Политическая температура как новый инструмент прогнозирования

Исследование политического процесса с точки зрения исторического осмысления, описания текущей ситуации и возможности прогнозирования событий общественной жизни является важной и не теряющей актуальности задачей. При этом очевидно, что общественные, политические, социальные, экономические, межгосударственные, природные и иные факторы представляют собой настолько сложный, взаимопереплетенный механизм влияний, содержащий и случайные воздействия, неустойчивые, альтернативные и поливариативные трансформации, что рассчитывать на простые математические каузальные связи не приходится.

Следует отметить, что под политическим процессом понимаются временные развертки важнейших для общества и государства показателей. В этом смысле авторский подход к политическому процессу более широк, чем традиционно подразумевающийся в политологическом дискурсе. Основу методологии исследования политического процесса, разработанную в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, составляет замер политического спектра и его основных параметров.

Политический спектр страны является сложной интегративной категорией, которая включает в себя весь набор идей, мнений, подходов, существующих на данный момент. Политический спектр не является простым политологическим термином, в нем заложен большой прогностический потенциал, ведь состояние общества в определенный момент, многогранность или узконаправленность идей, подходов, позиций лиц, принимающих решения, во многом определяет развитие страны в будущем.

Замерить весь набор идей, мнений, подходов – задача трудновыполнимая. Однако существует один индикатор, который чувствителен к политическому спектру в целом, – это отношение населения к решениям правящей верхушки, определяющим развитие дел в стране. В противовес социальной дихотомии, присущей простым социальным замерам с набором ответов «да/нет», новая модель не является монохромной, а включает в себя широкую гамму позиций от категорического «pro» до категорического «contra».

Региональные представители Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования провели опрос среди населения 12 городов и районных центров России. Всего в опросе принимали участие до 1750 респондентов.

В целях определения спектра была выбрана специальная шкала, где 1 – абсолютные лоялисты, апологеты выбранного политического курса, 6 – равнодушные, 11 – абсолютные оппозиционеры. Построенный таким образом спектр политических предпочтений россиян имеет следующий вид (рис. 1):

Рис. 1. Спектр политических предпочтений россиян.

Динамика спектра представлена на рис.2:

Рис. 2. Динамика политического спектра

Из представленных рисунков можно сделать два важных вывода: во-первых, начиная с февраля 2012 года максимумы распределения не попадают в отрицательную полуплоскость, то есть большинство респондентов формально поддерживает власть; во-вторых, в декабре и октябре заметны большие значения крайней точки отрицательной полуплоскости – в эти месяцы возрастает число критически настроенных оппозиционеров, чей ответ на основной вопрос соответствует варианту «11. Абсолютно не поддерживаю».

Исследуя отношение общества к выбранному политическому курсу, важно не только количественно оценить настроение различных социальных групп, но и определить уровень напряжения или, иными словами, социальную энергию общества. Для этих целей был разработан один из важнейших параметров политического спектра – политическая температура.

Для дальнейшего анализа все 11 частот распределения спектра были укрупнены в 3 страты: «pro», «равнодушные» и «contra». Соотнесение трех страт с динамикой политической температуры представлено на рис.3.

Рис. 3. Динамика политической температуры.

Политическая температура характеризует степень напряжения в обществе в связи с оппозицией официальному курсу правящего политического режима. Соотнесение динамики политической температуры с изменением баланса «pro/contra» демонстрирует устойчивый эффект корреляции этих показателей, что может косвенно являться верификацией метода расчета политической температуры, разработанного в Центре. Как видно из графика, в октябре политическая температура значительно выросла, чего не наблюдалось в октябре прошлого года, когда напряжение в обществе начало расти уже с августа; в 2012 же году весенне-летние месяцы были достаточно спокойные.

Для исследования эффекта повышения температуры, были проанализированы распределения политических предпочтений в зависимости от разных факторов (дохода, возраста, уровня образования, рода деятельности и пр.). При анализе распределений политического спектра в зависимости от других факторов, также наблюдалась тенденция большого процента абсолютных оппозиционеров для всех категорий респондентов. Что свидетельствует в пользу того, что причину следует искать в факторах, которые не были или не могли быть затронуты в анализе исходя только лишь из полученных ответов. Одной из возможных причин резкого повышения температуры мог стать скачек цен на бензин, ведь увеличение цен на топливо является звеном цепной реакции увеличения цен и на продовольствие (рис. 4).

Рис. 4. Динамика топливных цен. (Источник: http://www.petrolplus.ru/fuelindex).

Другой возможной причиной роста оппозиционных настроений могло послужить то, что все участвующие в опросе города входят в рейтинг 250 самых крупных промышленных городов России (рис. 5):

Рис. 5. Рейтинг 250 крупнейших промышленных центров России (Источник:Институт территориального планирования).

Рейтинг основан на опубликованных материалах государственной статистики в разрезе муниципальных образований по показателю «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства)» за 2010 год. Данные учитывались по разделу С. Добыча полезных ископаемых,  D. Обрабатывающие производства. Результат по разделу Е. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды устанавливался только по тем городам, где расположены крупнейшие электростанции оптовых генерирующих компаний, включая ГЭС и АЭС. Тем самым из рейтинга исключены экономические результаты деятельности предприятий, оказывающих коммунальные услуги, поскольку оценка результатов их деятельности, наряду с результатами деятельности других предприятий сферы услуг, не относится к задачам данного рейтинга.

         Повышение политической температуры по итогу опросов в городах, входящих в вышеприведенный рейтинг, может косвенно свидетельствовать в пользу то, что промышленная политика страны нуждается в серьезных коррективах.

Выводы:

Соотнесение динамики политической температуры и спектрального распределения политических предпочтений верифицирует полученную в Центре формулу расчета политической температуры. Разработанный инструмент отражает социально-экономические процессы, происходящие в обществе, и позволяет прогнозировать дальнейшее нарастание оппозиционных настроений.

 

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений