Глобализация и исламский фактор в политике

В условиях глобализации мира резко возрос религиозный фактор в политике. При этом сегодня не имеют в виду «христианский фактор». Речь идёт о факторе « исламском» и этому есть множество объектив­ных причин. Здесь можно говорить о следующих:

-      о победе исламских революций в Ливии и Иране на рубеже 60-70-х годов ХХ в.;

  •  о событиях в Афганистане, связанных с вводом советских войск в эту страну;
  •  неурегулированности Ближневосточного кризиса;
  •  о распаде СССР после неудавшегося коммунистического экспери­мента и о многом другом.

Но главное, как нам кажется, заключается в том, что само возникно­вение ислама обусловлено фактором глобальности. Ислам, как никакая другая религия, изначально нацелен на глобализацию и сближение на­родов. Об этом говорил уважаемый Председатель Совета муфтиев Рос­сии шейх Равиль Гайнутдин на Всемирном саммите религиозных ли­деров в апреле этого года в столице Азербайджана – городе Баку.

Только природа сегодняшней глобализации не имеет ничего обще­го с той, о которой говориться в Коране. И от её наступления страда­ют все народы, но более всего страны третьего мира, к которому отно­сятся практически все страны исламской цивилизации. Народы этих стран, как и народ России, сталкиваются с несправедливым положени­ем в международных делах, политикой двойных стандартов, неоправ­данными экономическими санкциями и проч. Всё это ведёт к сдержи­ванию темпов экономического развития стран, которые недополучают необходимые ресурсы, вследствие чего народы зачастую голодают.

Для евроазиатской России, на территории которой, по меткому за­мечанию бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева, «то-лерантно» веками сосуществовали православие и ислам, исламский вопрос – это, прежде всего, проблема целостности и безопасности страны.

Россия, связанная экономически с экспортом углеводородов за ру­беж, никому не угрожает. Она крайне заинтересована в мире и ста­бильности не только в Европе, куда поставляет нефть и газ, но и во всём мире. Невозможно развивать экономические отношения с партнё­рами и одновременно стремиться к военной экспансии. Являясь чле­ном многих международных организаций, Россия добивается подписа­ния Договора о коллективной безопасности в Европе, который должен быть основан на взаимных юридических обязательствах. По извест­ной инициативе президента страны Дмитрия Анатольевича Медведе­ва, Россия готова выступить гарантом безопасности для народов, про­живающих здесь. Но, к великому сожалению, инициативы нашего по­литического руководства пока не встречают должного отклика в миро­вом сообществе, а на территории нашего государства идут так называ­емые «нетрадиционные» войны, где превалирует «исламский фактор».

Вооружённые конфликты на Кавказе, попытки решить социаль­ные вопросы народов проживающих в этом регионе силовыми мето­дами привели к радикализации ислама и проявлениям исламского экс­тремизма, которые недруги нашей страны подогревают извне. Подняли головы сепаратисты, организовавшие ввоз на Кавказ ваххабитской ли­тературы и проплатившие участие иностранных наёмников в террори­стической деятельности на территории бывшего СССР.

Террор для России – вещь не новая. Историческими формами его проявления, в частности, были: анархия, террор белый, террор красный и т.д. – со всем этим удалось покончить в СССР в начале 50-х годов про­шлого столетия. Однако уже в 70-е годы начались характерные для Ев­ропы и мира, но не для России, угоны самолётов и захваты заложников. Отсюда вполне можно сделать вывод о том, что терроризм был вброшен в нашу страну из-за рубежа. Этнический же характер он приобрёл в ре­зультате ошибок политического руководства СССР в перестроечный пе­риод, когда принимаемая в стране законодательная база (в частности, За­кон, принятый Верховным Советом СССР 26 апреля 1990 г.) фактиче­ски инициировала развал бывших союзных республик и возникновение так называемых «горячих точек». В этот период времени в республи­ках Средней Азии по благословению иностранных спецслужб появля­ется огромное число всяких странствующих проповедников с весьма ра­дикальными исламскими взглядами. К чему это впоследствии привело, мы все хорошо знаем – к эскалации вооружённых конфликтов на этни­ческой основе. Отметим, что и теперь на юге России прослеживается ак­тивность различных неправительственных организаций экстремистско­го толка ряда иностранных государств, прежде всего, арабских. Сегодня более 30 государств и ряд транснациональных компаний объявляют Кав­каз зоной своих стратегических интересов.

Проблема современного сепаратизма представляется сложнейшей из проблем, тем более, если она носит этнический характер и выходит за рамки как региона, так и отдельного государства, приобретая глобальный характер. Сепаратизм напрямую связан с терроризмом и име­ет с ним одну питательную среду: экономическую нестабильность, ре­лигиозную и этническую нетерпимость.

Для того, чтобы бороться с этим злом нужно сделать первый шаг – признать, что мировое сообщество сегодня не имеет действенных ме­ханизмов и юридических норм, с помощью которых можно было бы гасить этносепаратистские конфликты и не дать им перерастать в воо­ружённое противостояние.

Однако неверным было бы считать, что исламская экстремистская угроза на российском юге возникла исключительно под воздействием внешних факторов. Это, по нашему мнению, прежде всего – форма со­циального протеста. А принцип глобальности ислама – религии боль­шинства проживающего здесь населения, легко преодолел границы, интернационализировав проблему.

Вместе с тем наша организация категорически против высказыва­ний об исламе в том смысле, что ислам – вовсе не религия, а некая « политическая организация пространства». Излишняя политизация ис­лама вряд ли способна привести к урегулированию проблем и удовлет­ворению чаяний народов.

В этой связи мы поддерживаем активное участие мусульман Рос­сии в укреплении государственности путём ведения широкого межкон­фессионального диалога, сплочения мусульманской уммы, создания единого духовного мусульманского центра в стране, ответственного за деятельность духовных лиц и поддержание ими традиционных форм исламской жизни. Мы считаем, что ислам и православие – древней­шие религии, представители которых мирно сосуществовали веками на территории России и прошли испытание временем. Сегодня пред­ставители обеих конфессий должны перед лицом новых исторических вызовов сплотиться и внести свой вклад в дело сохранения дееспособ­ной России. Их совместные действия должны быть направлены на обе­спечение народам России гарантии развития и безопасного существо­вания в рамках единого государства.

Сильная, стабильная Россия – залог безопасности, в том числе, и для других мусульманских стран, особенно Ближнего и Среднего Вос­тока. Россия имеет большие практические наработки в решении кон­фликтных ситуаций, как на своей территории, так и за рубежом, она не раз выступала в качестве посредника в урегулировании Ближневосточ­ного кризиса.

В 2004 году в Госдуме было создано парламентское объединение «Россия и исламский мир: стратегический диалог», целями которого являются: законодательное обеспечение развития отношений России с мусульманскими странами и международными исламскими органи­зациями, прежде всего ОИК, создание условий для обеспечения кон­структивного диалога между политическими и экономическими элита­ми России и исламского мира и т.д. Для реализации этих целей Россия вошла в качестве наблюдателя в ОИК.

Все эти шаги нашего государства говорят о том, что Россия активно ищет конструктивного диалога со своими мусульманскими соседями. Как считает посол по особым поручениям МИД РФ Вениамин Попов, «Россия может и должна выступать за необходимость христианско–му-сульманского диалога».