Дорогие товарищи!

Премьерный показ фильма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», номинанта на «Оскар» состоялся в рамках «Лаборатории политического кино БАГСУ». Показ и обсуждение киноленты уже традиционно проходило в рамках мероприятий «Школы молодого этнополитолога в Республике Башкортостан» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

Выбор фильма не случаен – острая политическая и социальная драма рассказывает о столкновении двух противоположностей, которые должны быть синонимичны – государственной политики и человеческих жизней. В центре сюжета – расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году.

Во время забастовки рабочих на Новочеркасском электровозостроительном заводе, начавшейся после хрущёвского повышения цен на молоко и мясо с 1 июня 1962 года, заводоуправление окружает агрессивная толпа, от которой руководителей города и области скрывают в подвале. Через несколько часов ожидания их оттуда выводят через подземный коллектор бойцы спецназа. Город блокируют воинские подразделения и бронетехника.

На следующий день толпа демонстрантов движется от посёлка НЭВЗ к центру города с портретами Ленина и лозунгами, среди которых выделяется «Хрущева на колбасу!». Военные ей не препятствуют. Члены Политбюро едва успевают выехать из горкома, а здание начинает штурмовать толпа. Прибывшая из Москвы правительственная комиссия во главе с Ф. Р. Козловым и А. И. Микояном приказывает скрыть факт массовой забастовки в СССР и гибели людей.

Во время расстрела на площади пропадает дочь главной героини, убеждённого партийного работника, сторонника расстрела демонстрации. В этот момент происходит и столкновение двух частей личности героини – с одной стороны её внешнего социального проявления, требующего жесткого подавления восстания. С другой стороны, материнское сердце ищет своего ребенка и готово на всё, ради её спасения. В процессе поисков мы наблюдаем проявление сердечных и человеческих качеств в переломные моменты практически у всех персонажей, обнажение их сущностей, несмотря на общую жестокость и безразличие государственной машины. Фильм неслучайно заканчивается фразой главной героини: «Мы станем лучше».

«Ведь что они хотела? Просто чтобы к ним вышли и по-го-во-ри-ли. Да, может обе стороны не в восторге друг от друга, но с людьми нужно работать, разговаривать, а не кидаться лозунгами. Тогда было бы всё по-другому. Такие события характерны не только для Новочеркаска. Похожее происходило и в Уфе в дни «фенольной катастрофы» – задал тон дискуссии руководитель проекта Сергей Лаврентьев.

Заместитель директора по научной работе института истории и государственного управления Башкирского государственного университета Ирина Фролова увидел целый ряд смыслов в ленте: «Мы видим мотив веры. Героине всегда нужно во что-то верить: сперва в коммунизм, а после разочарования – в Бога, она обращается к иконе Божьей Матери. Фильм очень многослойный и пронизан целым рядом контрастов: конфликт поколений, конфликт верований, конфликт между государством и обществом. Он, безусловно, требует дополнительного осмысления».

Научный сотрудник БАГСУ Арсен Шаяхметов высказал мнение, что центральным сюжетом фильма является обнажение истинных убеждений героев в контексте происходящих событий. Как только начались протесты – дед сразу достал казацкую форму; мать в момент риска жизни для дочери сбросила коммунистическую надстройку сознания и обратилась к вере; дочь изначально не скрывала своё осуждение власти. Важно для государства говорить не лозунгами, а разговаривать с людьми на равных».

«Время идёт, а власть не меняется. Как было это в 60-70 годы, так и сейчас – официальная картинка сильно расходится с реальной. Общество это чувствует и перестает доверять власти – и тут происходит раскол, ведущий к трагическим событиям» - отметил журналист «Аргументов и фактов» Алексей Шушпанов.

Ряд спикеров обратил внимание на антисталинистский характер фильма, который сквозит через детали. Сталина, конечно, вынесли из мавзолея к тому времени, но его наследники продолжают управлять страной. Те события стали одним из шагов и к их последующему уходу с политической сцены.

В завершении дискуссии Сергей Лаврентьев отдал должное Андрею Кончаловскому, что он реализовал задуманный десятилетия назад сценарий, довёл дело до конца, несмотря на возраст. «Важное не только делать хорошие произведения, но и создавать вечное. Фильм рассчитан на то, чтоб каждый из нас стал лучше. Несмотря на все проблемы и противоречия. Тот факт, что показ финансируется на грант Президента РФ показывает, что власть тоже хочет, чтоб все мы стали лучше» – заключил модератор.

 

Шаяхметов Арсен, научный сотрудник Научно-исследовательского и информационного центра Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан

 

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений