Санкционная война между странами Запада вместе с примкнувшими к ним «партнерами» с одной стороны, и Россией с другой, стала серьезным вызовом для национальной безопасности Российской Федерации, нормального функционирования ее наиболее важных систем – политической, экономической, социальной, информационной, духовной и т.д.
Так, например, по результатам проведенного ВЦИОМ исследования спустя год после введения первого пакета западных санкций в отношении России негативные последствия для нашей страны отмечают около половины граждан (47%) – втрое больше, чем в августе 2014 г. (15%). Данное мнение разделяют, прежде всего, сторонники КПРФ (55%), 18-24-летние (52%) и высокообразованные (52%). Об улучшении ситуации говорит 21% опрошенных, еще 22% не видят каких-либо существенных изменений в государстве в связи с санкционными мерами Запада [1].
Таблица № 1
Оценка гражданами России влияния западных санкций, с момента их введения, на положение в стране
Воссоединение России с Крымом, поддержка Россией ополченцев Донбасса привели к введению западными странами экономических санкций против России. Как, по-Вашему, эти санкции отразились на нашей стране? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Март 2014г.[1]
Август 2014г.
Февраль 2015 г.
Сентябрь 2015г.
Санкции привели к негативным последствиям, усугубили ситуацию в стране
25
15
52
47
Санкции привели к положительным последствиям, улучшили ситуацию в стране
13
15
17
21
Санкции ничего не изменили, все осталось по-прежнему
50
62
22
22
Затрудняюсь ответить
12
7
9
10
То есть, результаты ВЦИОМа показывают определенно высокую степень напряженности в российском социуме, ощутимость российскими гражданами воздействие западных санкций в своей повседневной жизни. Полагаем, что преодоление негативного влияния «санкционной» войны в отношении России во многом зависит от эффективности развития и функционирования системы госуправления, которая является стержнем, скрепляющей основой любого вида государственной политики в нашей стране: экономической, социальной, военной, культурной, информационной и т.д.
Кроме этого, еще за два года до введения первых санкций против России В.В. Путин, при вступлении в должность Президента РФ, подписал Указ от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в котором поручил Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих показателей:
а) уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации (далее - граждане) качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90 процентов;
б) доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году – не менее 90 процентов;
в) доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году – не менее 70 процентов;
г) снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году – до 2;
д) сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году – до 15 минут [2].
Очевидно, что в настоящее время, Правительству России приходится сталкиваться с определенными трудностями на пути к выполнению не только основных требований данного Указа Президента РФ. Но и с налаживанием эффективного функционирования в целом всей системы государственного управления. «Повышение качества государственного управления – тема, которая активно обсуждается у нас в последнее время», – подчеркивает в своей статье «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы» премьер-министр Д.А. Медведев. По его мнению, необходимо произвести качественные сдвиги в эффективности государственного управления, сформировать систему ответственности различных уровней и органов власти за принимаемые решения [3].
Какие в настоящее время были произведены изменения в системе федеральных органов государственной исполнительной власти в целях оптимизации их работы? В сентябре 2014 года были упразднены министерство регионального развития, Рособоронзаказ и Рособоронпоставка. Функции минрегиона распределены между пятью министерствами. Вопросы социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, районов Крайнего Севера и Арктики, приграничного и межрегионального сотрудничества, территориального планирования, а также инвестпроектов и комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов отошли к минэкономразвития. Также это министерство получило функции по предоставлению господдержки за счет средств Инвестфонда.
Минфину передана сфера господдержки регионов и муниципальных образований. Министерству строительства и ЖКХ – градостроительное зонирование. Минкультуры досталась государственная национальная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав нацменьшинств и коренных малочисленных народов, реализации этнокультурных потребностей граждан разных этнических групп, а также обеспечение эффективного использования регионами и муниципальными образованиями средств господдержки, предусмотренных на этнокультурное развитие.
В свою очередь функции Рособоронзаказа и Рособоронпоставки были перераспределены между различными министерствами и ведомствами. Теперь в Минобороны России сконцентрирована вся полнота работы по поставкам продукции военно-технического назначения. Контрольные функции исполняются министерством промышленности и торговли, Федеральной антимонопольной службой и в силу компетенции – Счетной палатой РФ [4].
В дальнейшем в системе Правительства России, в основном, не стали создавать еще какие-либо министерства и ведомства. А пошли по пути создания новых правительственных комиссий, как координационных органов, образованных для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по реализации того или иного вида государственной политики (см. таблицу № 1).
Таблица № 2
Правительственные комиссии, созданные в целях повышения эффективности системы государственного управления в условиях санкций [5]
№ п/п
Наименование комиссии
Дата создания
Кто возглавляет
Основное предназначение
(цель деятельности)
1.
Правительственная комиссия по импортозамещению
04.08.2015
Председатель Правительства Д.А. Медведев
Реализация государственной политики в сфере импортозамещения, обеспечения снижения зависимости отраслей промышленности от импорта. Оперативное решение вопросов, касающихся создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в продукции отраслей промышленности.
2.
Правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных средств
26.08.2014
Первый заместитель Председателя Правительства
И.И. Шувалов
Подготовка предложений по оптимизации расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованию высвобождающихся бюджетных ассигнований для финансирования приоритетных направлений и мероприятий государственной политики, повышению качества и эффективности реализации государственных программ, а также и контроль за реализацией соответствующих решений.
3.
Координационный совет по развитию детского туризма в Российской Федерации
20.11.2014
Заместитель Председателя Правительства О.Ю. Голодец
Развитие детского туризма.
4.
Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики
28.03.2015
Заместитель Председателя Правительства А.В. Дворкович
Создание условий для устойчивого развития и функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и энергоэффективности.
5.
Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития республики Крым и города Севастополя
24.07.2015
Заместитель Председателя Правительства Д.Н. Козак
Обеспечение социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя
6.
Государственная комиссия по вопросам развития Арктики
14.03.2015
Заместитель Председателя Правительства Д.О. Рогозин
Решение социально-экономических и других задач, касающихся развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
Как видно из таблицы, основные направления, на которых были сосредоточены усилия Правительства РФ в период после введения санкций – это импортозамещение, оптимизация и повышение эффективности бюджетных средств, социально-экономическое развитие Арктической зоны, Республики Крым и города Севастополя, развитие детского туризма, отраслей топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и энергоэффективности. При этом в системе федеральных органов исполнительной власти в условиях санкций остаются важными и такие ранее выбранные направления, как обеспечение финансовой стабильности, модернизация экономики и инновационное развитие России, контроль за осуществлением иностранных инвестиций, взаимодействие с экспертным сообществом, развитие малого и среднего предпринимательства и т.д.
Литература:
1. Пресс-выпуск № 2932. Санкции против России: держим оборону [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Всероссийского центра изучения общественного мнения. 16 сентября. 2015. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115393 (дата обращения: 05.11.2015).
2. Указ Президента Российской Федерации 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал «Российской газеты». 09 мая 2012. URL: www.rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html (дата обращения: 05.11.2015).
3. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал «Российской газеты». 23 сентября. 2015. URL: www.rg.ru/2015/09/23/statiya-site.html (дата обращения: 05.11.2015).
4. Владимир Путин оптимизировал структуру правительства [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал «Российской газеты». 09 сентября. 2014. URL: www.rg.ru/2014/09/08/putin-site.html (дата обращения: 05.11.2015).
5. Координационные и совещательные органы при Правительстве РФ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/agencies/ (дата обращения: 05.11.2015).
[1] В марте 2014 года вопрос носил прогностический характер.
Комментарии
Александр Николаевич, добрый
Александр Николаевич, добрый
Добавить комментарий