Ислам против терроризма

Современный мир далек от социального и духовного совершенства, во многих государствах сохраняются социальная несправедливость, нищета, голод, безграмотность. Часто возникают конфликты и войны, развязываемые с целью завоевания территорий, обладания природны­ми ресурсами, установления нового мирового порядка. В мире приобрели распространенный характер радикалистские, экстремистские явления и теракты, что порождает у людей неуверенность в завтрашнем дне, лишает надежды на лучшее настоящее и будущее.

Современные глобализационные трансформации и лучшие человеческие достижения далеко не всегда используются в целях решения общечеловеческих проблем, достижения мира и согласия между народами, государствами, культурами и религиями. Глобальные процессы отражаются и на нашей стране, часто создавая конфликтные ситуации и серьезные трудности для её экономики, социокультурного и геополитического пространства.

К большому сожалению, слабо слышен голос политиков, ученых, государственных и религиозных деятелей, направленный на улуч­шение жизни людей, совершенствование международных отношений, углубление диалога культур и религий, преодоление конфликтов. Очень часто конфликты возникают в обществах, где сталкиваются традиционные социокультурные и нетрадиционные ценности, имеющие «иностранное» происхождение. С подобной ситуацией мы столкну­лись и на Северном Кавказе, и, в частности, в Чеченской Республике.

Распространившийся здесь религиозный радикализм явился для нас чуждым религиозно-политическим движением, преследовавшим цели замены традиционного для Северного Кавказа ислама, соверше­ния государственного переворота в регионе и создание псевдоисламского государства. Данный религиозно-политический феномен, не вос­принимавшийся абсолютным большинством населения, искусственно навязывался носителям традиционных ценностей, игнорируя этно-конфессиональные и этнокультурные особенности региона. Такая деятельность негативных сил, а также антиисламские фобии, подогревае­мые некоторыми средствами массовой информации, являются прямой угрозой целостности общества и государства. Такая ситуация требует принятия комплексных мер.

Что делается в Чеченской Республике? Органы власти и духовенство республики в активном и тесном сотрудничестве ведут успешное идеологическое противодействие проявлениям религиозного радика­лизма, идеологии экстремизма и терроризма, путем проведения комплексной работы по духовно-нравственному и патриотическому вос­питанию молодежи.

В республике действует единая и всесторонне обеспеченная система, которая разрабатывает и проводит в жизнь соответствующие ком­плексные мероприятия. У нас успешно функционируют духовные об­разовательные учреждения, тематические печатные, теле- и радио ресурсы. В школах республики изучается история религий, основы ислама. Реконструированы или вновь построены многочисленные объекты религиозного назначения, созданы религиозно-просветительские центры. В проповедях духовенства большое внимание уделяется проблемам наркомании, пьянства и других негативных социальных яв­лений, пропаганде здорового образа жизни, соблюдению духовно-нравственных ценностей. Одним словом, духовенство и религиозные организации стали составными частями системы по духовной реабилитации людей, которые более десяти лет находились под негативным воздействием известных всем событий в Чеченской Республике. Свою немаловажную лепту в это нелегкое дело вносят и представители православной конфессии, представленной в республике. Межконфессиональное партнерство в республике имеет очень высокий уровень.

Нашим союзником в борьбе против экстремистов и террористов стал традиционный ислам, которого придерживались наши отцы и деды, а укрепление его позиций и использование его потенциала по­зволило нам за относительно короткий срок минимизировать, блоки­ровать и успешно преодолевать влияние идеологии религиозного экс­тремизма. Восстанавливая позиции традиционного ислама в республике, мы восстанавливаем размеренную и спокойную жизнь нашего реги­она, в котором будет комфортно.

Вместе с тем, традиционный ислам, базируясь на местных этнокультурных особенностях, обладая внутренним адаптационным потенциалом и в корне отличаясь от радикализма, не является препятствием на пути к модернизации общества.

Опыт противодействия религиозному радикализму и экстремизму показывает, что давно назрела необходимость усилить изучение в об­ществе духовно-культурных ценностей различных конфессий и культур, испытанных временем и являющихся при этом основами духовности и нравственности.

Не является секретом, что современное общество испытывает духовный и нравственный дефицит, а духовно-нравственная деградация личности и общества в целом является настоящим бичом цивилиза­ции. Преодоление этой беды является основой для позитивного развития человечества.