Вопросы определения ценностных ориентаций напрямую связаны с религиозностью. Если говорить об установках молодежи, следует определить понимание молодежью ключевых понятий, изучить элементы религиозного мировоззрения и религиозную активность молодого поколения, отношение молодежи к новым религиозным движениям. Предпринятое исследование носит разведывательный характер. Метод исследования: выборочный анкетный опрос по месту учебы. Анкета включала 12 вопросов. Выбор данного метода обусловливается тем, что анкетные опросы широко применяются для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области. Опрос - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их мнениях, интересах, склонностях и мотивах деятельности.
В настоящее время религия обретает новый смысл и особым образом касается жизни молодежи. Увеличивается количество сообществ разной конфессиональной принадлежности. Наряду с формированием новых общин и приходов традиционных для России конфессий значительно увеличивается численность объединений различных направлений, например, протестантизма и новых религиозных движений, для которых характерна активная работа с молодежью. На общем фоне стабилизации количества верующих наблюдается некоторое возрастание доли мусульман.
В современной России деятельность религиозных общностей превратилась в важный элемент социальной структуры общества. В то же время обращает на себя внимание проявление своего рода контртенденции - «возвращения» религии в светскую жизнь людей, что проявляется в политической активизации ряда конфессиональных общностей, их стремлении настаивать на сохранении уже вступивших в противоречие со светскими религиозных институтов.
Фактически в настоящее время происходит религиозное возрождение. Это может быть связано с политической ситуацией, с культурно-исторической трансформацией. Характеризуется все это всплеском интереса к религии, к религиозной жизни, духовному просветлению граждан, в частности, молодежи.
То, как люди относятся к религии, какое у них мировоззрение и позиция по отношению к различным социокультурным группам населения в контексте религиозности, становится одной из наиболее актуальных проблем. Изучение отношения молодежи к религии важно, так как молодежь - это инновационный потенциал российского общества и его перспектива. Для России, которая является полиэтнической и поликонфессиональной страной, эта проблема особенно актуальна. Научное изучение отношения молодежи к институту веры и религии, качественный показатель ее религиозного сознания и поведения способствуют формированию общих представлений молодого поколения о ценностях и нормах в условиях трансформации общества.
Трудно не согласиться с мнением В.Т. Лисовского по поводу религиозности молодежи: «Проблема религиозности молодежи весьма значима в масштабе всей Земли, она не просто отражает острые процессы сакрализации и секуляризации в отдельной стране. Масштабность этой проблемы явно недооценивается социологами, которые с удовлетворением пишут о расширяющейся секуляризации светского мира» [2, с. 299]. Поэтому в исследовании в первую очередь был задан вопрос о самоидентификации респондентов. На вопрос анкеты «Считаете ли Вы себя религиозным человеком?» положительно ответили 38,8% респондентов, а 61,8% составили неверующие, принявшие участие в опросе.
Следует отметить, что среди юношей респондентов, определивших себя как неверующие, гораздо больше, чем среди девушек: соответственно 28% и 4% из всех опрошенных. По вопросу вероисповедания опрошенные разделились следующим образом: большинство опрошенных 40,8% придерживаются мусульманского вероисповедания, 32,7% считают себя православными христианами, 18,4% назвали себя неверующими или атеистами. Интересно, что 4% респондентов, хотя и считают себя верующими, на вопрос о вероисповедании ответить затруднились, что можно интерпретировать, как неопределенность жизненных позиций и размытость социокультурных ориентаций в сознании респондентов, ответивших подобным образом.
Перейдем к рассмотрению ответов респондентов по критериям религиозности Ю.Ю. Синелиной [3, с. 324-343].
Первым из названных критериев является посещение храма. На соответствующий вопрос анкеты: «Как часто Вы посещаете церковь (мечеть, синагогу и др.)?» ни один из респондентов не ответил, что посещает церковь один раз в месяц. Большинство опрошенных 49% посещают церковь несколько раз в год. Богослужения и религиозные праздники посещают 28% респондентов, в их числе опрошенные мусульмане. Вполне объяснимо, что среди них большинство девушек, и они не имеют возможности посещать мечеть чаще, поскольку для них это сложнее. Также в числе респондентов, посещающих церковь по праздникам, оказались 18,4% опрошенных, назвавших себя атеистами. Возможно, этот факт объясняется наличием определенных правил и традиций в их семьях и ближайшем окружении, которые навязываются и им. Этот фактор можно считать свидетельством формальной религиозности, поскольку респонденты себя как верующих не идентифицировали.
22,4% опрошенных в церкви не были никогда. Причем такой ответ дали только те респонденты, которые не причислили себя к какой-либо религии, а также затруднившиеся с определением собственной религиозной принадлежности.
Опрос показал, что с молодежью в принципе непросто общаться на данные темы. Некоторые респонденты уклонялись от ответов, большинство просили уточнить, что от них требуется. Создается впечатление, что большинство не задумывается о поставленных вопросах именно в контексте самоидентификации. Те, кто верует, считают соблюдение само собой разумеющимся. Если это не так, что скорее всего мы наблюдаем демонстрацию религиозности: либо это дань моде, либо некий вызов, брошенный близкому и дальнему окружению молодого человека. В целом, говоря о ценностных ориентирах и идентификации молодежи, трудно не согласиться с мнением ученых: «российское общество напоминает конгломерат, рассыпающийся на части, в нем не удается воспроизвести устойчивых социальных конструкций, а элементы общества в настоящее время, попадая в перспективе в зону притяжения различной поликультурной среды и нетрадиционных культурных доминант, иных цивилизационных центров, ценностных установок, ментальности, неизбежно теряют или будут терять собственную идентичность» [1, с. 68].
На наш взгляд, уровень религиозности молодежи невысок. Религиозные ценности лишь у небольшой части молодежи превращаются в устойчивое мировоззрение, понимание которого приходит в процессе социализации, происходящей в данном случае в соответствующей социокультурной среде и условиях.
Список использованной литературы
1. Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В. Духовный, социокультурный и языковой контекст развития научного знания: монография. - Уфа: УГАТУ, 2019. 225 с.
2. Лисовский В.Т. Социология молодежи. - СПб.: Санкт- Петербургский университет, 1996. 361 с.
3. Синелина Ю.Ю. Динамика религиозности россиян (19892012) // Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю.Ю. Синелиной): материалы Третьей Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 13 сентября 2013 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. - Белгород : ИД «Белгород», 2013. 460 с.
Авторы: Седова А.П., студентка 3 курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» ИИГУ БашГУ (Уфа), Минуллина Э.М., студентка 3 курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» ИИГУ БашГУ (Уфа).
Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 200-204.
Добавить комментарий