Служение Преподобного Сергия и его уроки

Автор на основе междисциплинарных исследований исходит из убеждения, что общим законом развития культуры и общества в России является русский национальный идеал, который находится в глубинном уровне ментальности и является ядром национального самосознания. Национальный идеал порождает фундаментальные противоречия культуры и общества вследствие сложной структуры, поскольку является единством политического, духовного и социального идеалов, как доминирующих векторов развития одноимённых  сфер культуры.

Национальный идеал выходит на поверхность национального самосознания и культуры в эпохи системных кризисов культуры, запускает  внутренний механизм динамического равновесия и возвращает культуру в историческое русло, проявляя себя в виде закона-тенденции. И наоборот, наиболее успешные исторические эпохи России являются прямым результатом симфонического однонаправленного взаимодействия всех идеалов, входящих в национальный идеал. Более подробно с этой концепцией можно ознакомиться в моей книге [1].

В 2014 году отмечается 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. В его служении церкви и России очевидна как раз такая симфония духовного, политического и социального идеалов. Он был поборником христианского идеала любви к ближнему и братства, активным сторонником и проводником объединительной политики в государстве, защитником обиженных и слабых перед сильными мира.  Довольно распространён взгляд, что в немалой степени собирание русской земли, то есть крупные политические преобразования на Руси великого князя  Московского Дмитрия Донского, канонизированного РПЦ как  святого, удались благодаря величайшему авторитету Сергия в глазах всего русского народа, его славе чудотворца и религиозного подвижника. Но подобные ситуации и личности появлялись в отечественной истории многократно: в X, XI, XIII, XIV, XV, XVII, XIX и в XX веках [2].

Сергий Радонежский сыграл в русской культуре огромную роль в силу того, что центрами распространения культуры на Руси были монастыри. Игумен  земли Русской основал  десяток известных монастырей, включая такие, как Троицкий на Маковце, Симоновский и Андроньевский в Москве.  Его ученики и последователи основали более десяти монастырей в Вологодской, Костромской и Московской землях, в том числе знаменитые своей святостью Ферапонтов и Кирилло-Белозерский в Вологодской земле и  Савва-Сторожевский в Звенигороде [3]. Поэтому личное влияние преподобного Сергия в распространении христианства, а вместе с ним утверждении братской любви и справедливости, общерусского языка и грамотности, иконописи и архитектуры в средневековой Руси невозможно переоценить.

Есть все основания утверждать, что развитие страны и её культуры ускоряется именно в те эпохи, когда все составляющие национального идеала, то есть духовный, политический и социальный идеалы действуют в одном направлении. Такие эпохи ускорения развития в истории России были по крайней мере несколько раз. В средние века это основание русской государственности в Новгородской Руси и перенос её в Киев в геополитических и экономических интересах; крещение  Руси равноапостольным князем Владимиром в 988 году;  победы над монголо-татарами в битве на  Куликовом поле в 1380 году и в стоянии на реке Угре в 1480 году. Далее мы видим образование Российской империи после победы над Швецией в Северной войне 1700-1721 годов; победу России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года; наконец, выдающиеся экономические и культурные достижения советской эпохи вместе с победой над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Все великие победы России связаны с противостоянием континентальному гегемону либо Евразии, либо Европы и все они были связаны с большими подъёмами русского национального самосознания, вслед за которыми рождались былины и сказки, разговорный и литературный русский язык, литература, искусство и архитектура, национальные наука и философия, политические и правовые учения как формы  самосознания.

Во второй половине 1360-х и в 1370-х годах преподобный Сергий выступал в трёх ролях: игумена Троицкого монастыря, основателя новых монастырей со строгим уставом и проповедника, несущего русской земле призыв к христианской любви и единомыслию. Перед Куликовской битвой не только в государстве сказывалась удельная раздробленность, но и в Русской Православной Церкви шли споры о пути развития между иерархами. В русском государстве шёл раздор между московским князем Дмитрием и тверским князем Михаилом, кому по праву быть великим князем и править русскими землями; в этот же спор вмешивались и великие князья Литовские, которым принадлежал ряд русских княжеств.

Игумен Сергий исправил политическую ошибку великого князя и митрополита Алексия, которые совершили клятвопреступление, бросив князя Михаила Тверского в темницу; устроил свадьбу сына великого князя и дочери князя Суздальского ради прочного союза русских княжеств. По совету игумена был устроен династический брак князя Владимира Серпуховского, брата великого князя Московского с дочерью великого князя Литовского, а сам Сергий стал духовником князя Владимира для укрепления политического единства братьев. Как мы видим, прототип национального идеала – двуединство политического и духовного идеалов – продолжал строить русскую землю! В конце 1374 года святитель принял участие по зову Дмитрия Ивановича в  съезде князей Северо-Восточной Руси в Переяславле-Залесском, в котором когда-то княжил святой благоверный Александр Невский. Там же Сергий окрестил новорождённого сына Дмитрия Ивана.

В 1370-е годы Сергий приобрёл славу великого чудотворца и пророка по всей Руси, поэтому изо всех русских краёв к нему шли за помощью и исцелением. Сам игумен запрещал монахам распространять в миру известные им пророчества и видения, приходившие ему, чтобы не отвлекаться от своего служения Богу, не прельщаться мирской славой и властью над людьми. Однако, его заслуженная слава служила русской земле, укрепляя авторитет церкви и централизованного государства в душах мирян. Когда митрополит Алексий почувствовал свой скорый уход из жизни, он предложил стать своим преемником игумену Сергию, но тот категорически отказался от посоха, мотивируя тем, что в старости негоже менять свой иноческий образ жизни на власть митрополита [3].

Каковы же уроки преподобного Сергия Радонежского для нас, потомков и для современной российской культуры? Во-первых, это пример геополитического государственного мышления и защиты православия одновременно, как у благоверного князя Александра Невского в середине XIII века. Хорошо известно, что в войске хана Мамая, узурпатора власти в Золотой Орде, шли на Русь не одни татары, но и генуэзские наёмники. Оснащено это войско было на деньги купцов Генуи, богатейшего торгового центра  Европы на тот момент. В этом войске шли  католические проповедники, огнём и мечом собиравшиеся утвердить на Руси католичество. Перед русским народом стояла грозная опасность потерять свою веру и национальную идентичность, самоопределение самостоятельного пути в мире. Авторитет преподобного Сергия сыграл выдающуюся роль в сплочении русских княжеств для отражения этой угрозы. Найдётся ли в России подобный духовный авторитет в настоящее время?

Есть ли подобная опасность в настоящую эпоху, для теперешних и будущих поколений?  Да, опасность для национальной идентичности существует со стороны идеологии бездуховного потребительства, идущей с Запада, а также со стороны исламского фундаментализма, мечтающего о создании исламского халифата от Северного Кавказа через Дон и Поволжье до самого Урала. Такая опасность исходит в том числе от различных сект, расплодившихся на российских просторах, от пронацистских организаций и экстремистских формирований различного толка. Всё ли делает Русская православная церковь и её иерархи теперь для предотвращения угрозы национальному единству и будущему, остаётся вопросом, на который невозможно ответить однозначно утвердительно.

Во-вторых, урок постижения и исполнения главных задач национального самосознания. Современные философские эпигоны распространяют утверждение, запущенное в оборот Н. Бердяевым, будто бы русское самосознание зародилось в трудах славянофилов в 1830-х годах. Усечение национального самосознания на 1000 лет совсем не безобидно, ибо в идеологических спорах о культуре России и её влиянии в мире не последним доводом оказывается древность самой культуры. Если американскому самосознанию не более 240 лет, тогда как оно может быть более зрелым и более ценным, чем  русское национальное самосознание, которому уже более 1150 лет?

Должна ли американская культура указывать путь нашему народу, или мы обойдёмся наследием предков, создавших и сохранивших государство и культуру для нас в самых тяжёлых климатических условиях и самых кровопролитных войнах? Возраст русской культуры, почти в пять раз  старше американской – это доказательство её стойкости и созидательности. И для нас   государственная, общественная и религиозная деятельность преподобного Сергия – это не что иное, как ярчайший образец национального самосознания, гармоничное воплощение русского национального идеала.

В-третьих, урок гармоничного сочетания в деятельности и личности лидера российской нации политического, духовного и социального идеалов. Преподобный Сергий оказал выдающееся воздействие на развитие православия, государства, социальной справедливости и культуры в XIV веке на русской земле, ибо эти идеалы распространялись его учениками и сподвижниками в государственной власти и православной церкви, в русском народе как руководящие принципы в жизни страны.

Современная политическая и церковная власти по мере необходимости или капризу следуют этим идеалам Сергия Радонежского, быть может, не всегда сознательно и последовательно. Убеждён, что последовательные, осмысленные и отвечающие современным запросам общества действия политиков и церковных иерархов в этом направлении приведут к новому могуществу и процветанию, росту влияния России и её культуры в мире. Если сам преподобный Сергий воплощал собой национальный идеал, то его примеру должны следовать истинные лидеры нации и в нашу эпоху.

В-четвёртых, урок служения праведности делу единства государственной власти и народа в трудные времена испытаний на само существование нации. Пословица "Не стоит село без праведника" прочно забыта во всех слоях общества, но особенно властью и крупными предпринимателями. В результате мы имеем огромное расслоение, мешающее реальному единству народа, отчуждение власти и бизнеса от народа, сопровождающую это отчуждение коррупцию.  А всё это в огромной степени мешает развитию страны, что признают и сами высшие руководители государства. Очень немногие неимоверно богатые (всего 0,3% населения страны), среди них политики и чиновники, на одной стороне, и десятки миллионов людей труда, бедных и нищих, на другой стороне.

Нация  и её живая вера, её душа, переставшие творить подобно Сергию, не имеют будущего. Среди важнейших задач Русской православной церкви одна из важнейших теперь – это укрепление веры в народе, чтобы православная культура не была безвольным объектом атак других религий и культур; чтобы русский парень или девушка из Подмосковья или глубинки не становились террористами во имя Аллаха, потеряв смыслы и ориентиры в своей родной культуре.

В-пятых, урок неустанной борьбы с внутренним разладом и экстремизмом. Задачей просвещения и более широко, русской культуры в целом, является идеологическая борьба не только с мусульманским экстремизмом, но с и с нетерпимостью  к национальной культуре российского либерализма. Этот последний не желает считаться ни с чем, в том числе с потерями в стране десятков миллионов людей в мирное время и половины экономического потенциала, призывает безоглядно следовать за иноземными образцами в экономической, политической и культурной  сферах. У России в XXI веке может больше не оказаться исторического шанса для восстановления после ещё одного такого либерального эксперимента, который по последствиям оказался страшнее Второй мировой войны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шишкин В.А. Национальный идеал как общий закон развития культуры: монография / под ред. А.И. Гурьева – Барнаул, ИП Колмогоров И.А. – 2014. – 225 с.

2. История России с древнейших времен до начала XXI века : учебное пособие : в 3-х т. / под ред. Л. В. Милова. – М. : Эксмо, 2006.

3. Николай Борисов. Сергий Радонежский. – М.: Молодая Гвардия, 2014. – 304 с. (Жизнь замечательных людей).

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений