О положении мусульман в современном мире сегодня принято говорить с повышенной эмоциональностью, которая в зависимости от состава аудитории меняется от восторгов до панических страхов. При этом вопросы исламской солидарности нередко преподносятся носителями обоих этих эмоциональных состояний с упором на противопоставление мусульман немусульманам. Попробуем разобраться, есть ли для этого основания.
Ведется много разговоров о мусульманском демографическом взрыве. Каждый пятый житель планеты в той или иной мере ассоциируют себя с исповеданием ислама. Темпы прироста мусульманского населения мира в целом выше средних показателей. Их задает, и будет задавать, мусульманская многодетная семья. Мусульмане в целом демографически активнее, чем носители евроатлантической цивилизации, но в сравнении с другими цивилизационными общностями – индуистской, буддисткой, латиноамериканской, неисламской африканской и др. – остаются в рамках нормы. Ясно, что на мусульманах, в том числе
иммигрантах, не лежит никакой ответственности за порождающий депопуляцию на Западе кризис семьи, но западное общество отвыкло от критики своих устоев и не готово к объективной оценке демографических процессов.
Исламский мир не выделяется как более благополучная часть «большого мира». На страны ОИК приходится 22,3 % мирового населения, но только 7,5 % мирового ВВП и 11,2% мировой торговли. 7 членов ОИК входит в число государств с наивысшим уровнем доходов, но при этом 22 других государства ОИК остаются в списке наименее развитых стран мира.
Соответственно исламские государства не выделяются как наиболее быстро или наиболее медленно развивающаяся часть планеты.
Исламский мир не отличается значительно от мира в целом и со структурной точки зрения. Велика непохожесть одних исламских стран и народов на другие. Как и везде, религиозная составляющая вплетена в сочетание различных элементов самоидентификации, хотя у мусульман она, как правило, сильнее, чем у последователей других религий.
То, что выделяет мусульман и в определенных контекстах противопоставляет их остальному населению Земли, связано с исламом – самой молодой и наиболее распространяемой сейчас мировой религией. Как религиозная общность умма хотя и не представляет собой монолит – иначе была бы бессмысленной тема нашей конференции о сближении мазхабов, но в ней меньше внутренних трещин, чем в других крупных религиозных общностях. Отсюда проистекает куда большая степень религиозной солидарности у мусульман, чем у последователей других религий. Отсюда же – большая чувствительность к диффамации религии вообще и, разумеется, ислама в первую очередь.
Подытожив сказанное, подхожу к заключению о том, что у мусульман нет как ни фатальной склонности к самоизоляции, так и ни заинтересованности в ней. В равной мере у остального мира нет ни заинтересованности, ни объективных оснований препятствовать интеграции мусульман во взаимодействие на всех уровнях – глобальном, региональном, национальном или местном.
При этом у мусульман проявляется и, по всей видимости, будет сохраняться повышенная устойчивость против потери своей цивилизационно-религиозной идентичности, против того, чтобы раствориться в разного рода «плавильных котлах». Господствующая на Западе идеология ждет и требует этого растворения, а не получая его, отвечает то исламофобией, то наращиванием попыток изменить и перевоспитать своих и зарубежных мусульман. Может ли метаморфоза ве-стернизации мусульман быть массовой, устойчивой и необратимой? Пока этого не наблюдается: посмотрите на процессы, проходящие в Турции.
То, что у мусульман куда больше общего, чем отличий от остального мира, делает возможным и перспективным ведение с ними межци-вилизационного диалога.
Ни для мира ислама, ни для евроатлантического мира столкновения цивилизаций не представляются приемлемым и тем более желаемым сценарием мирового развития. Сама идея диалога цивилизаций родилась в исламском мире – с ней выступил бывший тогда президентом Ирана Мохаммад Хатами. Одним из соавторов второго варианта той же идеи – Альянса цивилизаций – был премьер-министр Турции Ред-жеп Эрдоган. Исламские государства и их организации – ОИК, ЛАГ – с самого начала подключились к деятельности Альянса цивилизаций и активно наращивают свое участие в его форумах и проектах. Исламские государства подходят к деятельности АЦ с тем же запросом что и Россия: признать не только существование, но и ценность цивилизаци-онного и культурного многообразия, сделать это многообразие неконфликтным и неконфликтогенным, научиться совместно, демократическим путем управлять им.
По нескольким причинам Альянс цивилизаций отказывается от того, чтобы сделать одним из направлений своей деятельности межрелигиозный диалог. Им заняты другие диалоговые механизмы, в частности Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», АСЕМ. Растет авторитет Всемирного саммита религиозных лидеров, который провел свое заседание в Баку в апреле с.г.
Следует констатировать, что существует широкий разброс мнений относительно предмета, целей и состава участников межрелигиозного диалога. Нет единой позиции и внутри исламского мира. Высказываются опасения: не будет ли участие религиозных деятелей вести к политизации религии и клерикализации политики? Не будут ли поставлены в ущербное положение те религии, которые в силу своих особенностей и организации верующих не говорят единым голосом? Вовлекать ли в диалог малочисленные религиозные общины и секты?
Представляются обреченными на неудачу попытки вести межрелигиозный диалог, взяв на вооружение идеалы религиозного синкретизма. То же самое можно сказать о попытках коррекции религиозных доктрин и практик. При этом религиозные лидеры безусловно относятся к числу архитекторов общественного мнения и настроений. Они воспринимаются как признанные моральные авторитеты. Они могут быть соавторами культуры мира и диалога. Они могут, наконец, не спрашивая чьего-то согласия, встречаться между собой и самим решать, каким может быть их совместное послание мировому сообществу, государствам, общинам, профессиональным сообществам.
Со своей стороны, международные структуры, занятые управлением межцивилизационным и культурным многообразием, нуждаются в консультативном содействии религиозных лидеров, свидетельством чего является создание при ЮНЕСКО Консультативной группы религиозных деятелей высокого уровня.
Укреплению связей России с исламскими государствами способствует благоприятный исторический фон, последовательная на протяжении десятилетий четкая позиция Москвы в вопросах ближневосточного урегулирования, обретенная на современном этапе развития России мусульманами нашей страны свобода исповедовать и изучать ислам, поддерживать сотрудничество с единоверцами за рубежом.
Самой актуальной задачей следует признать необходимость существенно расширить сотрудничество с исламскими государствами в экономической, в том числе финансово-инвестиционной деятельности. Неверно представление о том, что имеющиеся для этого возможности никак не используются. Для Турции Россия – главный экономический партнер, но и для России связи с этим южным соседом очень важны, а при достижении заявленной цели доведения товарооборота до 100 млрд. долларов роль сотрудничества с Турцией в экономической сфере приобретает новое качество в контексте российских внешнеэкономических связей.
В условиях глобального экономического кризиса своевременным был бы обновленный взгляд на наши внешнеэкономические связи. Опыт Турции мог бы активизировать экономические и в первую очередь инвестиционно-проектные связи России с членами Совета арабских государств Персидского залива. Идет обсуждение соответствующих планов.
Необходимо активнее готовить почву в России для существенного наращивания такого сотрудничества. Многие западноевропейские страны, а также государства-члены СНГ – Казахстан, например, – адаптировали свое финансовое законодательство для работы с альтернативными (исламскими) банковскими услугами и продуктами. Такая адаптация у нас могла бы ускорить открытие совместных с исламскими государствами банков, приблизить исламские инвестиции к проектам по развитию нашей экономики.
В экономическом отношении с нашим близким соседом Исламской Республикой Иран уже сейчас необходимо заглянуть поверх существующих сегодня преходящих обстоятельств, наметить крупные направления будущего сотрудничества, избавляться от сохраняющихся у обеих сторон предубеждений, недооценки ценности партнера.
Согласно хадису, пророк Мухаммед призывал мусульман в поисках знания не бояться дойти и до Китая. В условиях глобализации поиск экономических партнеров надо вести еще дальше. В условиях кризиса проявили устойчивость экономики Индонезии и Малайзии. Расширение связей с этим быстро развивающимся регионом – еще одна задача, которую необходимо решать в рамках политического курса на укрепление связей России с исламским миром.
Добавить комментарий