Сотрудничество России и исламского мира – объективная необходимость

Когда два друга договариваются встретиться в Москве на Арбате, а в Киеве на Майдане, они вряд ли вспоминают, что названия этих мест заимствованы из арабского языка. Таких слов в русском и украинском языках сотни. Это не лингвистический казус, а вечное и живое свиде­тельство наших естественных исторических связей с арабским и в це­лом исламским миром.

Исламскими мотивами проникнуты произведения русской литера­туры. Благодаря могучей силе русской словесности, ее вселенской от­зывчивости и поразительного дара предвидения величайших русских поэтов многие их творения стали лучом отражения духовной связи русского народа с арабским исламским миром.

И вправду, учитель русского языка в любой школе, где бы она ни на­ходилась, обязательно прочтет ученикам: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей», – из «подражаний Корану» великого Пушкина.

А какой остротой и силой пронизаны «исламские страницы» у Льва Толстого, и не только в «Хаджи Мурате» и в «Севастопольских расска­зах». Россию и исламский мир на протяжении веков связывали тесные отношения, предопределенные не только географической близостью, но и историческими судьбами, сходством традиций, отношения к осно­вополагающим человеческим ценностям.

Начиная с ХVIII века, поддержание добрых взаимовыгодных свя­зей между исламом и православием было политикой государства как во внутреннем плане, так и во внешних делах. Заметим в этой связи, что в России на протяжении веков не было религиозных войн. И к сло­ву, одна из риз на окладе иконы Андрея Рублева сделана из персидской ткани со стихами Хафиза.

В последние двадцать лет этот принцип положен в основу прочно­сти внутреннего фронта нашей страны. В своих выступлениях В.В. Пу­тин не раз подчеркивал, что «это взаимодействие надо беречь, как зе­ницу ока». Нам пришлось пережить на рубеже двух последних столе­тий два тяжких испытания, омрачивших наши отношения: после вхож­дения советских войск в Афганистан и после начала чеченской вой­ны. Мы сумели преодолеть эти испытания, перевернуть и закрыть эту страницу. Сделать это помогла историческая память народов ислам­ского мира о России, память, которая зиждется на позитивном опыте, на общих интересах, на многочисленных примерах той значительной и нередко жизненно важной помощи, которую оказывала наша страна на основе принципа солидарности на протяжении ХХ века борьбе на­родов исламского мира за национальную независимость. Затем нель­зя не отметить и практическое содействие в становлении промышлен­ной базы и социальной инфраструктуры, в создании самостоятельных государств.

Современная Россия активно развивает контакты с большинством стран исламского мира. По сути, она продолжает давние взаимовы­годные традиции сотрудничества и глубокого уважения друг к другу. В соответствии с политической линией, которую начал проводить В.В. Путин с начала первого десятилетия 21 века, принцип стратегического партнерства с исламским миром провозглашается в качестве важнейшей составляющей внешней политики России. Более того, Россия с ее двадцатью миллионами мусульман, объявляется органической частью исламского мира. История России опровергает ставшее расхожим и за­частую намеренно распространяющимся представление о непреодоли­мом конфликте между цивилизациями.

Российская цивилизация – это сложившийся в силу географии сплав исторических связей русского народа с другими группами вос­точных славян, с народами уральской, финно-угорской группы, с алтайской(особенно тюркской), кавказской и других языковых семей Западной, Центральной и Восточной Азии, Тихоокеанской культурой. В конфессиональном плане это взаимодействие православия с западом – католицизмом, протестантством, на востоке – с исламом: Поволжье, Кавказ, Дагестан, Сибирь, северным буддизмом и ламаизмом, а также многими местными верованиями народов Крайнего севера.

На протяжении истории в процессе взаимного обогащения россий­ская цивилизация сформировалась как уникальная полиэтническая многоконфессиональная целостность и общность. Как подчеркивал В.В. Путин на Х встрече глав государств и правительств ОИК 16 октя­бря 2003 года, «наше взаимодействие с исламским миром может и се­годня стать важнейшим элементом справедливого и безопасного мира. Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем. Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать ре­альным фактором мировой политики, началом прорыва на многих на­правлениях мировой экономики». Это особенно справедливо сегодня, когда из двадцати крупнейших экономик мира, три – Саудовская Ара­вия, Турция и Индонезия представляют исламский мир.

Реальным направлением нашего экономического сотрудничества может стать взаимодействие в области зерновой политики. Бог не оби­дел Россию землями. Мы можем договориться о поставках пшеницы и других зерновых на длительной основе. Долгосрочной базой нашего сотрудничества в ближайшие годы могут стать связи в области водных ресурсов: у нас четверть запасов мировой питьевой воды, и здесь суще­ствует огромный потенциал взаимовыгодных решений.

Перспективной областью нашего партнерства может стать разви­тие связей в научно-технической сфере, в частности, в биотехнологии, атомной энергетике, в нанотехнологиях и т.п. И это не говоря уже о неограниченных возможностях в области науки, культуры, образования, спорта. В сегодняшнем многополярном мире наши связи в гума­нитарной области представляются особенно необходимыми, посколь­ку у России и исламского мира много общих ценностей. И эта духов­ная близость может стать прочным фундаментом для нашего взаимо­действия во всех других сферах.