Латиноамериканская цивилизация в системе мировых геоцивилизаций

Актуальность темы

Данная статья заключает в себе цель проанализировать актуальность следующей проблемы исследования: специфика латиноамериканской цивилизационной общности и её место в глобальной структуре геоцивилизационных координат.

В современных условиях глобализационных изменений, финансовых и политических кризисных явлений, массовой цивилизационной миграции и конфликтных ситуаций происходит изменение баланса сил и интересов в мире. С новой мощью прорастают корни локальных цивилизаций. Бывшие периферийные общности преобразуются в настоящие политические и экономические силы с собственным взглядом на мир, поэтому особую актуальность приобретает тема цивилизаций, их основания, развития, взаимодействия, отличительных особенностей, роли и места в современной мировой политической системе в рамках процессов регионализации. Наибольший интерес здесь представляет цивилизация Латинской Америки, являющая собой новые реальные политические, экономические и культурные силы.

Категория «цивилизация» – неоднозначный феномен. Сам термин произошёл от латинского слова civilis, что означает воспитанный, гражданский, государственный, политический. Одним из первых, кто ввёл понятие цивилизации в научный оборот, был историк и философ Адам Фергюсон. Изначально под данным термином подразумевалось не что иное, как ступень всемирно-исторического процесса, характеризующаяся достижениями определённого уровня социального прогресса, существованием социальных классов, письменности, городов. Выделялось три стадии общественного развития: дикость, варварство и цивилизация. В XVIII–XIX вв. разработанная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории человечества пользовалась активной поддержкой в научной среде. В этот период концепции цивилизации носили европоцентристский характер. Немного позже, в конце XIX – начале XX веков, появились так называемые теории локальных цивилизаций как неких целостных социально-экономических, политических систем с самобытными духовными традициями и территориальными границами [1].

На сегодняшний день содержание понятия «цивилизация» почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах является наиболее неопределённым и размытым. В методологическом плане существуют различные подходы к интерпретации вышеуказанного термина. Достаточно новыми являются концепции «конца истории» Ф. Фукуямы [2] и «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона [3]. Обе концепции используют понятие «цивилизация», под которым подразумевается определённая ценностная или религиозная система.

Латинская Америка как цивилизационная общность возникла в истории не так давно. Она сформировалась на базе португальских и испанских колоний в Южной и Центральной Америке. О латиноамериканской цивилизации как об автономном историческом субъекте, обладающем своей несомненной логикой саморазвития, можно говорить только начиная с XVIII века. Фактически, это самая юная цивилизация на планете, и уже в силу указанного обстоятельства она не может быть полностью оформленной.

Область распространения латиноамериканской цивилизации включает в себя государства и территории, которые находятся на южноамериканских континентах от Рио-Гранде до мыса Горн. В это сообщество также можно добавить страны Латино-Карибского бассейна.

Латинская Америка принадлежит к той разновидности цивилизаций, которые получили относительную характеристику «пограничные», то есть находящиеся между Западом и Востоком. Для Латинской Америки типично сочетание в области одной социокультурной системы абсолютно разных вариантов разрешения противоречий человеческого существования: между мирской и сакральной сферами бытия, человеком и природой, индивидуумом и обществом, традиционной и инновационной гранями культуры. Так, с одной стороны, для латиноамериканцев характерно сильнейшее влечение к христианской религии, с другой – явное стремление сохранить мифологическое сознание и отношение к миру. Чётко проявившаяся в ходе цивилизационного процесса в регионе тенденция к повиновению природным ритмам столкнулась с прямо противоположной – рвением приспособить природу к человеческим нуждам вплоть до мысли её полного подчинения человеческой воле. Тенденция подчинения личности социуму, которая ярко проявлялась на протяжении всей истории Латинской Америки, граничит с крайним индивидуализмом, тягой к полному своеволию и беспредельной свободе. Рвение неуклонно соблюдать традиции, никак не видоизменяя сложившийся уклад жизни, не раз вступало в противоречие с тенденцией к безусловному отречению от прошлого [4].

Итак, у Латино-Карибской Америки имеется ряд общих признаков, отличающих её от всего остального мира, а именно:

1) политическое и социокультурное сходство, включающее лингвистическое родство;

2) господство универсальной религии – католичества;

3) единое доколумбовое и колониальное прошлое;

4) «запоздалое» вовлечение в экономический и политический мировые процессы [5].

В настоящее время государства Латинской Америки пытаются найти точки соприкосновения для дальнейшего углубления интеграции на основе единой цивилизационной идентичности. Итог этих действий зависит не только от народов, населяющих эти страны, но и от правительств государств региона, потому что именно ими осуществляется сотрудничество в рамках межправительственных объединений и субрегиональных организаций. Интеграция на базе единых исторических и культурологических особенностей видится вполне вероятной, невзирая на экономическое и политическое воздействие снаружи, влияющее на последующую судьбу ещё формирующейся латиноамериканской цивилизации.

Таким образом, можно сделать вывод, что Латинская Америка – это совершенно особенный человеческий мир, скрывающий в себе возможности реализации разных альтернатив цивилизационного развития. Имеются две альтернативы такого рода: либо латиноамериканский регион окончательно утверждает свой статус особой цивилизации «пограничного» типа, качественно отличной как от Запада, так и от Востока, либо он преобразуется в составную часть цивилизационной системы Запада, кардинально отличающуюся от исторических центров данной системы. Борьбу этих двух альтернатив можно наблюдать на протяжении всей истории Латинской Америки XIX-XX вв. вплоть до сегодняшнего дня.

Ссылки:

1. Мельников А.П. Цивилизация как социополитический, культурный и исторический феномен // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2018. С. 20-28.

2. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. №3. С. 134-155.

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994. С. 33-48.

4. Yanes F.J. A Glance at Latin-American Civilization. URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/29738008.pdf?refreqid=excelsior%3A7361026098eb70604526fcca64ce4f47 (дата обращения: 05.10.2021).

5. Емельянов А.И. Роль латиноамериканской цивилизации в современной мировой политической системе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 1 (778). С. 9-15.

Список литературы:

Источники на русском языке:

1. Вебер M. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Пред. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с. C. 67-84.

2. Емельянов А.И. Роль латиноамериканской цивилизации в современной мировой политической системе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 1 (778). С. 9-15.

3. Емельянов А.И. Латинская Америка: зарождение нового геополитического центра силы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 2 (786). С. 21-32.

4. Киселев С.Г. Геоцивилизация // Глобалистика: Энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. С. 172-174.

5. Киселев С.Г. Локальные цивилизации // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М., СПб., Нью-Йорк, 2006. С. 493-494.

6. Мельников А.П. Цивилизация как социополитический, культурный и исторический феномен // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2018. С. 20-28.

7. Тойнби А. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001. 640 с. C. 97-108.

8. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. №3. С. 134-155.

9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994. С. 33-48.

10. Шемякин Я.Г. Отличительные особенности "пограничных" цивилизаций (Латинская Америка и Россия в сравнительно-историческом освещении) // Общественные науки и современность. 2000. № 3. С. 96-114.

11. Шемякин Я.Г. И вновь о Латинской Америке, одновременно единой и многообразной // Латинская Америка. 2017. № 3. С. 5-14.

12. Элиас H. Цивилизация как процесс роста рационального самоконтроля человека // О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. М.; СПб: Универсальная книга, 2001. С. 107-110.

13. Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.: Дело, 1993. 137 с.

Источники на иностранных языках:

1. Bandeira M. Formação do Império Americano (Da guerra contra a Espanha à guerra no Iraque). Brasil, Rio de Janiero: Civilização Brasileira, 2006. 682 p.

2. Carlos Tünnermann B. América Latina: identidad y diversidad cultural. El aporte de las universidades al proceso integracionista // Polis. 2007. No. 18. pp. 1-18.

3. Eisenstadt S.N. Political Systems of Empires. N.Y., 1963. 828 p. pp. 61-94.

4. Grenni H. América Latina: cultura e identidad // Revista entorno // Universidad Tecnológica de El Salvador. 2015. No. 58. pp. 34-41.

5. Paz О. El laberinto de la soledad. Mexico, 1981. pp. 93.

6. Vladímir M. Davydov Latinoamérica: rutas del desarrollo y lazos con Rusia. Percepción desde Moscú. Moscú, ILA ACR, 2016. 147 p.

7. Wilkinson D. Spatial-Temporal Boundaries of African Civilizations Reconsidered // Comparative Civilizations Review. 1994. 61 p.

8. Wright Q. A Study of War. Chicago, 1942. pp. 106-117.

9. Yanes F.J. A Glance at Latin-American Civilization. URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/29738008.pdf?refreqid=excelsior%3A7361026098eb70604526fcca64ce4f47 (дата обращения: 05.10.2021).

Эллина Стаханова, студентка 4 курса Московского государственного лингвистического университета

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений