Фундаментальные традиции, заложенные князем Владимиром в основание русского государства

Уважаемый Митрополит!

Уважаемые участники форума!

В эпоху культурной глобализации осознание своих корней, оценка исторического пути, анализ побед и поражений становятся непременным условием укрепления национальной идентичности, позволяют находить ответы на текущие вызовы истории. Российское государство, русский мир состоялись после того, как появилась объединяющая идея, были выработаны цели и задачи, созвучные интересам и устремлениям народа и его лидеров. Они не оставались неизменными. Каждый век являл новую конфигурацию факторов, оказывающих ключевое воздействие на развитие русской государственности, появлялись новые и исчезали устаревшие подходы к решению задач не просто выживания, а качественного развития социальных, экономических, культурно-духовных и политических институтов, составляющих фундаментальную основу цивилизационной системы, центр которой сейчас находится в Российской Федерации.

Русская государственность проходила последовательные этапы своего развития. Которые, впрочем, не всегда были успешными. Ошибки, просчеты, упущенные возможности – все это в изобилии можно найти в нашей истории. И платить за них приходилось очень дорогую цену, не только человеческими жизнями, но и оказываясь буквально на краю гибели государственности и распада культурной идентичности.

Рассматривая с этих позиций итоги правления князя Владимира, ставшего первым православным правителем Русского государства – Василием, нельзя обойти вниманием его историческое решение, на тысячелетия заложившее особую роль нашего государства в мировой геополитической системе и роли народа в цивилизационном пространстве планеты.

Государственность уже была сформирована и до Владимира. Историки сейчас не прекратили споры о её начале, поскольку все новые открытия археологических экспедиций в Великом Новгороде и Старой Ладоге заставляют по - иному взглянуть на уровень грамотности наших далеких предков и укорененности институтов власти. Но все это было временем периферийной государственности, в ходе которой, тем не менее, был заложен один из фундаментальных принципов русского народа и государства – многонациональный характер политического объединения.

Князь Владимир, проложив себе дорогу к престолу, столкнулся с дилеммой: продолжить полагаться только на меч и силу дружины для поддержания целостности государства или найти идейные скрепы, объединяющие духовным родством, а не только страхом смерти.

Данные летописи неопровержимо свидетельствуют, что Владимир очень чутко прислушивался к настроениям, проявлявшимся как среди его окружения, так и в гуще народа. Он искал систему власти, способную учесть созидательную направленность традиций жителей древнерусского государства. Он формировал не искусственную модель государственности. Не стремился подражать соседям, а значит, обрекать свое государство на постоянную зависимость от их примера и оценки. Он целенаправленно искал идею, способную стать фундаментом не только для объединения, но и развития социальной общности, что было способно примирить стремление к вольности отдаленных территорий с необходимостью создания централизованной государственности. Только в случае, когда принадлежность к государству открывала новые возможности для решения актуальных задач, укрепления безопасности и позволяла выходить на качественно новые рубежи развития, было возможно создать надежную и долговечную политико-государственную систему, а в последствии, в её рамках еще и самостоятельную цивилизационную идентичность.

Почему выбор пал именно на православие? Оно уже укоренилось в части общества. Сопричастность к православному миру позволяла приобщиться к культурным сокровищницам, системам экономического и политического взаимодействия, веками создававшимся и накопленным в одном из мощнейших государств мира того периода – Византийской Империи. Но, готовность греческой церкви признать и славянский язык, не противодействуя распространению кириллицы и право русских на изучение, а не просто механическое заучивание догматов веры, а также укоренившиеся традиции в межгосударственных отношениях, равноправного признания прав жителей Древнерусского государства и Византийской Империи – все это создавало условия для внутреннего самостоятельного развития русской культуры.

Князь Владимир, как и все древнерусское общество, приняли христианскую веру как равноправные партнеры, а не в качестве раба или зависимых марионеток. Именно это в дальнейшем позволило сделать русское государство, русскую культуру самодостаточными, в полной мере суверенными, способными к самостоятельному развитию и формированию собственного, особого типа цивилизационной идентичности. Благодаря накоплению этих внутренних сил русское государство не утратило духовного единства даже после крушения Византийской Империи – центра мирового православия. Более того, православная культурная традиция настолько органично совместилась с ценностями народов нашей страны, что идея становления на российской земле нового мирового центра православия на несколько веков стала движущей силой развития государства, способствовала преодолению внутренней раздробленности, позволила выиграть конкуренцию за лидерство на евразийском пространстве, успешно отразить попытки ряда европейских государств сделать нас зависимой от них территорией. И, в конечном итоге, обосновать роль России как самостоятельного цивилизационного центра развития в глобальном мире.

Князь Владимир консолидировал тенденции объединения усилий различных племен и территориальных сообществ для решения общегосударственных задач. Значимость защиты общей внешней границы именно при нем стала более важным фактором, чем сохранение внутренних размежеваний. Это способствовало и успешному экономическому развитию, поскольку единство власти и её способность поддерживать единый порядок на территории всего государства являются ключевыми факторами успешного развития торговли и производства.

Вместе с тем, остались и проблемы, которые до сих пор проявляются как актуальные. Князь Владимир, будучи, как сейчас принято говорить, сильным политиком, задавшим собственный вектор развития государства, не смог обеспечить бесконфликтной смены власти. До сих пор мы видим, какое испытание для России – уход сильного и самостоятельного политика. История нашей страны показала, что при этом возникает целый ряд опасностей. Может быть полностью утрачен импульс созидательного развития, и общество, после десятилетий напряженного труда просто вступит в застой и начнет проедать результаты побед предыдущих поколений. Борьба за власть преемников способна поставить страну на грань гибели. Резкое изменение направления политического движения чревато расколом внутри общества и затратой больших ресурсов, времени, сил на преодоление внутреннего сопротивления ниспровержению прежних ориентиров развития. И каждый раз существует риск утратить созидательную системную идею государственного и общественного строительства и поддаться искушению антисистемной идеологии (как их характеризовал Л. Гумилев). На примере современных нам событий, мы это наглядно наблюдаем. Попытки опровергнуть наши ценности, исторические свершения, принизить победы, поставить под сомнения культурные основы жизни способны отбросить страну и общество назад на десятилетия. Например, экономика СССР в 1990 году составляла 14% от общемирового валового продукта. При этом на территории современной Российской Федерации производилось до 70% от его совокупного союзного объема. Сейчас наш вес в глобальной экономической системе составляет 3%.

Попытки вернуть России роль самостоятельного субъекта мирового политического процесса вызывают агрессивную реакцию со стороны части развитых стран. И как тысячу лет назад мы опять стоим перед необходимостью выбора своего пути. Сделать его трудно, но еще сложнее защитить модель созидательного развития нашей страны и общества. Мы уже понимаем всю пагубность навязываемых нам идей растления, деморализации народов нашей страны. И в этом осознании едины все традиционные конфессии, веками существующие в России. Сторонникам государственности, православным, мусульманам, иудеям, буддистам, католикам, протестантам – всем, кто в нашей стране стоит на позициях канонических духовных норм и исконных традиций народов, являющихся опорой государственности страны, противостоят силы, понимающие, что захватить наши ресурсы, поработить нас, сделать Россию сырьевой колонией возможно только внушив ложные идеи, ослабив мотивацию защиты всех ценностей, доставшихся нам как результат огромных усилий и жертв наших предков.

Поэтому так активно фальсифицируют отечественную историю, направляют много сил, чтобы опорочить наших героев, их победы и деяния.

Князь Владимир стал в основе пути, приведшего в итоге к появлению русского государства, русской цивилизации как консолидирующего ядра вокруг которого собрались и продолжают свой путь в истории народы Евразии. И идея Русского мира – это не призыв к обособлению русских в нашем едином пространстве. Это путь укрепления ценностей, стоящих в основе российской цивилизации – открытости для общения и культурного взаимодействия разных народов, стремление к миру, добрососедству, взаимоуважению.

Русский мир – это не кичливое и агрессивное выделение своей этничности. В истории он появился, развивался и сохранился как пространство созидательного взаимодействия различных социальных групп. Именно включение в единое культурное пространство, где основой общения стал русский язык, народов славянского, финно-угорского, балтского, тюркского и иного происхождения, создало прочную основу для объединения столь разных природно-географических пространств, которыми изобилует северная часть Евразийского континента, в единое политико-культурное сообщество. Многообразие этнических корней – это не недостаток, а большое достижение русского мира, основа его умения находить успешные ответы на различные вызовы истории.

Русский мир – это модель эффективного взаимодействия региональных, этнических, конфессиональных сообществ как друг с другом, так и с ведущими цивилизационными центрами нашей планеты.

Князь Владимир был и остается основополагающим героем идеи русского мира как самостоятельного пути развития народов, ставших его составной частью и основанного на их коренных национальных интересах. Попытки сделать его героем раскольников, сторонников антирусской антисистемы ложны в своей основе и противоречат фактам истории.

Источники:

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Издательство АСТ, 2007

Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М.: Издательство АСТ, 2007

Карамзин Н.М. История государства Российского в 12 –ти томах. – М.: Наука, 1991

Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Курс русской истории. – М.: Мысль, 1987

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: Олма-Пресс Образование, 2004

Переверзенцев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005 

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений