Реализация внешней культурной политики и ее роль в структуре внешней политики в немецкоязычных странах

Для исследования внешней культурной политики немецкоязычных государств необходимо рассмотреть процесс ее формирования. В качестве примеров для рассмотрения внешней культурной политики немецкоязычных государств будут приведены такие страны как Швейцария, Германия и Австрия.

Международные отношения за последние десятилетия претерпели значительные изменения, среди которых [2]:

  1. Оттеснение на второй план евроатлантических государств.

В связи с экономическим развитием южных государств произошла перестановка сил на международной арене. И вследствие этого государства евроатлантического мира отходят на задний план.

  1. Несоответствие характера функционирования международных организаций, созданных после Второй мировой войны, степени сложности существующих проблем.
  2. Вопрос о традиционном разграничении политических сфер деятельности.

Во многих странах стоит вопрос о стирании границ между внешней и внутренней политикой. Общественные и экономические учреждения берут на себя все больше ответственности и власти.

  1. Развитие информационных систем, глобальная цифровизация.

Цифровизация в сфере международной коммуникации вызывает не просто положительные или отрицательные последствия. Цифровизация несет и неоднозначные последствия. К таким проблемам, при которых цифровизация в международной политической коммуникации вызывает неоднозначные результаты, относятся проблема обеспечения конфиденциальности, проблема сознательной фальсификации информации, проблема обнародования цифровой информации [1, с. 187-188].

То есть современная внешняя культурная политика Швейцарии, Германии и Австрии, помимо влияния уникального исторического опыта каждой страны, складывалась и в связи с растущими проблемами и вопросами на международной политической арене.

В настоящее время политика в области культуры Швейцарии определяется совместно двумя учреждениями - Федеральным ведомством по культуре и фондом «Про Гельвеция» (Pro Helvetia).

В компетенции Федерального ведомства по культуре находятся такие ключевые вопросы, как вопросы, связанные с политикой в области культуры, развитием культуры, а также защитой и передачей культурных ценностей. Ведомство оказывает поддержку в областях искусства и кино, открывает музеи и библиотеки, содействует развитию и поддержанию высокого уровня образования в сфере культуры, принимает меры по сохранению исторических памятников и по защите природы и ландшафта.

Фонд «Про Гельвеция» в свою же очередь способствует распространению швейцарской культуры за границей. Фонд организует культурный обмен между различными регионами страны. Цель деятельности фонда «Про Гельвеция» прописана в Федеральном законе от 17.12.1965 «Pro Helvetia», в котором речь идет о [8]:

  1. Поддержании и сохранении культурного наследия страны.
  2. Поддержании языковой и культурной основы кантонов.
  3. Поощрении культурных обменов между кантонами и другими государствами.
  4. Укреплении культурных связей с другими государствами.

С 50-х годов прошлого века Германия наметила ряд целей во внешней культурной политике, актуальных до сих пор. К ним относятся [3][7]:

  1. Распространение языковой политики в мире.

Здесь важно отметить ведение Германией диалога с другими государствами. При этом ставится цель не навязать национальную идею за рубежом, а привлечь и заинтересовать аудиторию, замотивировать ее в изучении немецкой культуры.

  1. Развитие сети германских школ.

Культурная политика Германии ставит во главу угла развитие и поддержку немецких проектов в сфере образования за рубежом. Материально поощряются зарубежные выпускники немецких школ и вузов. Иностранных обучающихся, которые учатся в вузах на территории Германии, приглашают на встречи, поддерживают их инициативы, так как такие выпускники транслируют образ Германии в своих странах.

  1. Поддержка проживающего за рубежом немецкоязычного населения.
  2. Германское научное присутствие в мир и интернационализация науки и исследований.

Основными ценностями Германии являются свобода, демократия и права человека. Однако помимо этих ценностей Германии транслирует всему миру лейбл «сделано в Германии». Такой лейбл выступает не только в качестве гаранта высоких стандартов, но и символом позитивного образа Германии во всем мире.

  1. Поддержка «гуманитарного вмешательства», заключающееся в применении военной силы в государствах, где нарушаются права человека.

Основным координирующим органом в сфере внешней культурной политики Германии выступает МИД. Платформами для реализации планов Германии в сфере внешней культурной политики выступают такие институты, как [7, с. 76]:

  1. Институт имени Гете.
  2. Германская служба академических обменов.
  3. Фонд Александра фон Гумбольдта.
  4. Немецкие институты, немецкие школы за границей.
  5. Культурные и научно-исследовательские фонды (например, фонд Александра фон Гумбольдта).
  6. И другое, например, радио «Немецкая волна» (Deutsche Welle), вещающее на 30 языках мира.

Кроме того, ключевое значение придается и деятельности таких специализированных организаций, как Немецкий археологический институт, Немецкий гуманитарный институт за рубежом, Федеральный фонд культуры и Дом мировых культур [4, с. 33]

Так, например, Институт международных отношений в свою очередь является первой негосударственной культурной организацией. Институт международных отношений начал функционировать в 1917 г. Выделяют следующие направления деятельности Института в рамках внешней культурной политики Германии:

  1. организация и развитие информационных форумов;
  2. создание программ культурного содействия немецким меньшинствам в Центральной Европе, в Западной Европе, в странах СНГ;
  3. организация выставок немецкого искусства за рубежом;
  4. выпуск журналов, газет;
  5. курсы немецкого языка за рубежом.

На международной арене Австрия и по сей день выступает в качестве «страны, несущей мир» в результате ведения продуманной внешней политики. В столице государства, Вене, расположены представительства и штаб-квартиры таких международных организаций, как ОПЕК, ОНН и т.д., а также лаборатория ядерных исследований [6].

После вхождения Австрии в состав Европейского союза в 1995 году, Австрия стала разделять цели и задачи Европейского союза во внешней культурной политике, приоритетами и ключевыми целями которой являются [5]:

  1. Расширение зоны «мира процветания, свободы и демократии» посредством распространения своих ценностей и интересов;
  2. Оказание гуманитарной помощи;
  3. Наблюдение на выборах, содействие в реформах правосудия и полиции.

Основными действующими лицами в осуществлении внешней культурной политики Австрии является Министерство европейских и международных дел. Однако и другие министерства Австрии принимают решения, касающиеся деятельности государства в культурной сфере. Например, департамент по европейской и международной культурной политике Отдела IV Искусства и культуры, относящийся к Министерству искусств, культуры, по делам государственной службы и спорта, или Министерство финансов, которое предоставляет материальную поддержку для крупных международных музейных выставок, или Министерство юстиции, отстаивающее авторские права и другие права интеллектуальной собственности.

Департамент культурной политики Министерства европейских и международных дел Австрии отвечает за ряд австрийских культурных объектов за рубежом, таких как [9]:

  1. Культурные форумы в 30 городах разных стран.
  2. 65 Австрийских библиотек за рубежом, большинство из которых находится в Центральной и Восточной Европе, на Кавказе, в Черноморском регионе и Центральной Азии.
  3. 10 филиалов Австрийского института, предлагающих курсы немецкого языка в 10 городах мира.

Таким образом, была изучена реализация внешней культурной политики в таких немецкоязычных странах, как Швейцария, Германия и Австрия. Процесс формирования внешней культурной политики в каждой стране происходил по-своему. Внешняя культурная политика Швейцарии складывалась в процессе образования Конфедерации Швейцария и отразила в себе черты различных культур.

Внешняя культурная политика Германии в силу богатого исторического опыта подстраивала внешнюю культурную политику под цели и задачи страны на каждом ее историческом этапе. На современном этапе внешняя культурная политика Германии основана на построении диалога с другими странами Европы и всего мира в культурном аспекте.

Австрийская внешняя культурная политика формировалась с течением уникального хода истории Австрии. С середины 20 века Австрия придерживалась нейтралитета в проведении государственной политики и внешней культурной политики в частности. На современном этапе Австрия придерживается во внешней культурной политике целей и задач внешней культурной политики Европейского союза, в состав которого Австрия вошла в 1995 году.

Внешняя культурная политика играет значимую роль в этих трех странах. Об этом говорит, например, тот факт, что в Швейцарии, несмотря на то, что кантональный и федеральный уровни доминируют среди других уровней в оказании влияния культурного аспекта при построении внешней политики Швейцарии, в целом культурная политика осуществляется на всех основных уровнях: федеральном, кантональном, городском, частном, а также на примере большого количества разнообразных культурных институтов как Швейцарии, так и в Германии и Австрии, созданных при поддержке Министерств иностранных дел.

 

 

 

Список литературы:

1. Белозёров В.К. Международная политическая коммуникация в условиях цифровизации мирового развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 2. С. 177-194.

2. Вальтер Б. Гигер. Международная политика Швейцарии в области культуры. Лекция в рамках Дипломатической программы Международных Лихачевских научных чтений «Международный диалог культур», Санкт-Петербург, 1 апреля 2009. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международных Лихачевских чтений. URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/Dip_Programma/15_Dip_progr_2009.pdf (дата обращения 23.12.2021)

3. Зимин А.Г. Культурная дипломатия Германии // Economic Consultant. 2014. № 1(5). С. 136-139.

4. Кухарькова М.Ю. Внешняя культурная политика Федеративной Республики Германии: организационный аспект // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов: в 2-х т. Т. 2 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. Минск: Издательство «Четыре четверти», 2012. С. 33-35.

5. Ларионова М.В. «Мягкая сила» - ресурс внешней политики. Презентация к докладу на совещании руководителей представительств и представителей Россотрудничества за рубежом, Москва, 7 июля 2014. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Высшей школы экономики. URL: https://www.hse.ru/data/2014/07/08/1311908969/Презентация_мягкая%20сила%20итог.pdf (дата обращения 24.12.2021).

6. Ловкова А.Е. Мягкая сила Австрии. Дискурс-Пи. 2014. Т.11, N 2-3. С.184-195.

7. Хауер-Тюкаркина О.М. Внешняя культурная политика современной ФРГ как инструмент формирования положительного имиджа государства. // Конфликтология / nota bene. 2016. № 1. C. 72-78.

8. Худякова М.И. Культурная политика в Швейцарской Конфедерации. [Электронный ресурс] // Сайт «Наша газета». URL: https://nashagazeta.ch/news/12608 (дата обращения 11.12.2021).

9. Cultural policy system Ausrtia [Электронный ресурс] // Сайт Compendium cultural policies and trends. URL: https://www.culturalpolicies.net/database/search-by-country/country-profile/category/?id=3&g1=1 (дата обращения 20.12.2021).

 

Автор: Студент 4 курса направления подготовки 41.03.04 Политология Института международных отношений и социально-политических наук ФГБОУ ВО МГЛУ Зайцева Ксения Юрьевна

Научный руководитель: доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии ИМО и СПН Белозёров Василий Клавдиевич

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений