Manhattan Short 2021 в Лаборатории политического кино

Осень традиционно ассоциируется со стартом очередного сезона «Лаборатории политического кино», но и с Международным фестивалем короткометражного кино Manhattan Short. В этом году он показывался в Лаборатории уже в 7 раз.

В этом году фильмы представляли совершенно разные страны – США, Великобританию, Канаду, Афганистан, Норвегию, Италию, Северную Ирландию, Францию. Всего программа насчитывала 10 короткометражек. Все они посвящены острым социальным проблемам, характерных для этих стран и мира в целом.

 «Смерть от рукопожатия» – фильм 17-летнего американского режиссера Хадсона Флинна. Он ведёт репортаж из «эпицентра эпидемии» Covid-19 – Нью-Йорка образца апреля 2020 года. Это город невероятного смешения народов и культур, где любой процесс (а пандемия особенно) генерирует множество моделей реагирования, исходя из национально-культурных и индивидуальных особенностей. Автор наблюдает за миром вокруг себя, изучает поведение людей в условиях выживания.

 

«Ганеф» (реж. Марк Розенблатт, Великобритания) повествует нам о маленькой девочке, напуганной страшными рассказами мамы о военном времени. История о Ганефе, который грабил семью в тяжелые годы войны, вынося всё, что видел, оставляет в памяти девочки глубокий отпечаток. Её мама по сей день прячет все ценности, опасаясь визита очередного «ганефа». Так, девочка начинает подозревать милую домработницу в воровстве. Травма войны переходит из поколения в поколение, создавая недоверие к случайным и ни в чем не повинным людям.


Одним из наиболее ожидаемых, в контексте нынешних событий в Афганистане, стал фильм «Плохая примета» (реж. Салар Паштуньяр). Внезапно овдовевшая швея Пари (муж погиб при случайном взрыве) тащит на своих плечах двоих детей-школьников и едва сводит концы с концами. Из-за плохого зрения она может лишиться единственного источника заработка. Бюрократическая мясорубка возникает на её пути, когда приходится заказывать новые очки, на которые у неё не хватает денег. Равнодушие системы и нищета вводят героиню в безвыходное положение, единственная отдушина в котором – двое мальчиков, которых нужно кормить.

 

«Хор любителей финских саней» (реж. Торфинн Иверсен) поднимает тяжелую тему адаптации беженцев в консервативном мире сельских жителей. Отец главного героя не готов принимать тех, кого он считает дармоедами. Он не стесняется публичного насилия и пренебрежения по отношению к ним, запрещает сыну идти к его мечте (петь в хоре), который собирает деньги на помощь этим людям. Милосердие и внутренняя свобода мальчика заставляют отца по-иному взглянуть на беженцев и убедить его, что мир не делится на своих и чужих.

«Закрыты для света» (реж. Никола Пиовизан) запечатлел одно жестокое остановленное мгновенье: итальянские фашисты проводят казни мирных жителей в Ломбардии во время Второй мировой войны.  Фильм снят в удивительном жанре – статике. 10 минут камера блуждает между замершими людьми, ярко показывая их эмоции: холодность палачей, отчаяние жертв, любопытство наблюдающих. И только маленькой девочке, спрятавшейся от этого ужаса за стогом сена, суждено сделать маленькое, но определяющие действо – крепко зажмурить глаза.

«Здесь показана жизнь как она есть» - резюмирует руководитель Лаборатории политического кино Сергей Лаврентьев, - «Здесь очень хорошо показаны и ковидная история, и ужасы войны, и тяжесть жизни молодой женщины, и любовь, которая топит сердце даже норвежским мужланов».

Арсен Шаяхметов обратил внимание на то, что в центре внимания фестиваля вот уже 23 года – человек, простой человек. Особенно от отметил итальянский фильм. «Такой оксюморон – полностью статичный фильм – просто сражает зрителя. Вся палитра эмоций этого момента показана режиссером. Это заявка на большое кино». Присоединился к нему и Сергей Севастьянов, отметив, что важно не забывать уроки Второй мировой войны.

«Простота, быт, человек. Люди нигде не живут легко. Жизнь так устроена, что для всех готовит «подарки», где бы и как хорошо ни жил. Чем афганка со своими проблемами, в сущности, отличается от зажиточного норвежца? В сущности ничем – они оба выживают в непривычном для себя мире, ищут пути примирения с ним» – отозвалась юная студентка.

Лаборатория политического кино продолжает свою работу. Программа октября будет очень интенсивной.

 

 

Автор: А. М. Шаяхметов, научный сотрудник Научно-исследовательского и информационного центра Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений