Политическая коммуникация через Интернет

Зарождение и развитие мирового информационного общества и повсеместное распространение компьютерных технологий побудили образование новых политических коммуникаций, позволяющих усовершенствовать уровень политического процесса. Одной из главных инноваций в современной политике выступает политика, проводимая при помощи информационно-коммуникационных компьютерных сетей общего пользования, в особенности сети «Интернет».

Интернет – это относительно новое, активно развивающееся средство массовой коммуникации. Интернет стал глобальной компьютерной системой, главное отличие которой состоит в том, что у нее нет официального владельца и управленца. Интернет часто упоминают как Всемирная или Глобальная сеть. Он состоит из тысячей локальных, правительственных, научных и развлекательных компьютерных сетей. С помощью сети Интернет появилась возможность посылать электронную почту (E-mail) в более 200 стран.

Еще совсем недавно считалось, что Интернет – это скорее средство связи, общения, информирования, что соответствовало особенностям его реального использования. Сегодня же нити «всемирной паутины» оказываются нередко ориентированными на политическую пропаганду и даже – на политико-правовое воздействие[1].

Интернет, как средство коммуникаций обладает следующими характерными особенностями:

Интернет выступает как канал коммуникации, отличительной чертой которого является отсутствие централизованной организационной структуры. Именно это служит причиной отсутствия в Сети цензуры и распространения в ней информации самопроизвольно, подобно распространению слухов. Более того, Интернет имеет свойства, похожие на механизм действия толпы: в обоих этих случаях присутствует технически различно осуществляющийся феномен никем неуправляемой структуры. Отличительной чертой сети Интернет является высокая скорость распространения информации. Так, сообщение, опубликованное на одном из информационных сайтов, может быть моментально размножено как сетевыми, так и печатными изданиями.

Отсюда следует, что такая отличительная черта Интернета позволяет грамотно созданному и запущенному сообщению самостоятельно распространяться без значительных материальных расходов.

Интернет предоставляет замечательную возможность направлять воздействие на определенную узкоспециализированную целевую аудиторию, которая нужна той или иной организации; разбивать эту аудиторию на подгруппы для создания более индивидуальных обращений; а также, принимать во внимание личные особенности каждого интернет-пользователя (в случае использования сетевой рассылки). Важность выявления целевой аудитории заключается в том, что это делает возможным построение максимально эффективной коммуникации и помогает качественнее и быстрее добиться ее цели. Для успешной коммуникации необходимо: иметь четкое представление о получателе сообщения, также о его знаниях, ценностях, убеждениях и предполагаемой реакции на полученное сообщение. В этой связи, именно Интернет позволяет применять механизм таргетинга – возможность выделять из все интернет-аудитории только ту часть необходимых посетителей или целевую аудиторию, которая отвечает заданным критериям.

Коммуникация в Интернете отличается своей интерактивностью. Она делает возможным активное взаимодействие между пользователями. По словам И.В. Успенского, «интерактивность — это характеристика протекания процесса коммуникации, определяемая отношением друг к другу коммуникационных сообщений, или, если говорить более точно, определяемая отношением текущего коммуникационного сообщения к предшествующим. Характерной чертой интерактивного взаимодействия является необходимость немедленной ответной реакции на приход сообщения или информации, которая должна находиться в контексте предыдущих сообщений. Исходя из вышесказанного, для среды Интернета интерактивность можно определить как способность «отвечать» пользователю, подобно некоторому лицу, участвующему в диалоге. Тем самым, интерактивность расширяет и дополняет представление функции компьютера как участника диалога, способного оценить действия пользователя и отвечать в соответствии с этими оценками»[2]. Допустим, сообщение, публикуемое на новостном сайте, пользователи могут обсуждать на форуме, а также, высказывать свою точку зрения, критиковать автора, вступать в диалог с другими пользователями. Помимо этого, интерактивность дает пользователям возможность анализировать сложившуюся ситуацию самостоятельно и, при необходимости, вовремя проявлять свою реакцию.

В эпоху глобализации Интернет выступает глобальным виртуальным электронным рынком, который не имеет ни территориальных, ни временных рамок. Несомненно, пользователи разных регионов мира имеют свои особенности и различия, которые учитываются при составлении сообщений. Но стоит отметить, что именно Интернет способствует реализации политических стратегий с четко-выраженными географическими границами, с учетом временных зон и специфики аудитории.

Одним из главных отличий электронного коммуникативного пространства от печатного и эфирного является то, что оно не ограничено. В Интернете объем размещаемой информации не будет ограничен эфирным временем программы или количеством печатных знаков.

Информационные технологии имеют огромное значение и в политике. Это доказывается возникновением новых терминов в политической коммуникации: «киберполитика», «политический интернет», «электронное гражданство», «сетевая политика» и т.д. Особую роль в интернет-коммуникациях играет именно политический интернет. Он обобщает вопросы идеологии (политической, культурной, экономической) и нацелен на информирование, разъяснение и оценивание политических ситуаций и явлений, формирование мировоззрения и политических убеждений. Политический интернет заключает в себе огромное количество информационных ресурсов, которое постоянно увеличивается. К ним относятся: сайты представителей власти и ее органов; личные сайты политических деятелей; сайты политических партий и движений; информационно-аналитические политические сайты; персональные блоги и живые журналы государственных и политических деятелей; новостные сайты и СМИ; политическая реклама; сайты предвыборных кампаний и т.д.

У политического Интернета имеется огромное количество положительных особенностей, которые облегчают политикам процесс распространения информации. 1) На сайте можно разместить любое количество материалов. 2) Нет ни временных, ни пространственных ограничений. 3) Можно обращаться напрямую к аудитории, минуя средства массовой информации.4) Удается добиться значительной экономии при доставке информации во все концы света.5) Информацию легко обновлять. 6) Нет нужды распечатывать брошюры и другие материалы. 7) Средства информации и другие пользователи получают доступ к предложенным вами материалам 24 часа в сутки, находясь в любой стране мира[3].  Более того, популярность политического Интернета увеличивается в течение приготовлений и проведения предвыборных кампаний. Во-первых, Интернет обеспечивает формирование наиболее полного образа кандидата, что гораздо тяжелее сделать, используя только традиционные СМИ. Во-вторых, политический Интернет как инструмент PR подразумевает огромное количество способов интерактивного общения с пользователями. В-третьих, с помощью Интернета появляется возможность оперативной связи с избирателями, общения с журналистами, практически ежеминутного обновления новостных лент, архивирования информации, а также быстрого доступа к ней. «В-четвертых, неподцензурность Интернета дает возможность прямой и косвенной агитации за кандидата, а также передачи о нем практически любой информации, что позволяет вести контрпропагандистскую деятельность с возможной дискредитацией конкурентов»[4].  В-пятых, понятный интерфейс сайта, позволяющий с лёгкостью найти нужную информацию. В-шестых, Интернет активно используется политическими деятелями для таких целей как, суммирование информации; анализирование поведения и убеждений электората; исследование отношения Интернет-пользователей к тем или иным политическим событиям и явлениям и т.п[5].

Существуют различные классификации политических Интернет-ресурсов. Обычно различают следующие типы Интернет-СМИ: «чистые» сетевые издания (т.е. такие, которые выходят только в Интернете); сетевые версии традиционных «оффлайновых» СМИ. Интернет-СМИ могут быть подразделены по типу представленного в них содержания: новостные, комментарийные, смешанные. Наблюдается тенденция перехода к «смешанному» типу как наиболее полно отвечающему запросам конечного пользователя. Можно также различать Интернет-СМИ по принадлежности: принадлежащие государству, медийным, политическим группам, бизнес-группам и независимые[6]. А также можно классифицировать Интернет-ресурсы по аудитории, на которую они направлены: местные, региональные, федеральные, зарубежные.

Внедрение web-технологий в политику. Как правило, выделяют два этапа развития политической интернет-коммуникации. Первый этап – информационный. На этом этапе происходит проникновение политической информации в Сеть. Сюда можно отнести ленты новостей, сайты политических лидеров, партий, движений, общественных организаций и электронные издания исследовательских и аналитических организаций. Второй этап заключается в медиатизации политики. На этом этапе происходит попытка использования Интернета как инструмента политических и пиар-технологий[7].

К основным функциям политической коммуникации в Интернете относят в первую очередь хранение и распространение информации, реклама, предоставление площадки для обсуждений ряда социальных, экономических и политических проблем, пиар.

Цели политической Интернет-коммуникации обуславливаются непосредственно политической сферой жизнедеятельности. Более того, они определяются политическими коммуникаторами, которые выступают в роли адресанта, т.е. органами государственной власти, политическими партиями и общественными движениями, политическими лидерами, СМИ, информационно-аналитическими новостными агентствами. С помощью возможностей Интернета реализация их целей значительно облегчается.

Несмотря на то, что существует большое количество причин теоретического и практического характера, подвергающие сомнению наличие прямой связи между политической инициативой населения и изменениями в области коммуникационных технологий, Интернет оказывает значительное влияние на политическую жизнь общества. Интернет препятствует тенденции увеличения средств массовой информации с помощью содействия в децентрализации контроля над частными СМИ.

Как пишет в своей статье Вершинин М.С. «исследователи видят перспективы в потенциале Интернета, и не только в том, чтобы сделать политическую связь и поток информации более эффективными и прозрачными, но также, чтобы использовать любой удобный случай для участия граждан в политических процессах. Наиболее значительными являются: 1) более эффективное управление посредством эффективных организационных действий; 2) более эффективная связь между политикой и гражданами; 3) активация и мотивация, направленные на вовлечение граждан в политику за пределами Интернета посредством самого Интернета; 4) более практичные политические решения вследствие объединения знаний граждан, основанных на опыте»[8].

Политическая интернет-коммуникация развивается вместе с сложным взаимодействием и глубоким проникновением общества в сферу политического. Неподконтрольное государству распространение информации в Интернете предоставляет пользователям множество возможностей для осуществления своих гражданских прав и свобод в повседневной жизни. Таким образом, Интернет выступает не только как средство влияния на акторов, но и как инструмент трансформации политической коммуникации.

В настоящее время невозможно одержать победу в борьбе за власть без доступа к традиционным (печатным и электронным) СМИ. Но несмотря на это, сегодня оказывать влияние на действия электората облегчает наличие сети Интернет. Более того, процент активных пользователей увеличивается с каждым днем, а также возрастает общее количество политических Интернет-ресурсов.

Интернет обеспечивает информационную площадку для общения как индивидов, так и групп людей в политической сфере, путем создания механизмов реального политического разговора в обществе и расширения политического участия. Благодаря сети Интернет, в политической жизни граждан появилось много новых возможностей по осуществлению своих конституционных прав и свобод политического участия. Пользователи Интернета теперь имеют ряд новых форм выражения своих политических взглядов, позиций и требований. По отношению к действующим в государстве законам обычно выделяются конвенциональные и неконвенциональные формы политического участия[9].  Эта типология может быть использована и для обозначения форм политического участия через сеть Интернет. Конвенциональное политическое участие – это деятельность, основанная на нормах права и регулируемая законом. Неконвенциональное участие – это форма участия, нарушающая эти нормы и отвергаемая большей частью населения по ряду соображений: моральным, религиозным, этическим. Помимо этого, некоторые коммуникативные действие в Интернете могут быть отнесены к категории политического протеста, отличающийся от неконвенционального участия отсутствием попыток политического насилия.

К конвенциональным формам политического участия в Интернете относятся:

1. голосование на интернет-выборах, конференциях, референдумах;

2. создание и тиражирование политической информации посредством блогов, сайтов, интернет-газет и т.д.;

3. сбор денежных средств в поддержку партии или движения;

4. участие в обсуждении политических проблем в блогах, сайтах, телеконференциях политических партий (движений), Интернет-сообществ, органов государственной власти;

К неконвенциональным формам можно отнести:

1. хакерские атаки на сайты граждан, порталы органов государственной власти, политических партий и другие;

2. политические провокации как технологии «черного PR» (создание сайтов-клонов, распространение заведомо ложной информации)[10];

Также, используя эту типологию, можно выделить несколько форм политического участия с использованием телекоммуникационных сетей:

1. создание и тиражирование политической информации в рамках персонального контента (блоги, чаты, форумы, сайты) и рассылки ее политическим сторонникам, СМИ, в адрес политических партий и органов государственной власти;

2. участие в блогах, чатах, форумах и телеконференциях политических партий, некоммерческих организаций (в части политических вопросов), представителей государственной власти, политических лидеров, депутатов;

3.  участие в Интернет-голосованиях, референдумах, социологических опросах;

4. участие в выработке политических программ, законодательных инициатив, проектов политических решений и других;

5. участие в виртуальных съездах партий;

6. организация действий своих сторонников для реализации в виде реальных политических действий (митинг протеста или поддержки, подача петиций, забастовки, политические акции посредством flashmob и другое)[11].

Таким образом, глобальная сеть предоставляет возможность постоянной общественно-политической дискуссии с использованием в реальном времени электронной связи между гражданским обществом и правительством. В этой связи, степень зависимости граждан от институционально-политических посредников сводится к минимуму.

Важно отметить, что сейчас именно политическая реклама в Интернете становится наиболее эффективным средством влияния на электорат. Это происходит потому что, в отличие от телевизионного ролика, который длится всего несколько секунд и публикаций в газете, «живущих» пару дней, в сети текстовые и видео файлы хранятся значительно дольше. Более того, с каждым годом рекламные услуги в традиционных СМИ становятся дороже и в этом случае Интернет обладает довольно значительными преимуществами.

Сегодня деятельность практически любого политического актора фиксируется в сети Интернет. Наличие у политических деятелей сайта в Интернете сегодня уже не рассматривается как нечто прогрессивное, новое и инновационное. Создание сайта политической партии, движения, организации и т.п. является неотъемлемой частью их деятельности. Интернет выступает как влиятельное и агитационное средство проведения политической кампании. Интернет совмещает в себе возможности всех информационных изданий: телевидения, радио и печатных публикаций. Политический Интернет является «площадкой» для размещения информации, которая выражает мнение и убеждения определенной партии, политических, пропагандистских материалов, заявлений, программ, аудио-, теле- и фотоматериалов. Более того, Интернет позволяет вести обмен мнений и обеспечивает диалог путем электронной почты, интернет-опросов, форумов, чатов, электронных рассылок и т.п. Помимо этого, наличие собственных новостных лент, онлайн-изданий, рекламы делает Интернет мощнейшим инструментом политики. Интернет предоставляет возможность создания персональных информационных ресурсов без больших финансовых вложений. Также, создание и развитие сайта гораздо проще издания собственной газеты или журнала. Одним из преимуществ таких виртуальных структур является возможность проведения таких мероприятий, как съезды, форумы и конференции в виртуальном режиме.

В данное время происходит развитие нового этапа виртуальной политики. Образуются новые виртуальные политические структуры, способные повлиять не только на сознание пользователей, но также и на результаты выборов. С каждым годом количество пользователей сети Интернет растет[12], что позволяет использовать Интернет как мощнейшее средство массовой информации. Как верно отмечает Г.Л. Акопов, российский ученый, доктор политических наук, что «благодаря технологиям сетевой политики, любой желающий может легко войти в контакт с политической элитой и высказать свои рекомендации либо претензии к деятельности, как отдельного политика, так и всей политической системы в целом»[13].

Развитие Интернет-технологий способствует трансформации политических институтов демократии. Появляется новая разновидность демократии – электронная демократия. «Это форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий как основного средства для коллективных когнитивных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным»[14]. Все большую популярность и востребованность получают Интернет-выборы. В таких странах как Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Эстония уже использовалась технология Интернет-выборов как местного, так и парламентского уровня. Одним из самых крупных политических событий, на которых использовалась возможность Интернет-голосования, стали парламентские выборы в Эстонии в марте 2011.[15] Хотя, безопасность и достоверность полученных данных с помощью такого вида голосования оспаривается, можно с уверенностью полагать, что непрерывное развитие Интернет-технологий сделает возможным и максимально надежным голосования с помощью сети Интернет.

Но вместе с этим развиваются и скрытые манипулятивные Интернет-технологии, целью которых выступает оказание влияния на сознание Интернет-пользователей посредством смысловой и оценочной информации. Так как Интернет является одним из видов СМИ, смысл манипулирования объясняется в работе видного российского ученого, политолога и публициста Сергея Георгиевича Кара-Мурза «Власть манипуляции», где он отмечает, что: «Эффективной системой СМИ является такая, что при изобилии изданий и передач, разнообразии «позиций» и стилей она создает и использует одни и те же стереотипы и внушает один и тот же набор главных желаний. Различие взглядов конструируется - разрешается быть и буржуазным консерватором, и анархистом, но при условии, что основа мышления у них одинаковая»[16]. Что касается воздействия Интернет-технологий на непосредственно массовое политической сознание, то его эффект измеряется в первую очередь избирательным вниманием коммуникатора.

Манипулятивные технологии, которые применяются в Интернет-коммуникациях, не сильно отличаются от технологий традиционных СМИ. Можно перечислить некоторые: «отвлечение внимания», «утвердительные заявления», «отсрочка исполнения» и «навешивание ярлыков». Таким образом, можно заметить, что изменяются не приемы политических Интернет-манипуляций, а возрастает количество каналов подачи. Более того многообразие информации, ежесекундно публикуемой в сети Интернет, и отсутствие ее систематизированности затрудняет поиск для адресата смыслового значения посылаемого сообщения, что способствует образованию новых возможностей для политического манипулирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие Интернет-технологий оказывает значительное влияние на политические коммуникации. В большинстве развитых стран мира практически каждый человек имеет доступ к сети Интернет, что делает сферу влияния политических кампании гораздо обширнее. В настоящее время трудно назвать политическую организацию, которая не имеет собственного сайта, не контактирует с потенциальными пользователями Интернета через различные опросы, блоги, комментарии, социальные сети и рекламные площадки. Политическое событие, происходящее в любой точке планеты, моментально освещается в интернете. Более того, люди не только имеют доступ к многочисленным новостным сайтам, а также могут активно высказывать свою точку зрения, вести дебаты и оспаривать Интернет-контент. С каждым днем повсеместно появляется множество программ и сайтов, направленных на вовлечение граждан в политическую жизнь как своей страны, так и мирового сообщества в целом. Пользователи сети Интернет получают все больше и больше возможностей для оказания влияния на принятия политически важных решений. И во многом заслуга этого – непрерывное совершенствование Интернет-технологий.

Следовательно, использование Интернета как инструмента политической коммуникации имеет ряд последствий. Во-первых, в эпоху информационного общества затраты на получение и передачу информации снижаются, что приводит к увеличению количества граждан, активно участвующих в политической жизни общества, что, в свою очередь, способствует сокращению неравенства политических возможностей населения. Во-вторых, вместе с этим развивается манипулятивная функция Интернет-технологий, которая подрывает достоверность общественного мнения. Существует множество приемов манипуляции в сети, которые навязывают пользователям ложные идеи. Как результат, сейчас не наблюдается активная артикуляция своих интересов социальными группами.

 

 

[1] Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. С. 76

[2] Успенский И.В. Интернет-маркетинг. СПб. Изд-во СПГУЭиФ, 2003. С. 54.

[3]   Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. М.: Имидж-контакт, 2004. С. 374.

[4] Соленикова Н. В.  Политический Интернет в российских избирательных кампаниях// Общественные науки и современность, № 5, 2007, C. 69-74.

[5] См.: Забузов О.Н. Интернет как средство реализации военно-информационной политики российского государства: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Забузов Олег Николаевич; [Место защиты: Воен. ун-т]. - Москва, 2008. - 232 с. 

[6] См.: Быков И.А. Интернет и проблема политической стабильности во время электорального цикла 2011-2012 гг. // Современные геополитические процессы: новые вызовы и поиски решений: Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. Т. 2. СПб.: БГТУ Военмех, 2011. С. 98-102.

[7] См.: Белкин. С. Интернет и власть/С. Белкин, В. Воронин, С. Устименко// Власть. 1999. №9. С.195-201.

[8] Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. С.156.

[9] Зарубежная политология: Словарь-справочник. / Под ред. А.В. Миронова,Г.А. Цыганкова. – М.: Социально-политический журнал, Независимый открытый университет, 1998. – С. 239–241.

[10] См.: Войнов, Д. А. Становление интернет-диалога как формы участия граждан в политической науке России: автореф.  М. 2007. С.24.

[11] См.: Войнов, Д. А. Становление интернет-диалога как формы участия граждан в политической науке России: автореф. М. 2007. С.27.

[12] http://www.internetworldstats.com

[13] Акопов Г.JI. Глобальные проблемы и опасности сетевой политики. Ростов-на-Дону: ООО Росиздат, 2004. С.67.

[14] Абрамова Д.С. Электронная демократия в России: проблемы политической коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1. http://human.snauka.ru/.

[15] Электронное голосование в Эстонии. https://www.valimised.ee/index_rus.html

[16] Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. Академический Проект, 2009. С.311.

 

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений