Памяти Сергея Петровича Капицы

Мыслитель и просветитель Сергей Петрович Капица скончался в Москве 14 августа 2012 года в возрасте восьмидесяти четырѐх с половиной лет. Российская и мировая наука потеряла в его лице своего мощного защитника. Как учѐный и член Комиссии Российской академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований он тяжело переживал упадок престижа науки в своѐм Отечестве. Этот упадок связан, как он говорил, с частичным распадом общественного сознания, что в свою очередь связано со сменой мировоззренческой установки российского народа. Отсюда, как он сказал, растерянность в умах в наше переходное время. Приводя пример упадка науки в Германии после прихода и последующего ухода германского фашизма, Сергей Петрович констатировал, что для возрождения науки в стране потребуется 50–00 лет. Когда его один наш министерский чиновник спрашивал, сколько же нужно платить учѐным за их научную деятельность, Сергей Петрович ответил: Столько же, сколько сейчас, только не в рублях, а в долларах. И это –не шуточное преувеличение: именно настолько различается, например, стипендия аспирантов в России и в развитых странах, где понимают, что упор на науку –необходимое (хоть и не единственное) условие достойного развития достойной уважения страны.

Однажды в беседе со мной С.П. говорил, что как в преступном мире мелкие преступники вначале конкурируют друг с другом и тем друг друга несколько нейтрализуют, а потом мелкая преступность вырастает в большую организованную преступность, так и лжеучѐные вначале несколько нейтрализуют друг друга их несовместимыми псевдонаучными концепциями, а потом разрозненная лженаука вырастает в организованную систему лженауки, угрожающую интеллекту своего народа и безопасности своего государства.

Сергей Петрович в одном интервью утверждал: Торможения пока не видно. С тех пор, как я стал заниматься популяризацией науки, проблема стала ещѐострее. Деятельность всевозможных астрологов и шарлатанов стала более широкой. Это существенный вопрос. Объѐмы средств, которые обращаются в этой сфере, сравнимы с финансированием науки в целом. Отношение к науке в государстве напоминает мне анекдот про лошадь и цыгана, который в целях экономии стал давать ей вдвое меньше овса –и ничего, ходит. Тогда он сократил паѐк ещѐвдвое –опять жива. Цыган снова урезал количество овса. Наконец лошадь сдохла. Так и наука. Нельзя же так долго испытывать еѐна выживаемость! Добавим: дохлая лошадь –пиршество для трупных червей, и деградация науки и культуры –праздник для трупных червей культуры. В безответственных высказываниях в интернете Комиссию РАН по борьбе с лженаукой некоторые невежды пытаются приравнять к новой инквизиции, хотя Комиссия борется с лженаукой, а не с еѐносителями (тут в случае криминальных стычек вмешиваются суды), и опирается наука не на авторитеты, но исключительно на силу фактов. К примеру, я неоднократно и безуспешно предлагал Алану Чумаку принести его «заряженную» воду к нам в ФИАН, чтобы сами приборы доказали наличие или отсутствие каких-либо зарядов, якобы передаваемых воде пассами через телевизор. Наука ценой великих интеллектуальных усилий добыла твѐрдо установленные факты мироустройства (типа невозможности вечного двигателя, отсутствия тонкой материи энергоинформационных полей –при естественном признании физических полей биологических объектов, и так далее), но люди юного познаватель-ного возраста тянут обывателя в глубокие тылы науки.

Сергей Петрович родился в Кембридже (Англия) 14 февраля 1928 года. Всем известно имя его великого отца Петра Леонидовича Капицы и великого деда по матери Алексея Николаевича Крылова. Крѐстным отцом Сергея Петровича стал великий физиолог Иван Петрович Павлов. При этом про себя Сергей Петрович говорил: я –православный русский атеист. И в этом –вся широта натуры этого человека как просвещѐнного атеиста и мыслителя. Он понимал, что мир истины, в котором живѐт наука, шире мира мнений, в котором живут религии, политика и обыденное сознание. Напомним, что в эпоху возникновения мировых религий человечество пережило новую мировоззренческую развилку: одни люди перенесли акцент на океаническое

чувство единения всего со всем и на ложность членения реальности на субъект и объект, на творца и творение (буддизм), другие же перенесли акцент на творчество как характеристическое свойство человека разумного и абсолютизировали творческую способность человека в образе творца всего сущего (теизм). Хотя у каждого верующего есть какая-то своя правда, универсаль-ная процессивная истина для всех одна, и учѐному лучше не выбирать между различными верованиями, но идти дальше и рассматривать в более широком культурном контексте всю духовную историю человечества как единый ветвящийся противоречивый процесс. Дети проходят через веру в волшебные сказки, у взрослых людей –свои взрослые сказки, но потом должно приходить понимание, что сказка –ложь, да в ней намѐк, добрым молодцам урок. Научная картина мира, соединяющая отдельные цвета радуги отдельных знаний и представлений о мире в единый спектр, интереснее любой сказки. Сергей Петрович уловил величие универсаль-ного научного подхода к пониманию действительности. Конечно, не единой наукой жив человек –вначале он просто жив и вначале по-детски нуждается в чудесах. Но для Сергея Капицы, как он говорил, главное чудо –то, что мы живѐм. Сама наша жизнь –это, конечно, большое чудо. Рождение ребѐнка и то, что происходит с ним на наших глазах, когда он за полтора–два года достигает такого колоссального прогресса, –это тоже совершенно невероятно, хотя очевидно!

Отец Сергея Петровича приехал в Англию в 1921 году вместе с Крыловым, Иоффе и другими учѐными в рамках программы восстановления научных связей с европейской наукой. Это были естественные, а не философские науки: известный «философский пароход» вывез российских философов на Запад годом позже совсем с иными целями. Пѐтр Леонидович Капица с семьѐй вернулся в СССР в 1935 году. В 1949 году Сергей Капица окончил Московский авиационный институт, в 33 года стал доктором физико-математических наук, работал в ЦАГИ (откуда был уволен из-за опалы своего отца), Институте физики Земли, Институте физических проблем, с 1965 года 35 лет заведовал кафедрой физики Московского физико-технического института. Он занимался задачами прикладной электродинамики, сверхзвуковой аэродинамики, земного магнетизма. Его серьѐзным научным достижением является участие в открытии закона гиперболического роста земного населения.77 Переживаемая сегодня Россией драма еѐистории есть один из предвестников глобального социального фазового перехода человечества. И дело здесь как в приближении предела количественного роста человечества, так и в приближении, добавим (это, в частности, точка зрения Анатолия Вассермана), критического предела роста количества производимых им различных товаров: этот рост уже через необходимость их учѐта и планирования продиктует необходимость перехода мировой экономике к плановой системе –изменится аттрактор эволюции человечества как социальной динамической системы. История вынашивает глубокие изменения, и даже сами нынешние суеверия Сергей Петрович считал симптомом расстройства общества и естественной издержкой его противоречивого развития.

Среди публикаций Сергея Капицы отметим его великолепную книгу «Жизнь науки». Первое издание 1973 года было дополнено его вторым, переработанным и дополненным изданием, выпущенным издательским домом ТОНЧУ в 2008 году (592 страницы, тираж 1000 экземпляров). Сергей Петрович отобрал вступительные статьи около сотни классиков естествознания (от Коперника до Ландау) к их основополагающим трудам с добавлением материалов по биографии учѐных. Предисловия потому привлекли внимание С.П., что именно там классики науки обращались к широкому кругу читателей с объяснением цели, значения и метода их работ. Как говорит С.П., именно этот текст, написанный одним движением души, точно и непосредственно передаѐт мысли и чувства автора в момент наивысшего творческого подъѐма. Если профессиональные научные трактаты написаны, как правило, как говорил Герцен, птичьим языком, неведомым непрофессионалам языком математических формул и терминов, то вступления написаны языком обычным. И они передают сам великий дух науки и научного творчества. Не случайно очарование духом науки привело Сергея Капицу к желанию поделиться своим восторгом с другими людьми на пути научного просвещения.

Символом научного просветительства и самой российской науки стала авторская телевизионная передача «Очевидное –невероятное», которую Сергей Петрович вѐл с 1973 года. В 1991 году с распадом СССР прервалась на время и эта передача: наступил кризис российской

77 Точнее, в аппроксимации наблюдаемой усредненной кривой роста населения гиперболической функцией. В какой мере эта аппроксимация верна для больших интервалов времени, –неизвестно, в общем случае для таких кривых характерны колебательные циклы (прим. Редколлегии).

науки и сознания части российского народа, опустившегося на докоммунистический и дохристи-анский уровень. В средства массовой информации ворвались колдуны, маги и прочая бездухов-ная мистика (вспомним Кашпировского, Чумака и им подобных). Возникла необходимость сплачиваться достойным людям различных мировоззренческих установок ради духовного возрождения России.

Достоинство и интеллигентность Сергея Капицы публично выражали и учѐные (в частности, директор Института физических проблем имени П.Л. Капицы Александр Андреев говорил о передаче Сергею Капице генетического кода интеллигентности от его отца, хотя дело, конечно, не в биологическом, но в социокультурном наследственном коде, то есть в воспитании), и деятели искусства (директор Пушкинского музея Ирина Антонова, балерина Майя Плисецкая и многие другие), священнослужители. Я помню, как Интеллигент с большой буквы Сергей Петрович отметил интеллигентность знаменитого лѐтчика Александра Васильевича Белякова (1897–982) на его поминках (сам я познакомился у своего дяди А.В. с его гостем С.П. в 1957 году), отмечая в нѐм сочетание качеств человека одновременно интеллигентного и военного (А.В. был генерал-лейтенантом авиации). Но тут внук Сталина Евгений Яковлевич Джугашвили возразил: Мы, военные, вам Белякова не отдадим, а для военного главное –убивать! В этой «правде» нет главной правды: наши защитники шли воевать с убийцами и были готовы отдавать и отдавали саму свою жизнь ради своего рода и народа.

На панихиде Сергея Петровича 17 августа в Московском университете и на телепередаче «Прямой эфир» (с участием артистки Элины Быстрицкой, телеведущей Анны Шатиловой, вице-президента РАН Геннадия Месяца, одного священнослужителя-выпускника МФТИ и других), пущенной в эфир в тот же вечер в честь его памяти, священнослужители уважительно говорили о нѐм. Символично, что Сергей Петрович Капица как просвещѐнный атеист сумел объединить столь разных людей. При всей своей интеллектуальной честности, при всѐм откровенном и чѐтком обозначении своей собственной мировоззренческой позиции он понимал, что людей сегодня следует делить прежде всего не по вере, а по нравственности и достоинству –ради возрождения нашего великого Отечества. Ведь мир есть не отсутствие войны, но добродетель, порождѐнная душевной мощью. И здесь мыслитель и просветитель Сергей Петрович Капица служит нам великим примером.

©2012 Р.Ф. Полищук (текст)

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений