Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде

Ежедневно из наших сограждан, жителей Республики Баш­кортостан, кто-то становится православным, мусульманином- шиитом, мусульманином-суннитом или иудеем. В любом случае, человеку предоставляется свобода выбора, которую он осущест­вляет, и это очень важно.

В конце XX века появилось многообразие мировоззрений, религий - этого люди были лишены в России до девяностых го­дов прошлого столетия. Понемногу люди начали осознавать, что выбора, который можно сделать в этой жизни, много. При этом не обязательно следовать пути предков, можно сделать свой соб­ственный выбор. Также есть элемент неопределенный, не про­работанный в нашем обществе - это элемент неприязни ко все­му, что чуждо для нас, и это относится не только к религиозным убеждениям, которые порождают определенные радикальные на­строения.

В большинстве случаев причину высокого потенциала ради­кализма в молодежной среде видят в том, что молодежь энергична, но не имеет определенного места в жизни, она не видит выхода из складывающихся трудных жизненных условий, не имеет перспек­тив на карьеру. Все это формирует у молодежи непримиримую ненависть к обществу. В обыденной жизни радикализм молодежи проявляется большей частью в форме настроений, которые пред­ставляют собой систему эмоциональных состояний и взглядов экстремистской направленности. Неудовлетворенность жизнью частью молодежи проявляется в форме правового радикализма, этнической вражды, неприязни к иммигрантам.

Радикализм молодежи представляет собой форму социальной активности и самоопределения, альтернативу повседневности, путь к достижению справедливости в обществе, оппозицию кон­кретным властным структурам и государству в целом, но следует учесть, что радикализм выступает как реакция на рост противо­речий в обществе, как разрушительная общественная энергия мо­лодежи. Не так редко радикализм среди молодежи проявляется через молодежные организации.

Мы должны хорошо понимать, что под видом какой-либо ор­ганизации может скрываться экстремистское и радикальное те­чение той или иной религии, например, ислама. Существуют ор­ганизации деструктивной направленности, которые занимаются экстремистской и террористической деятельностью. Например, на территории Республики Башкортостан запрещены междуна­родные террористические организации ИГИЛ (ДАИШ), полити­ческая партия Хизбут-Тахрир аль-Ислами, Таблигиваль-Джамаат, Нурджалар, Орда - это организации, сформированные на поле ре­лигиозной деятельности или около нее. Почему деструктивные? Данные экстремистские организации или группы направлены на разрушение структуры человеческих отношений, духовности, со­циальных связей для достижения конкретных сиюминутных ре­зультатов, чаще всего они направлены на коммерческие резуль­таты.

Второе направление, которое стремится избегать называть себя религиозным, хотя пользуется методами, которые использует религия в системе образования - воспитание с направленностью на молодежь, на людей, социально незащищенных, на тех, кого может привлечь какой-либо заработок.

Исследователи данной проблемы выявляют следующие фак­торы, которые способствуют экстремистским проявлениям среди молодежи:

1. Обостряющаяся социальная напряженность в молодеж­ной среде. Экстремистские настроения постоянно получают под­питку из-за неопределенности положения молодого человека в жизни и из-за его несформированных взглядов на происходящее.

2. Распространяющиеся правонарушения в ряде сфер обще­ственной жизни. Экстремизм появляется и развивается больше в таких группах и обществах, в которых молодежь не чувствует уверенности в себе, не чувствует самоуважения или же условия жизни благоприятствуют и позволяют игнорировать права лич­ности.

3. Изменяющиеся ценностные ориентации. Большую опас­ность представляют иностранные секты, религиозные организа­ции, насаждающие экстремизм и религиозный фанатизм, отрица­ние конституционных обязанностей и норм, а также чужеродные ценности, не присущие российскому обществу. Экстремизм при­сущ для общностей не только с низким уровнем развития культу­ры, но особенно с разорванной культурой, измененной, которая не представляет собой целостности.

4. Использующиеся в разрушительных целях психологические факторы. Опытные лидеры экстремистских организаций для осуществления своих действий экстремистского направления ак­тивно используют агрессию, которая свойственна психологии мо­лодежи. Молодежь находится в поисках своей группы, в поисках собственной идентичности, формирование которой происходит по примитивной схеме «мы - они». Психика молодежи неустой­чива, и она легко подвергается манипулированию и внушению.

5. Использующийся в противоправных целях Интернет. Ин­тернет создает условия для доступа радикальных общественных организаций к большой аудитории и для пропаганды их деятель­ности, создает возможности для опубликования информации о своих целях и задачах, месте и времени встреч, запланированных акциях и др. [3, с. 24].

Мифом является то, что в экстремистские организации попа­дают люди только с какими-либо слабостями. Попасть в подобную организацию может любой человек, все зависит от обстоятельств и средств, вложенных в него. Например, размещение точки вер­бовки около онкологического центра, где люди на последних ста­диях своей болезни могли поверить во что угодно. Также в силу своих общественных характеристик и склонности остро воспри­нимать окружающую обстановку, молодежная среда является той частью социума, в которой более быстро случается накопление и реализация негативного протестного потенциала. Это явление опасно тем, что человека может вовлекать в данную организацию тот, кто находится в близком ему социальном окружении: друг, коллега, член семьи. Поэтому, в случаях, когда кого-либо пыта­ются вовлечь в какую-либо неизвестную, либо сомнительную организацию, либо религиозную группу, рекомендуется взять паузу для принятия решения, поискать информацию в интернете об этой организации. Если не принимать быстрых решений, то в большинстве случаев это помогает.

Лучшим методом профилактики радикализма является вос­питание и образование. С самого детства у ребенка необходимо формировать представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Давать ему знания о деструктивных явлениях в обществе, опираясь на достоверные источники и научить его меньше доверять незнакомой информации. Проблема распро­странения экстремизма и радикализма на сегодняшний день за­ключается в том, что присутствует низкий уровень критического восприятия действительности, особенно у молодежи в интернет­пространстве.

Если проблема касается религиозного человека, то ему стоит сходить в мечеть и спросить о той или иной идеологии религиоз­ной организации, спросить правильная она или нет, несет ли она вред обществу. Но в основном приходят в мечеть родственники, когда уже поздно и какой-либо их родственник вовлечен в запре­щенную экстремистскую организацию или группу.

Борьба с экстремизмом сегодня - это борьба с его следстви­ями, а не с причинами. Так, например, приходится реагировать силовым подразделениям РФ. С.Н. Фридинский особо отмечает идеологические факторы: в государстве нет общей идеологиче­ской концепции, которая была бы поддержана большей частью населения. Подобного мнения придерживаются В.А. Мамедов и Д.В. Деккерт, но в дополнение они выявляют и другие причины преступлений экстремистского характера: проблемы в семье и пробелы в воспитании; недостатки в системе образования; до­ступность средств массовой информации и другой литературы, влияющей на культурные и нравственные ценности [3, с. 21].

Почему мы говорим об этом явлении? Потому что оно ста­новится общей проблемой религиозных и нерелигиозных людей.

И мы думаем, что эта работа для всех ученых, общественных дея­телей, религиозных деятелей и не только для государства. Тем бо­лее что государство само готово сотрудничать с религиозными и общественными объединениями, другими организациями и граж­данами в противодействии экстремистской деятельности.

В настоящее время мы живем в светском государстве, зако­ны которого регулируют взаимоотношения между государством и разными конфессиями. Все эти законы касаются не только верую­щих и неверующих людей, а также касаются религиозных органи­заций и религиозных объединений.

 

Список использованной литературы

1. Акбашева Д.Х. Исламская парадигма коммуникации в се­мье // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика. Материалы VII Всероссийской научно-практической конферен­ции. 2015. С. 15-20.

2. Акбашева Д.Х. Структура нравственного выбора в ислам­ской культуре (опыт социально-философского анализа). Вестник Башкирского университета. 2015. Т 20. № 2. С. 649-652.

3. Довгяло В.К. Профилактика экстремизма в молодежной среде // В.К. Довгяло. Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. - 2018. 30 с.

4. Зенченко А.Р. Традиционные конфессии в Российской Фе­дерации // Молодой ученый. 2017. № 6 (313). С. 202-205.

5. Казарян И.Р. Межнациональные конфликты в постсо­ветской России: возможности проявления и предупреждения // Вестник Уральского государственного университета. 2015. № 11. С.165-169.

6. КубякинЕ.О. Проблема профилактики экстремизма в моло­дежной среде // Общество: политика, экономика, право. - 2010. - № 1.

7. Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде. Вып. 2 / авт.-сост. И.С. Фомин. - Великий Новгород, 2015. - 34 с.

8. Нуруллаев А.А. Религия и политика: учебное пособие / А.А. Нуруллаев, А.Ал. Нуруллаев. М.: Проспект, 2006. 318 с.

9. Пресса и религиозные конфликты в современной России [Электронный ресурс] // Мировая религия. Режим доступа: http:// www.katolik.ru/mir/1016-archive/83276st15415.html (Дата обраще­ния: 03.03.2020).

10. Профилактика экстремизма, национализма и укрепление межнациональных и межкультурных отношений в условиях ра­боты образовательных организаций общего образования: метод. рек. [Электронный ресурс] / [сост. Т.А. Ичеткина]; Мин-во об­разования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. - Сыктывкар: КРИРО, 2015. - 104 с.

11. Салыкина Д.А. Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика // Молодой ученый. - 2017. - № 19. - С. 230-231.

12. Себенцов А.Е. Развитие религиозной ситуации в совре­менной России // Власть. 2017. № 1. С. 238-240.

 

Автор: Исмагилов Д.А., студент 4 курса направления подготовки «Теология» ИИГУ БашГУ (Уфа).

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 184-190.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений