Исламские ценности в речевом портрете иранских политических деятелей в период ирано-иракской войны

Особое внимание уделяется анализу специфики иранского военно-политического дискурса. В статье использован метод анализа дискурса, позволяющий выявить социальный контекст, стоящий за высказываниями политического деятеля. В качестве материалов использованы выступления и интервью А. А. Хашеми-Рафсанджани. В результате было выявлено, что в проанализированных речах отображены основные исламские ценности, актуальные во время войны.

Ключевые слова: картина мира; речевой портрет; персидский язык; военнополитический дискурс.

V. O. Koklikov Senior lecturer, Department of Oriental Languages, Faculty of Translation and Interpreting, Moscow State Linguistic University; e-mail: azzuro@list.ru

Islamic values in speech portrait of iranian politicians during the iran-iraq war

The article looks into the problem of representation of Islamic values in the speech of the Iranian politician, ex-president of the Islamic Republic of Iran, Ali Akbar Hashemi Rafsanjani during the Iran-Iraq War. Special attention is paid to analysis of distinctive features of the Iranian military and political discourse. The method of discourse analysis is used in the article to explore the social context of speech. Analysis has shown that the basic Islamic values which are actual in the wartime are reflected in the messages and interviews of Hashemi Rafsanjani.

Key words: view of the world; speech portrait; Persian language; military and political discourse.

Введение

Вопрос выявления исламских ценностей не теряет актуальности в современной лингвистике. Будучи частным проявлением базовых ценностей человечества, ценности ислама во многом выходят за рамки исключительно религиозных ценностей. При этом одним из факторов, определяющих речевое поведение, поэтому значимых для моделирования речевого портрета, являются ценностные доминанты современного общества.

Цель исследования – выявление и описание доминантных исламских ценностей, репрезентированных в речах иранского политика Али Акбара Хашеми-Рафсанджани в период Ирано-иракской войны. Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:

1) определить ценности, свойственные представителям рассматриваемой культуры;

2) установить характер репрезентации исламских ценностей в коннотативном компоненте используемых речевых средств;

3) выявить доминантные ценности, характерные для рассматриваемого периода (с 1979 г. по настоящее время).

Проблема механизма репрезентации ценностей рассматривалась такими учеными, как В. В. Липов [Липов 2005], В. С. Магун, М. Г. Руднев [Магун, Руднев 2010], Е. С. Палухина, А. А. Мажидов [Палухина, Мажидов 2015], А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева [Базовые ценности россиян 2003], К. Клакхон [Kluckhohn 1951], С. Босанчич [Bosančić URL], К. Шлехт [Schlecht URL]. Изучение базовых исламских ценностей представляется современным ученым не менее актуальным и рассматривается преимущественно исламоведами. Эту тему затрагивали в своих работах С. М. Прозоров [Прозоров 1984], Е. С. Палухина, А. А. Мажидов [Палухина, Мажидов 2015], Дж. М. Холстед [Halstead 2007], Ф. М. Карни [Carney 1983]. Поэтому мы считаем необходимым исследовать содержание исламских ценностей с психолингвистических позиций

1. Определение исламских ценностей

Базовые ценности являются предметом изучения исследователей разных направлений гуманитарных наук. Они получают различные дефиниции, которые, тем не менее, схожи в своей трактовке картины мира как системы представлений о должном, значимом для носителей этих ценностей.

Так, одними из наиболее значимых ценностей выступают религиозные ценности. Характерной особенностью религиозных ценностей является то, что они относятся к иррациональному уровню сознания человека, претендуют на полную истинность и характеризуются всеохватностью, так как дают оценку и объяснение всему, что существует. Поэтому религиозные ценности оказывают огромное влияние на принципы жизни, обычаи, мировоззрение, привычки, манеру общения верующих людей [Липов 2005].

Мусульманами в качестве источника ценностей безоговорочно принимается Коран. Наиболее важной ценностью Священное Писание провозглашает веру в Бога, которая является фундаментом исламской религии. Предмет настоящего исследования связан с исламом шиитского толка, являющимся государственной религией в Исламской Республике Иран. Основные положения и ценности Корана отражены в иранской конституции. В связи с этим целесообразно рассмотреть исламские ценности, закрепленные в Конституции этой страны.

Одной из важнейших ценностей является справедливость, значимость последней фиксируется соответствующим принципом в документе: «Прежде Мы отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости» [Конституция Исламской республики Иран 2004]. Этот же принцип подтверждается первыми статьями Основного юридического закона страны. Стоит отметить положения, закрепленные во второй статье, содержащие как основные столпы религии, так и ценности. В частности, в ней говорится, что одним из главных принципов Исламской Республики является вера в Бога и необходимость подчиняться божественной воле и божественным законам. Также к базовым принципам и ценностям во второй и третьей статье Конституции отнесены: усилия по продолжению Исламской революции и расширению и углублению революционных завоеваний; независимое развитие во всех аспектах внутри- и внешнеполитической жизни; ликвидация деспотизма и колониализма; поддержка слабых и нуждающихся в защите членов общества [Конституция Исламской Республики Иран 2004]. Резюмируя, можно сказать, что исламскими ценностями, закрепленными Конституцией, являются справедливость, продолжение революции, независимость, национальное единство, отрицание угнетения других и со стороны других, поддержка угнетенных.

Идеалом, воплотившим в себе все исламские ценности, можно по праву назвать пророка Мухаммада, поскольку исламская традиция приписывает ему все наилучшие нравственные качества и считает его подобным Богу, а его поведение – совершенным. Что касается шиизма, то в нем образцом поведения также считается имам Али и весьма высоко ценится мученичество за веру [Прозоров 1984, с. 207–210]. По мнению мусульманских богословов, Аллах создал мир, чтобы предоставить его в распоряжение человека. Поэтому для ислама можно признать важной ценностью и человеческую свободу, но только в том случае, когда она не выходит за рамки божественной воли – единственного критерия истины. Существует классическая исламская иерархия базовых ценностей: во главе их стоит религия, затем следуют жизнь, разум, продолжение рода (куда относят честь и достоинство) и собственность, что еще раз подчеркивает подчинение религии всех сторон человеческой жизни. Исходя из этого, престиж и авторитет конкретного человека зависит от того, насколько хорошо и тщательно он исполняет правила шариата, а также от его уровня знаний. В то же время мусульманские ученые акцентируют внимание на значимости в Коране свободы, равенства и справедливости (которая более полусотни раз упомянута в Священной Книге), а также на очень высоком статусе человека как наместника Аллаха [Сюкияйнен 2014, с. 15–29].

В целом, можно сделать вывод, что основными исламскими ценностями являются послушание божественной воле, справедливость, недопущение угнетения, защита слабых и обездоленных, мученичество за религиозные идеалы

2. Материал исследования

Рассматриваемый исторический период является одним из наиболее показательных примеров проявления исламских ценностей. Ирано-иракская война 1980–1988 гг. стала важной вехой в истории развития военно-политического дискурса, задав направление дальнейшему его развитию. Эта война получила название «Священной обороны» и «Навязанной войны». Материалом для исследования стали контексты, извлеченные из текстов речей Али Акбара Хашеми-Рафсанджани, который на тот момент возглавлял законодательную власть в Иране, а также был пятничным имамом столицы страны – Тегерана, собиравшим на пятничные проповеди сотни тысяч людей. Данная работа выполнена на основе стенограмм иранского парламента и архивов газет.

3. Средства репрезентации исламских ценностей

Одним из ключевых событий послереволюционного десятилетия в Иране, наложившим отпечаток на все сферы жизни государства, стала Ирано-иранская война. В дальнейшем будет произведен анализ выступлений и текстов СМИ, посвященных данному событию. Эти выступления случились много лет назад, однако они актуальны и значимы в настоящее время, в начале ХХI века. Во-первых, воспоминания о той войне до сих пор свежи в памяти народа Ирана, а его правительство также постоянно апеллирует к тем событиям. Во-вторых, в крайне тяжелых условиях войны перед страной и народом стояла задача элементарного выживания, и тогда власть и общество с целью подъема народного духа и сплочения обратились к религиозным ценностям. И поэтому тогда в жизни страны и в ее политике наиболее ярко проявились те ценности и постулаты религии, на которых до сих пор строится политика Исламской Республики.

Война официально началась 22 сентября 1980 года. Однако и за некоторое время до этого между странами происходили пограничные инциденты, что нашло свое отражение в текстах СМИ, где тщательно формировался образ внешнего врага. В языке печати закреплялись оценочные средства, которые в дальнейшем стали маркерами обозначения представителей «своих» и «чужих». Так, иракские войска называются «наёмными» (маздур, имеющее значения «наемный рабочий», а также подходящее в данном случае «наймит»), «агрессором» (таджавозкар, означающее «агрессор» и «нарушитель границы»), а погибших в результате их нападений иранцев называют в том числе и «мусульманами», тем самым выставляя конфликт как агрессивную войну отрекшейся от ислама (и потому грубо нарушающей исламские нормы) армии Ирака против истинных мусульман-иранцев (Эттелаат. 22.06.1980). В то же время как в СМИ, так и в заявлениях официальных лиц прослеживается четкая линия, согласно которой Иран воюет не с Ираком, а с режимом партии Баас, возглавляемой Саддамом Хусейном, чтобы отделить простой иракский народ от ошибок и преступлений его власти.

За время обучения в духовной семинарии Рафсанджани прекрасно освоил ораторское искусство, применявшееся им до революции на поприще проповедника. Возглавив одну из ветвей власти, он демонстрировал блестящий талант оратора. С первых дней войны спикер парламента следил за событиями на фронте, и, докладывая последние сведения на заседаниях меджлиса, он использовал разнообразные языковые средства, чтобы донести до парламентариев свою точку зрения и произвести на них впечатление. «В оперативном штабе на западе страны я видел искреннее и самоотверженное стремление братьев-военных . На меня произвели сильное впечатление их старания, усилия и забота . Несомненно у нас и любого мусульманина сложившаяся ситуация вызывает сожаление. Мы ожидали, что иракская и наша военная техника будет использована на фронте против сионистского режима и Израиля и применена для спасения региона и человечества, а также подавления агрессии Запада против Палестины. К сожалению, Саддам Хусейн оказался предателем и вероотступником» (Стенограмма 51 Заседания иранского парламента от 23.09.1980). Как можно заметить на примере данного фрагмента выступления, Рафсанджани использует речевые средства, репрезентирующие исламские ценности, с целью активного воздействия на аудиторию. Для того чтобы подчеркнуть единство иранцев, используется формулировка «братья», а сами солдаты сражаются самоотверженно против «вероотступника», делая эту войну священной. Кроме того, затронуты и ценности, указанные ранее, – борьба с гнетом и помощь нуждающимся народам, коим здесь выступает Палестина. Данные лексемы несут сильную эмоциональную нагрузку и служат ХашемиРафсанджани для того, чтобы подчеркнуть контраст между ожидаемым (единство исламского мира для борьбы с Западом) и реальностью (предательство и жестокий конфликт внутри мира ислама).

В другом выступлении во время пресс-конференции (материал называется «Народ Ирака должен прояснить свои задачи с Саддамом Хусейном») Хашеми-Рафсанджани использовал еще более яркие и выразительные средства, служащие апелляции к актуальным базовам ценностям Ирана. В данном выступлении можно выделить следующие характерные черты. Прежде всего, одной из смысловых доминант выступает разделение народа Ирака и его правительства. Правительство Саддама Хусейна названо Хашеми-Рафсанджани «незаконным», при этом подчеркивается, что народ Ирака «противится» ему. Таким образом, создается впечатление, что Иран поддерживает народ Ирака, но борется против его правительства, которое приносит большие несчастья иранцам, но также и собственному народу, толкнув его в бессмысленную войну с его братьями-мусульманами. При этом основным «разжигателем» войны назван не Ирак, а США, что говорит о крайне негативном отношении иранских властей к политическому Западу, который исламский режим всегда обвиняет в главных бедах страны. В то же время подчеркивается, что Иран отстаивает свои «законные права», то есть ведет справедливую войну, опираясь на «народ» и «бойцов», и поэтому не боится никаких современных технических систем, таких как АВАКС.

Общий смысл интервью заключается в том, что Иран, несмотря на значительную силу, которая ему противостоит (Ирак и союзные ему государства во главе с США), тем не менее, верен истинной религии и опирается на мужество своих военных, ведет справедливую войну, в которой победа будет за Ираном. Здесь подчеркиваются такие исламские ценности, как справедливость, суверенитет, независимость, храбрость, и в то же время осуждается предательство интересов ислама со стороны Ирака (Эттелаат. 2.10.1980).

В тексте «Вчера в Тегеране и других городских округах прошел пятничный намаз о победе над противником и единстве» также можно найти интересные примеры слов и фраз, несущих важные исламские ценности. Так, подчеркивается, что в намазе, прошедшем на территории Тегеранского университета, приняли участие несколько сотен тысяч «приверженных Революции мусульман». Тем самым указывается на единство науки и религии и неразрывной связи религии с Исламской революцией. При этом война с Ираком названа «навязанной», а также «священной». Далее в речи Хашеми-Рафсанджани акцентируется необходимость сохранения независимости Ирана. По словам политика, Иран «не присоединится ни к Востоку, ни к Западу», а режим Саддама Хусейна несамостоятелен, является «орудием в руках Запада». Рафсанджани подчеркивает разницу между «отважными бойцами Ирана», которые «готовы отдать жизнь за веру», и «наемниками баасистского режима Ирака», которые «бегут при виде опасности», и поэтому «Исламскую революцию не сломить». Таким образом, подчеркивается, что основными ценностями Ирана являются приверженность революции, которая идет вплоть до мученичества за веру, суверенитет, благодаря которому Иран не склоняет головы ни перед капиталистическим Западом, ни перед миром социализма, уповая на божественную помощь (огромное стечение народа для совершения намаза). В то же время противник государства оказывается «трусливым», слепо служит врагам ислама и Ирана, предается удовольствиям, строго запрещенным исламом: у него «всегда есть алкоголь, карты и другие развлечения» (Эттелаат. 11.10.1980).

Заключение

На основе проведенного анализа представляется возможным сделать вывод, что в речах иранского политика Али Акбара ХашемиРафсанджани ясно и четко репрезентируются основные исламские ценности, при этом основной акцент делается на тех из них, которые актуальны и значимы во время военной опасности внешней агрессии и являются для иранского народа общегражданскими. Речи эмоционально весьма насыщенны. Так, политик делает наибольший акцент на суверенности и неподчинении диктату внешних сил, а также на непоколебимой преданности исламу и праведности иранской власти и армии, которые смело и бесстрашно сражаются за правое и священное дело защиты своей Родины, в отличие от иракских войск, которые служат Западу в борьбе против ислама и поэтому обладают слабыми боевыми качествами. Рафсанджани убежден в том, что победа будет на стороне Ирана. С целью дискредитации противника его поведение описывается исключительно в парадигме антиценностей (трусость, угодничество перед сильными государствами, слабость морального духа, моральное падение). Кроме того, с помощью выразительных средств подчеркивается огромный разрыв между ожидаемым (сотрудничество исламских государств против Запада и Израиля) и реальным положением дел (бессмысленная братоубийственная война). Упомянутые в речах Хашеми-Рафсанджани исламские ценности, наряду с другими базовыми ценностями, и в настоящее время играют важную роль в формировании иранского политического дискурса, отражая идеи, заложенные в сакральных текстах, и используясь в интерпретации актуальных событий.

Источник и список литературы: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/4_833_H.pdf

 

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений