Необходимость инноваций в отечественной фармацевтической отрасли

Российская фармацевтическая отрасль, являющаяся одним из важнейших элементов системы здравоохранения, стоит на пороге коренных изменений. В наибольшей степени эти изменения должны быть связаны с формированием инновационной составляющей, развитием импортозамещения и ростом производительности труда. В связи с этим вопрос о совершенствовании государственного регулирования фармацевтической промышленности становится все более актуальным.

Защитить отрасль от конкурирующего импорта, создающего угрозу отечественным производителям, можно посредством государственного вмешательства и стимулирования инновационной составляющей в Российской фармацевтической отрасли. Эта наукоемкая отрасль, рассматриваемая с точки зрения всех основных параметров, должна стать одним из наиболее высокоразвитых секторов экономики. Ведь отечественная фармацевтическая отрасль способствует развитию, общества и улучшению его здоровья.

В настоящее время сохранение и укрепление здоровья общества является одним из приоритетных направлений деятельности государства в области внутренней политики. Решение этой проблемы в нашей стране сопряжено с задачей эффективного развития рынка фармацевтической продукции. В современных условиях становления рыночных отношений этот рынок, хотя и является одним из наиболее стабильно развивающихся сегментов экономики страны, здесь назрели важные и насущные проблемы, которые требуют углубленного изучения и достаточно оперативного решения. Это относится к необходимости исследования состояния рынка и его базы - фармацевтической промышленности, способной в благоприятных условиях эффективно решать значительную часть потребностей населения в лекарственном обеспечении. В этой связи важной проблемой является реструктуризация и модернизация российской фармацевтической промышленности в соответствии с международными стандартами, формирование и развитие в ней инновационной экономики на базе научно технического прогресса и возрастающих потребностей общества. Практическая реализация данных вопросов неразрывно связана с государственной поддержкой фармацевтической промышленности. В решении проблемы особо важное значение имеет задача поддержки научных разработок в области фармации и медицинской техники, а также формирование инвестиционных ресурсов для поступательного развития рынка качественных инновационных лекарственных средств.

В системе управления инновациями вырабатывается инновационная политика - совокупность управленческих методов, обеспечивающих ускорение процессов интеграции всех типов нововведений (по товарам, организационной структуре, методам продаж, рынкам и т.д.) и создание благоприятного климата на фирме, стимулирующего инновацию во всех областях производственной и коммерческой деятельности, представляет собой инновационную политику. Ее основные цели — сократить сроки разработки и внедрения новой продукции и увеличить рентабельность производства и сбыта.

Целью управления инновациями является» определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование традиционной продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Главное внимание здесь уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на их реализацию. 3. Проблема инноваций особо остро стоит перед российской фармацевтической промышленностью, которая не выдерживает конкуренцию с мировыми лидерами в производстве лекарственных средств. Россия с ее производственно-технологическим, научным и образовательным потенциалом не может оставаться в стороне от глобальных экономических процессов.

Главной проблемой на мировом рынке лекарств является проблема качества продукции. В международной практике принято понятие «Система качества фармацевтических продуктов» — это комплекс мер по обеспечению эффективности и безопасности фармацевтических продуктов, а также их соответствия официальным требованиям по показателям качества.

Система государственного контроля в Российской Федерации представляет иную модель, в которой базисными элементами являются. Она смещена на контроль готового продукта, а не на этапы его создания и производства. Кроме того, в систему государственного контроля не включен такой важный элемент, как стандартизация качества лекарственных средств. Анализ выявленной в обращении недоброкачественной продукции показывает, что доля забракованных лекарственных средств отечественного производства превышает аналогичные показатели импортной продукции.

В последнее время качественно изменилась структура ассортимента лекарственных средств, в обращение поступают инновационные препараты как российского, так и импортного производства (генноинженерные, биотехнологические и пр.), при этом лабораторная база остается на прежнем уровне, и не позволяет в полной мере в приемлемые сроки проводить экспертизу качества препаратов.

Фармацевтическая индустрия, обладая большим инновационным потенциалом и тесными связями с другими науками, образованием и современными технологиями, служит прекрасным интегральным показателем развития всей экономики страны, отражает степень ее «несырьевого» характера. Кроме того, фармацевтическая промышленность, возможно, в большей степени, чем другие отрасли экономики, имеет выраженный социальный акцент – от уровня и качества ее развития зависит эффективность системы здравоохранения и в конечном счете здоровье населения. Не исключен также аспект национальной безопасности государства, связанный с лекарственным самообеспечением без ориентации на импорт в случаях развития масштабных чрезвычайных ситуаций.

Фармацевтический рынок является одним из самых высокодоходных и быстрорастущих секторов мировой экономики. Несмотря на общий спад в мировой экономике последних лет, фармрынок продолжает динамично развиваться: темпы его роста составляют примерно 6-10% в год. В отличие от других отраслей, где чистая прибыль составляет в среднем 5% от общего дохода, в фармотрасли этот индекс достигает 18% в год. По данным экспертов, в 2009 г. мировой фармацевтический рынок вырос на 7% и по объему продаж достиг рекордной суммы $ 550 млрд. Рост продаж отмечен во всех основных регионах. При этом максимальная доля продаж (45%) традиционно принадлежит Северной Америке, где рост по сравнению 2008 г. составил 8%. В странах Евросоюза рынок фармацевтической продукции вырос на 6%, достигнув примерно 26% от мирового рынка ($ 144 млрд.). В Восточной Европе продажи выросли на 12% - до $9 млрд. Медленнее всего рос японский рынок - всего на 2 %, а наиболее динамично развивался китайский рынок, который вырос на 28% и по объему продаж ($ 9,5 млрд.) превысил аналогичный показатель восточноевропейского рынка. Наименее развитыми сегодня являются фармацевтические рынки Африки, некоторых арабских стран и ряда стран Латинской Америки.

Росту продажи лекарств способствуют несколько различных факторов. Во-первых, это общий рост заболеваемости из-за усиливающегося влияния техногенных факторов и ухудшения экологической обстановки. Во-вторых, это тенденция «старения населения» в развитых странах. В-третьих, в Китае, Индии, России, странах Восточной Европы, рост уровня доходов населения приводит к использованию более дорогостоящих и качественных препаратов.

Растет фармацевтический рынок также благодаря быстрому развитию таких сравнительно новых направлений как сегмент биологически активных добавок (БАД) и сегмент дженериков - дешевых аналогов известных лекарств. Сегодня доля дженериков на рынках США, Великобритании, Канады и Германии достигает уже 30% и, по мнению специалистов, будет увеличиваться и дальше.

Ключевая проблема фармацевтического рынка - рост затрат на исследования. Сегодня средняя цена разработки одного нового препарата составляет $ 800 млн., и по прогнозам экспертов эта сумма в скором будущем перевалит за $ 1 млрд.

Тем не менее, в ближайшие годы мировой фармацевтический рынок будет продолжать расти. Если в течение последних лет наиболее быстрыми темпами развивался рынок Северной Америки, то теперь, по существующим прогнозам, значительный рост объема продаж будет наблюдаться в Китае, странах Среднего Востока, в Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе.

Мировое «разделение труда» в сфере производства лекарственных препаратов отражает статистика: из 50 крупнейших фармацевтических компаний, занимающих более 80% рынка, 20 компаний находятся на территории США (39,2% мирового фармрынка), 18 компаний в Европе (33,3% рынка), 11 компаний в Японии (7,8% рынка) и 1 в Израиле

Если на США приходится 40 % всего мирового производства ЛС, на Россию - 0,3 %. Выпуск отечественной фармацевтической продукции в 2004 г. вырос на 17%, продолжив тенденцию роста, которая обозначилась в последние годы.

Планируемый к 2005 году переход отечественных предприятий на стандарты GMP (международные стандарты обеспечения современного уровня организации производства, контроля качества лекарственных препаратов и условий труда, соответствующие требованиям Евросоюза и ВТО) потребует немалых затрат отечественных производителей. Эксперты подсчитали, что для введения таких стандартов каждому из производителей понадобится около $ 18 млн., и это может стать причиной закрытия ряда предприятий. Однако угроза прекращения деятельности российских производителей из-за несоответствия стандартам GMP станет реальной лишь к 2006-2007 гг., когда у них начнут заканчиваться сроки лицензий.

Программа ДЛО может существенно увеличить приток инвестиций в отечественную фармацевтическую промышленность. На закупку лекарств в государственной программе льготного обеспечения граждан в 2005 году выделено почти $ 2 млрд., что равно 30 % объема всего рынка, причем около 70 % лекарств из льготного списка будет закупаться у отечественных производителей. С этим связан резкий рост спроса на производственные мощности отечественных фармпредприятий. Причем сегодня покупателей зачастую даже не интересует, в каком состоянии находится завод – лишь бы у него была лицензия на выпуск лекарств.

Общий объем продаж лекарственных средств на мировом фармрынке за 12 месяцев – к июню 2011 г. – составил 530,7 млрд. долл. США (по показателю MAT, Moving annual total). Максимальные темпы развития продемонстрировали фармрынки таких стран, как Китай, Бразилия и Аргентина.

 

Общий объем продаж препаратов на основных фармацевтических рынках за 12 месяцев (июль 2010 – июнь 2011 г.) к июню 2011 г. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Регион/страна

Объем фармрынка, млрд долл. США

∆, по сравнению с июлем 2009 – июнем 2010 г.

Северная Америка:

247,5

3%

США*

227,9

3%

Канада

19,6

2%

Европа: топ-5

111,0

1%

Германия

37,6

4%

Франция

28,7

Италия

16,2

Испания

14,5

2%

Великобритания

14,0

1%

Япония**

93,2

3%

Китай

35,8

19%

Латинская Америка: топ-4

32,5

15%

Бразилия

20,0

19%

Мексика

8,0

2%

Аргентина

4,5

29%

Австралия/Новая Зеландия

10,7

6%

Всего

530,7

 

 

Общий объем продаж лекарственных средств на мировом фармрынке к июлю 2011 г. составил 539,8 млрд. долл. США (по показателю MAT). Наиболее быстрорастущими рынками среди мировых являются таковые стран Латинской Америки – Венесуэла и Аргентина (31% и 30%). Также высокие темпы развития демонстрируют рынки Китая и Бразилии (18 и 19%, соответственно).

Сегодня на российском рынке лекарственных средств работает около 820 произво­ди­телей, 340 из которых – отечественные компании, однако наиболее активных пред­приятий наберется не более 100.

По заявлению Ф. Брайтенштайна, Исполнительного директора по Центральной и Восточной Европе немецкой фирмы Pfizer, крупнейшего производителя лекарств в мире, через 2-3 года компания планирует занять лидирующие позиции на российском фармацевтическом рынке. "Для укрепления наших позиций в России достаточно изменить маркетинговую стратегию, увеличить бюджет для продвижения наших препаратов и выстроить дистрибьюционную сеть", - считает Ф. Брайтенштайн. В то же время, по его словам, в ближайшем будущем компания не собирается открывать собственную фабрику в России.

В настоящее время объем потребления лекарственных препаратов, производимых в Российской Федерации, составляет не более 20 процентов рынка в денежном выражении и не более 65 процентов в натуральном. Отечественные производители лекарственных средств проигрывают в рыночной конкуренции не только крупнейшим мировым фармацевтическим корпорациям, разрабатывающим новейшие инновационные препараты, но и производителям воспроизведенных лекарственных препаратов и сырья для их производства преимущественно из Китая и Индии. Аналогичная ситуация сложилась на рынке медицинской техники и изделий медицинского назначения. Потребление продукции медицинской промышленности, произведенной на территории Российской Федерации, составляет менее 25 процентов рынка (в денежном выражении), и на протяжении последних лет доля продукции отечественных предприятий на российском рынке снижается. При этом в отдельных, в первую очередь высокотехнологичных, сегментах медицинской техники и изделий медицинского назначения доля импорта приближается к 100 процентам.

В течение последних лет в связи с ростом экономики России и реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье" наблюдается существенный рост потребления населением Российской Федерации фармацевтической продукции, а также интенсивное техническое переоснащение учреждений здравоохранения. Однако потребление готовых лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения отечественного производства сокращается на 1 - 2 процента в год. Таким образом, несмотря на наличие положительного эффекта от реализации государственной политики в сфере здравоохранения, продукция отечественной фармацевтической и медицинской промышленности замещается импортной. Увеличение доли импортной медицинской техники в структуре оснащения учреждений здравоохранения усиливает зависимость отечественной системы здравоохранения от импортных расходных материалов и запасных частей и в конечном счете ведет к не всегда оправданному увеличению государственных расходов. Данные тенденции снижают конкурентоспособность отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и отрицательно сказываются на темпах роста российской экономики в целом.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений