Этические комитеты, (комиссии): анализ и оценка их эффективности в России.

В последнее время вопрос о соблюдении этических норм чиновниками становится всё острее, особенно после реформирования системы государственной гражданской службы и муниципальной службы. Одним из регуляторов поведения чиновников стали этические комиссии (комитеты). Я считаю, на данном этапе рано однозначно что-то говорить об их эффективности.  Сейчас перед нами стоит ряд проблем, которые Я перечислю.

1)      Непостоянный характер работы комиссий. Их работа носит ситуативный характер, когда поступает жалоба на должностное лицо. По-моему, целесообразнее было бы перевести их в «режим повседневной деятельности». Цель - пресечение отклонений от требуемого поведения, а не «ликвидация» уже случившегося злодеяния. Функционируя каждый день, комиссии выполняли бы задачи контроля, обучения (граничащего с воспитанием), пропаганды достойного поведения и т.д. Возможно, в таком случае разумно будет говорить не о комитетах, а о некой системе по обеспечению этического поведения на государственной и муниципальной службе

2)      Недостаточный запрос со стороны общества. Иными словами, если этические комиссии созданы государством, то и  судить об их эффективности будут они сами, а судят они в своих интересах. Зачастую даже в случае явного нарушения чиновниками этических норм общественность замалчивает этот инцидент. Причины этого ещё нужно изучить, хотя обычно это просто-напросто неуверенность в себе, индифферентность, слабая гражданская позиция, лень и т.п. Это происходит из-за того, что этические комиссии формируются самим чиновниками, а в чиновничьей среде «рука руку моет». Возможно, вхождение в состав этических комиссии представителей общественности могло бы решить эту проблему. Более того, некая общественная организация, занимающаяся надзором соблюдения чиновниками норм этики тоже может способствовать решению проблемы, особенно если она сотрудничает со СМИ, где факты нарушения и дальнейшего наказания могут быть освещены более ярко и широкомасштабно.

3)      Кодекс этики на деле носит скорее рекомендательный характер. Действительно, все этические аспекты собрать и предусмотреть в едином нормативно-правовом акте сложно, однако юридически закрепить основные принципы реально, как и назначить высокую ответственность за отклонение от них. То есть, чем сильнее этические нормы закреплены юридически, чем весомее наказание за их нарушение, тем эффективнее работа этических комиссий. Иначе, результат работы большинства комиссий сводится к объявлению максимум выговора, а у особо совестливых чиновников к душевным переживаниям.

4)      У членов этических комиссий недостаточно знаний в данной области. Иными словами у них нет опыта, так как множество чиновников не являются специалистами в области государственного и муниципального управления (имеют дипломы по другим специальностям), а те, кто являются, либо не проходили курс этики государственной и муниципальной службы, либо проходили теоретически. Решению этой проблемы может способствовать дисциплина «Этика государственной и муниципальной службы», носящая практический характер в процессе обучения будущего чиновника в вузе, а также заинтересованные, активные преподаватели, знатоки своего дела, именно те, кто сами воспитаны и в состоянии взрастить, наставить на путь истинный других.

Естественно, существует ещё много проблем. Я назвала, на мой взгляд, основные из них. 

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Мельков

<p> Нет ни одного примера, оценка &quot;хорошо&quot;. </p>
Аватар пользователя Сергей Мельков

<p> Нет ни одного примера, оценка &quot;хорошо&quot;. </p>

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений