Роль религиозных и народных традиций в семейном воспитании мусульманской молодежи

Одной из важнейших задач общества является воспитание и социализация молодежи в соответствии с общечеловеческими нормами и правилами поведения. Воспитание способствует пере­даче подрастающему поколению исторического опыта, оказывая тем самым влияние на формирование личности. Молодой человек осознает себя личностью, обретает индивидуальность и опреде­ляет свое место в социуме.

В современном мире часто теряется грань между добром и злом, между нравственностью и безнравственностью. Во многом это связано с отсутствием «мерила воспитания». Несомненно, светское законодательство способно контролировать порядок и справедливость в обществе, но оно не в полной мере способно заниматься воспитанием молодёжи. Духовно-нравственные устои религии, к сожалению, не всеми применяются для воспитания.

Остаются традиции и обычаи, и надо осознать, что они - это не просто выдумки наших предков, а инструмент, регулятор и мерило воспитания молодежи и общества. К.Д. Ушинский, основополож­ник научной педагогики в России так отзывался о роли народных традиций в вопросе воспитания: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспита­тельную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [2].

До недавних пор традиция играла исключительную роль ре­гулятора общественных отношений, родовых порядков, и ее нор­мы являлись одним из источников права. В процессе развития общества формировались и трансформировались обычаи, в кото­рых закреплялись правила отношений между членами общества. Традиции показывают идентичность, индивидуальность каждо­го народа. И их доля в жизни и воспитании играет весьма суще­ственную роль.

При внимательном наблюдении можно заметить, что многие общественные явления и процессы имеют прямую связь с тради­циями, укоренившимися в народе. Ярким примером здесь являет­ся демография. Если посмотреть на статистику, то мы увидим, что рождаемость уменьшается там, где меньше всего придерживают­ся традиций. Несмотря на снижение показателей рождаемости по стране, Дагестан, Ингушетия и Чечня наряду с Тувой, остаются лидерами по количеству рожденных детей [7].

Одним из явных положительных примеров проявления тра­диции является традиция сватовства. Представители современ­ной молодежи при самостоятельном выборе супруга часто оши­баются. Статистика разводов свидетельствует, что там, где при­держиваются традиций сватовства, меньше разводов. Например, больше всего расторгнутых браков было выявлено в Сахалинской области (5 разводов на тысячу человек населения), Республике Карелия (4,6), Ненецком автономном округе (4,5), Мурманской и Белгородской областях (4,3). Не случайно меньше всего разводов зафиксировано на Северном Кавказе, где институт брака наиболее сильно подвержен влиянию традиций. В Чечне этот показатель составляет всего 0,6 на тысячу человек, в Ингушетии - 0,8, в Да­гестане - 1,1 и т.д. Основная причина того, что на Кавказе меньше всего разводов, на наш взгляд, в том, что при выборе будущего супруга принимают активное участие родители и родственники с обеих сторон.

Также можно в качестве положительного примера привести роль традиции в Средней Азии. Например, когда накрывают дастархан (сервированный стол с угощениями) в доме, еду приносят на большой тарелке, и первым кушать должен начинать самый старший в доме, а последним - самый младший (также он и уби­рает дастархан). На первый взгляд обычай самый простой, но та­ким образом прививается уважение к старшим и воспитанность внутри этой семьи. Когда все вместе кушают из одной посуды, каждый ест с той стороны, которая ближе к нему. Если кто-то по­тянется к другой части тарелки, то ему сделают замечание, что это некрасиво и несправедливо по отношению к другим членам семьи. И такие обычаи, практикуемые в традиционных семьях, приучают к добру, уважению и справедливости.

В конце XX века в трудах этнографов встречается много ма­териалов о воспитании детей в детских играх, детском фольклоре и других элементах традиционной культуры. Однако в процессе изучения этнографы не проявляли должного внимания традициям в контексте воспитания и обучения подрастающего поколения. В этнокультурных описаниях того периода вместо системного ис­следования роли традиции в деле воспитания и социализации мо­лодого поколения, пользуясь принципами и методами классиче­ского эволюционизма, исследователи расчленяли народную куль­туру на отдельные элементы и углублялись в изучение каждого элемента по отдельности в отрыве от целого. Таким образом не раскрывалась роль каждого элемента в общей системе культуры воспитания. Например, исследуя детские игры, этнографы этим и ограничивались, не рассматривая игры в качестве процесса со­циализации личности, и не раскрывая их воспитательной роли

[5], [4].

Вместе с тем, как видно из вышесказанного, детские игры являются неотъемлемой частью народной традиции, тем бо­лее в плане воспитания члена общества. Вот что об игре пишет

Т.Э. Уметов: «Она становилась не просто развлечением, в ней на­ходила свое отражение история народа, его духовная и матери­альная культура. В процессе игры происходила передача социаль­но накопленного опыта народа, его традиций, обычаев, обрядов. Игра способствовала выработке определенных черт характера ребенка: сдержанности и выдержки, умения подчиняться прави­лам и коллективу, руководить своими эмоциями и т.п. Игра спо­собствовала развитию и формированию положительных качеств личности ребенка» [8].

Также, на наш взгляд, большую роль в привитии и развитии социальной культуры играли народные праздники и торжества. В качестве примера здесь можно привести сабантуй - празд­ник весны, который широко отмечался у татар, башкир и других тюркских народов. Как свидетельствуют исследования, на данном празднике желанными гостями также были и представители дру­гих народов - русские, чуваши, марийцы и др. Таким образом, можно констатировать, что подобные праздники служили также и делу укрепления межнациональных отношений [6].

В советский период нашей истории, во время гонений на ре­лигию, часть народных традиций, наряду с большинством рели­гиозных, были отнесены к разряду неприемлемых для советского общества. Несмотря на то, что религиозный компонент в народ­ных традициях не являлся основополагающим, хотя и играл опре­деленную роль. Вместе с тем, утрата многих традиций не была объективной необходимостью, и нанесло ощутимый урон нацио­нальному самосознанию многих народов [9].

Также считаем необходимым упомянуть о традициях госте­приимства, широко распространенных среди народов нашей стра­ны. М.М. Ковалевский, специалист в сфере изучения обычаев, указал на исключительную значимость данной традиции в кон­тексте гармонизации и укрепления межнациональных отноше­ний. Изучая данную традицию среди жителей Северного Кавказа, исследователь выдвигает интересные гипотезы и предположения. Так, по мнению Ковалевского, гостя следует воспринимать как временного члена семьи, наделенного соответствующими права­ми [3].

Народные традиции и на сегодняшний день продолжают за­нимать значительное место в жизни общества и, усилив их в каче­стве регулятора общественных отношений, можно создать актив­ный инструмент для воспитания молодежи.

Список использованной литературы

1. Акбашева Д.Х. Проблема нравственного выбора в исламе (социально-философский анализ). Диссертация на соискание уче­ной степени кандидата философских наук. Уфа. 2000.

2. Дивногорцев С. Духовно-нравственное воспитание в тео­рии и опыте православной педагогической культуры. Православ­ный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Москва: Из­датель Litres, 2007. 237 с.

3. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т 2. М.: Типо­графия А.И. Мамонтова и Ко. 1890. 303 с.

4. Комарова Г.А. Этнография детства. Междисциплинарные исследования. Москва.: Издательство МИЭА РАН, 2014. 160 с.

5. Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие. Москва: Из­дательство центр <<Академия>>, 2003. 336 с.

6. Крупянская В.Ю. Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила (1917-1970). Москва: Издательство Наука, 1974.

7. На Кавказе рождаемость превышает смертность: сайт Кав­каз. Реалии [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.08.2019. URL: http://https://www.kavkazr.com/a/30119066.html (Дата обра­щения: 15.04.2020).

8. Уметов Т.Э. Игры народов Средней Азии и Казахстана. Из­дательство МПСИ, НПО «МОДЭК», 2006. 207 с.

9. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX начала ХХ вв.). Академия наук Респу­блики Татарстан. Институт истории. Казань: Издательство ПИК «Дом печати», 2001. 198 с.

10. Халирахманов Д.К. Толерантность мусульман в Священ­ном писании и исламском праве // Евразийский юридический журнал. 2018 г. № 2 (117). С. 387-389.

 

Автор: Рахматуллаев М.Р., магистрант 3 курса направления подготовки «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций» Болгарской исламской академии (Болгар).

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 195-199.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений