зать людям более правильный и эффективный путь, ведущий к всесто­роннему совершенствованию личности и ее духовному прогрессу, что приближает людей к Богу. Состязательность и диалог разных мазха-бов, культур, религий – не кратковременная кампания, а долгосрочная стратегия, которая должна предотвратить угрозу столкновения циви­лизаций, стать первым шагом на пути их сотрудничества и партнерства в решении назревших глобальных проблем XXI века. Важнейшим при­оритетом диалога цивилизаций является сохранение культурного раз­нообразия и взаимное обогащение культур.

Выдержанное в таком духе сотрудничество может стать могучим оружием в борьбе с убеждением в том, что «разнообразие является угрозой», которое на протяжении нескольких последних лет стало при­чиной трагической и бесполезной гибели столь многих людей в столь многих частях мира.

Коран утверждает невиданный для других религиозных источ­ников принцип мирной соревновательности:

«Если бы Аллах захотел, Он сделал вас одной общиной. Но Он хотел вас испытать тем, что дал вам. Поэтому соперничайте друг с другом в добрых делах. К Аллаху вы все возвратитесь, и Он рассу­дит вас в том, в чем вы спорили между собою» (Коран, 5:49).

Мы все должны научиться уважать своего соседа. Пророк (с.а. с.) говорил: « Тот сосед самый лучший перед Аллахом, кто поле­зен своим соседям» (Tirmizi, Вirr, 28). «Тот, кто ложится спать сы­тым в то время, как сосед голоден не му’мин» (Hakim, и, 15/21бба).

А согласно другому преданию, сказал: «Тот, чей сосед не уверен в своей безопасности от его вреда, не войдет в рай» (Мuslim, Тman, 73).

В Коране сообщается, что Аллах почтил человека разумом, сделал его наместником на земле и возвысил над многими другими существа­ми. Признаком человеческого достоинства является то, что все люди без исключения заслужили от уважение и гуманное обращение уже потому, что являются людьми. Всевышний Аллах повелевает мусуль­манам в Священном Коране нести людям мир, добро и братскую лю­бовь, относиться ко всем людям со справедливостью. Мусульмане от­ветственны за свой моральный облик перед людьми, исповедующими иные религиозные учения.

Таков джихад в Исламе. Что же касается терроризма и агрессии, то они по своему существу оказываются прямым отрицанием исламского джихада. Если джихад в Исламе нацелен на защиту истины и поддерж­ку притесняемого, то террор и агрессия служат защите лжи и поддерж­ке несправедливого.

Поэтому, не будет лишним еще раз подчеркнуть важность просве­щения людей, повышения их религиозной грамотности, воспитания человека и общества быть готовыми к современным диалоговым меж­культурным коммуникациям. Веротерпимость и толерантность явля­ются одним из элементов воспитанности и благонравия верующего. Это очень важно для формирования правильного мировоззрения чело­века, умения жить в обществе разных культур и мировоззрений.

Недостаточность глобального мышления мешает человеку на практике осознать целостность и невиданную доселе взаимозависимость составля­ющих современного мира. Позитивную роль в формировании такого мыс­лительного процесса могут и должны сыграть мировые религии. Последовательное изучение религиозных текстов показывает, что поч­ти во всех религиях имеются положения, позволяющие вести диалог. Согласно кораническому учению, диалог между нациями и культурами является одной из главных целей сотворения различных народов и пле­мен. Диалог – это традиция пророков и посланников. Он способствует достижению единства и согласия, сближению позиций и лучшему по­ниманию особенностей другого.

Коран воспитывает в мусульманах дух веротерпимости, учит этике­ту общения с приверженцами других мировоззренческих систем. Толе­рантность в исламе – не снисхождение или потворство, а активное от­ношение, формируемое на основе признания фундаментальных прав, которыми Аллах почтил человека.

Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценно­стях Корана, несет людям только лишь любовь и уважение, он с почте­нием относится к любой идее, даже отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миро­творца в любых конфликтных ситуациях. Мы по сей день убеждаем­ся в огромной силе примирения (маслиат) в преодолении конфликтных ситуаций, как между людьми, так и в обществе в целом. Если каждый верующий будет знать и соблюдать требования истинной религии, то общество, в котором он живет, станет высокоразвитым, мирным, про­цветающим и благополучным.

 

Автор: Садиков Максуд, ректор Института теологии и международных отношений (Россия, республика Дагестан)

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений