Переломные моменты в истории Руси

Практически все государства переживали переломные моменты, которые решительно меняли их историю. Древняя Русь не была в этом плане исключением.

Одним из таких событий стали итоги собрания князей 19 октября 1097 года, состоявшееся в городке Любече (Любечский съезд). Обсуждалось перераспределение прав на княжения в юго-восточной части Древнерусского государства.

На встречу съехались русские князья Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович (Мономах), Орег и Давыд Святославичи, Давыд Игоревич, Василек и Володарь Ростиславичи. Не приехал только полоцкий князь Всеслав Брячиславич (Чародей), посчитавший, что ему нечего делить или с кем-либо делиться.

К этому моменту ситуация выглядела следующим образом. После смерти князя Святослава (одного из членов «Триумвирата Ярославичей») его дети не получили от старших князей Изяслава и Всеволода почти никаких владений.

С 1094 г. по 1097 г. на Руси воцарилась кровопролитная междоусобица между русскими князьями.Олег Святославич бежал в Тмутаракань и там наняв кочевников-половцев предпринял сначала в 1078 году неудачный поход на Чернигов, а затем в 1094 повторно пошел на Чернигов и на этот раз удачно – выгнав Мономаха из Чернигова.

В 1096 году Мономах и Святополк Изяславич выгнали Олега из города, а затем уже сыновья Владимира Мономаха боролись с ним за Муром (погиб Изяслав Владимирович), Рязань, Суздаль и Ростов.

В 1097 году, после разгрома войск Олега в битве на Колокше, сын Мономаха Мстислав обратился к отцу с просьбой не лишать его «руской земли» и пригласил на заключение мира.

Историки усматривают две основных причины, побудившие князей собраться вместе на совет: прекращение братоубийственной войны и разорения государства и объединение князей перед лицом половецкой угрозы на юго-востоке.

Суть принятых на съезде решения заключалась в следующем.

Во-первых, князья провозгласили новый принцип наследования прав на землю – «Кождо держить отныне отчину свою» (каждый с этого момента управляет землями отца). Т.е. земли отца наследуются сыном. Ранее использовался листвичный принцип наследования, когда князья переезжали из княжества в княжество согласно старшинству (приоритет наследования у братьев).

Во-вторых, была достигнута договоренность о взаимной поддержке – «Аще кто отселе на кого востанет, на того крест, и мы вси, и вся земля Руская» (Если с этого момента кто-то из нас пойдет на другого войной – он клятвопреступник и все остальные должны выступить против него).

В-третьих, произошло перераспределение земли, Мономах вернул Святославичам их наследство:

Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;

Владимиру Мономаху – Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;

Олегу и Давыду Святославичам – Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;

Давыду Игоревичу – Владимир-Волынский с Луцком;

Васильку и Володарю Ростиславичам – Теребовль, Червень, Перемышль.

Распределение сферах влияния в Киевской Руси – это острый вопрос, который породил немало войн. В результате все участники съезда признали права других на города, которые были за ними закреплены в результате устного соглашения.

Завершился любеческий съезд целованием креста и присягой всех участников на вечный мир и дружбу.

Таким образом, князья закрепили наличие нового политического строя в Древнерусском государстве, основой которого стало крупное феодальное землевладение, передающееся в рамках определенных династий Рюриковичей.

Летопись приводит решение князей в таких словах:

«Приидоша … (перечисление присутствующих) … и сняшась в Любчи на строение, и рекше к себе:

«Почто губим Рускую землю, сами на ся котору имуще, а половцы нашу землю несут розно и ради суть, еже межи нами рати доныне. Отселе имемся во едино сердце и соблюдем Рускую землю; кождо да держит отныне отчину свою»…

«…Аще кто отселе на кого востанет, на того крест, и мы вси, и вся земля Руская».

Таким образом, в краткосрочной перспективе съезд стал первой вехой на пути объединения князей, закрепивший сложившуюся де-факто удельную систему что позволило им провести совместные походы против половцев и временно (до смерти Мономаха) отбросить кочевников от границ государства.

Историки отмечают, что в долгосрочной перспективе решения князичей привели к распаду единого государства на множество мелких княжеств. 1097 год для молодого русского государства стал роковым. Русь, объединённая Вещим Олегом и ставшая крупнейшим образованием Европы, распалась на несколько мелких княжеств и прекратила своё существование.

Но к великой печали Руси намерения Ярославовичей не всегда соответствовали их делам. Итоги, которых достиг съезд, должны были стать основой, прочным фундаментом, для строительства нового, мощного государства. И этого можно было добиться, если бы не коварство Давида Игоревича, правителя города Владимиро-Волынского. Он тайно сообщил Святополку о том, что Мономах и Василько Ростиславич задумали захватить киевский престол и тайно сговорились за спинами других. Святополк поверил и пригласил Василько в Киев. Василько отправился в Киев. Въезжая в Киев ему сообщили о коварстве Давида, но Василько не поверил, сказав: «Мы крест целовали, не мог Святополк заподозрить меня в предательстве". В Киеве Василько был встречен Давидом, который силой посадил его в темницу, а его слуги ослепили Василько. Так началась на Руси новая междоусобная война. А любеческий съезд князей из благого начинания перерос в убийства.

Чем более множилось племя Ярославовичей, тем более мельчали не только уделы, но и дела князей. Как считают историки, именно из-за вражды русских князей татаро-монголы смогли так легко завоевать государство. Мы должны знать нашу историю, чтобы не повторять трагических ошибок.

Редколлегия

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений