Данные тезисы являются выводами на основе изучения ряда исторических и социологических исследований, а также мемуаров дипломатов, российских политиков и высших генералов. В некоторой мере – это предупреждение желающим реанимировать учение В.И. Ленина как указующее верный путь в современную эпоху, вопреки известной мудрости: «В одну реку нельзя войти дважды».
1. Причины и основные черты кризисов политического самосознания
1. Основной вопрос российской революции начала XX века – земельный: он отражал главное противоречие национального самосознания на протяжении веков. Все остальные вопросы о действовавших на политической арене партиях, движениях и заговорах – нюансы политического самосознания вокруг него.
2. Спусковой крючок социалистической революции – это вопрос о мире в условиях участия России в Первой мировой войне, поскольку на деле это вопрос о крайнем обострении гражданского конфликта в системном кризисе культуры, как общей причине возникновения революционной ситуации.
3. Земельный вопрос в России – это вопрос осуществления социального национального идеала (правды) и одновременно – вопрос осуществления политического идеала (единство власти и народа) и религиозного идеала (духовное братство, соборность). Вопрос о национализации земли в России на основе трудового права всегда был именно религиозным вопросом, вопросом крестьянского бытия, крестьянского космоса (Кто обрабатывает «царскую» землю своим трудом, тот и должен ей владеть).
4. Разница между периодом Гражданской войны 1917-1922 года и периодом холодной гражданской войны в России 1990-х годов – это, прежде всего, происходящий цивилизационный перелом: переход от крестьянской, сельской цивилизации к промышленно-городской. Советская власть в условиях развития общественного разделения труда, преобразования патриархальных институтов общества на основе отчуждённой крупной государственной и колхозной собственности, появления частной и личной собственности постепенно и исподволь обуржуазила партийную и государственную бюрократию СССР, интеллигенцию, крестьянство и рабочий класс.
На это диалектическое противоречие деревенской реальности и идеологии большевиков выдающийся социолог и противник большевизма П.А. Сорокин и обратил внимание ещё в 1922 году [1]. За время Советской власти сословия СССР изменили свою психологию, в значительной мере подорвали свою прежнюю институциональную природу, хотя и не полностью. Возникла преимущественно городская цивилизация с другим типом воспроизводства населения: малодетная городская семья стала преобладать над многодетной крестьянской в условиях промышленного индивидуального труда и развития пенсионной системы вместо общинной и семейной круговой поруки за стариков, сирот и больных. При этом психология крестьян также значительно изменилась, в ней появились элементы буржуазного сознания.
Вопрос стал ставиться в плоскость узаконения частной собственности при социализме. Этого хотели не только достаточно многочисленные подпольные частные предприниматели, но и управлявшая страной партийная бюрократия, и конкурировавшая с ней за распределение ресурсов интеллигенция, и рабочий класс и крестьянство, по сути превратившееся в наёмных работников.
5. Ошибка В.И. Ленина как теоретика в начале XX века была в том, что не смог понять правоты народников, их «третьего пути». Сам Ленин придерживался марксистского подхода к неизбежной перспективе буржуазного развития России, предлагая ему альтернативу – диктатуру пролетариата, но это не выходило за рамки формационного подхода. Третий путь – это цивилизационно-формационная парадигма мышления по сути! Народники в 1870-1890-е годы предлагали некапиталистический путь развития России на общинной основе. И ещё в 1881 году социализм для России на основе общины, а не диктатуры пролетариата предлагал К. Маркс в письме к В.И. Засулич, представлявшей Г.В. Плеханова и других марксистов из России [2].
Ленин не смог подняться над марксистской идеологией до исторического момента, когда начал отворачивать от политики военного коммунизма через диктатуру партии в 1921 году и ввёл новую экономическую политику в России. Её суть была в сочетании укладов крестьянского, коллективного, государственного и капиталистического хозяйства. Вопреки догме марксизма о мелкобуржуазной сути крестьянства, самой антикапиталистической формой из них было именно крестьянское хозяйство!
А уж тем более все буржуазные партии не понимали того, что предлагали путь развития России, который противоречил главному вектору развития русской цивилизации, толкая её по буржуазному пути. В дальнейшем ошибка советских марксистов всех поколений состояла в непонимании принципиальной многоукладности социалистической экономики и равноправия разных форм собственности как сущностной черты социалистического строя.
Кроме того, ещё с 1950-х годов необходимо было отменить монополию Коммунистической партии Советского Союза на власть в стране, вернуть реальную власть Советам и постепенно возвращать страну к двухпартийной или многопартийной политической системе. Догматизм партийных идеологов, жажда бесконтрольной власти над государством и обществом со стороны партийного аппарата привели, в конечном счёте, к размыванию доверия к Компартии как ведущей силе общества и к стагнации развития страны, а затем и её разрушению под воздействием бурно развивающихся изменений и потере контроля над политическими процессами.
6. Политическое самосознание играет активную роль в развитии страны. В кризисные периоды истории его влияние резко усиливается. Развитие политического самосознания в сравнении с другими видами национального самосознания – религиозным и социальным – происходит значительно быстрее, а в кризисные периоды оно ускоряется.
7. Политическое самосознание у разных общественных классов, сословий и социальных групп развивается разными темпами и в разные стороны. Так, например, правящее сословие – дворянство – своей фрондой самодержавию подталкивает к революции; буржуазия не выходит за рамки сословного уравнения в правах с дворянами и свободы наживы для себя; крестьянство требует решения застарелого земельного вопроса, причем не в рамках частной собственности, а путём национализации земли.
8. Острый кризис политической системы запускается, когда политическое самосознание основных политических акторов в стране (боярства, дворянства, бюрократии, военных, крестьянства и рабочего класса, интеллигенции) лишает доверия верховную власть и наличный политический режим одновременно.
9. Острое кризисное развитие начинается в такой исторический момент, когда политическое самосознание наиболее активной социальной группы входит в авторезонанс и усиливается в других, более широких социальных слоях.
10. Политическое самосознание элиты в кризисный период таково, что она начинает вступать в заговоры против верховной власти в разных сочетаниях: часть представителей верховной власти (императорского дома, высшего партийного руководства), заговоры спецслужб, военные, военно-парламентские, военно-бюрократические и т.п. В то же время часть кругов верховной власти сама вступает в заговоры в поисках выхода из кризиса.
11. Для успеха революции необходимо объединение нескольких наиболее влиятельных в данный период социальных групп или партий, в том числе с представителями силовых структур и частью высшей элиты из числа несогласных с верховной властью. В России в силу сверхжёсткой централизации власти обязательно правило: решающие политические события должны происходить в столице и в качестве поддержки – в крупнейших городах.
12. Политическое самосознание в России носит преимущественно феодально-сословный характер вплоть до конца XX века, то есть оно не является гражданским, классовым, как в буржуазных странах. В этих условиях общество имело две опоры – самодержавие и крестьянскую общину; в советское это были время правящая верхушка партии (ЦК КПСС) и коллективы предприятий и организаций.
В таких условиях безудержная критика ядра государства (самодержавия или монопольно правящей партии) означает его разрушение, лишение сакральности, а также нерешённость земельного вопроса, жизненно важного для второй опоры общества (общины) грозит взрывом самосознания и социальной революцией. Что неизбежно вызывает распыление общества и разрушение всех основ жизнедеятельности народа.
В.Г. Сироткин напоминает предупреждение российского правоведа и политического философа Б.Н. Чичерина: после того, как общество испытает на себе бедствия от слабой власти, оно качнётся в сторону диктатуры [3].
13. Политическое самосознание развивается противоречиво, ему свойственны колебательные движения, ускорения и возвраты, подъёмы и спады, периоды ускоренного и стабильного развития как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе.
Наиболее активные революционеры (кадеты и большевики в 1917 году, прозападные «демократы» и либералы в 1991 году), как правило, обладают доктринёрским мышлением и поведением в политических процессах, призывая к изменениям в обществе на основе заимствованных на Западе социально-политических доктрин без учёта цивилизационных основ российской экономики, общества и государства.
При этом революционеры-прагматики возвращаются к основам российского уклада, революционеры-романтики вопреки всему тащат страну к чужим моделям развития, не согласованным с отечественной культурой. Мало того, они даже презирают отечественную культуру и третируют её в политике и культуре. В конечном итоге в политической борьбе за власть в стране побеждают прагматики на основе доверия масс; период становления революционной власти и внутренней контрэлиты, а также их базовых слоёв в новом обществе занимает в среднем 15-20 лет.
14. Политическое самосознание России развивается в противоречивом единстве и взаимосвязи с религиозным и социальным самосознанием, подпитывается ими в кризисные периоды и подталкивает к изменениям в них.
15. Развитие страны ускоряется, если политический идеал единства власти и народа взаимодействует с духовным идеалом братства и социальным идеалом правды в одном направлении, как единое целое; при этом развитие каждого идеала получает ускоренное и наиболее полное развитие в силу эффекта синергии.
16. Революционные ситуации порождаются системными кризисами культуры и общества в стране, часто на фоне войны, обостряющей все противоречия в обществе. Одновременно с этим нарушается привычный хозяйственный и социальный уклад, обеспечивающий условия воспроизводства экономики, политических институтов и населения. При этом нарушения уклада затрагивают широкие слои достаточно обеспеченных и могущих сплотиться в борьбе за свои интересы групп населения страны.
17. Кризисные явления (революции, гражданские войны, крупные восстания, смуты) в России в самых общих закономерностях повторяют такие же закономерности в других странах. Таким образом, в национальных самосознаниях содержится нечто общее, принадлежащее человечеству как виду, задолго до процессов глобализации. Что означает в целом исторически опережающее развитие самосознания в сравнении с политикой и экономикой, как институтов общества. Отсюда возможны исторические забегания вперёд, «большие скачки» через реально созревшие в странах социально-политические и экономические условия. Это происходило во Франции, России, Китае и других странах.
18. Кризисный период 1980-1990 годов в СССР – Российской Федерации в общих чертах повторял кризисный период 1905-1922 года в Российской империи в поведении как политической, военной и экономической элиты, так и других социальных групп и слоёв.
2. Формы кризисного политического самосознания в России
1. Коррупция в разнообразных формах: «откаты» чиновникам за получение выгодных заказов бизнесом; участие первых лиц федеральных ведомств и регионов через подставных лиц в учреждении банков, фондов и коммерческих компаний за счет государственного бюджета; передача крупных бюджетных средств в коммерческие банки для прокручивания; отдача выгодных и крупнейших бизнесов в регионах и муниципальных образованиях «своим» и т.п.
2. Предательство национальных интересов в разных формах. Например, выдача экономических и военных секретов иностранным разведкам, продажа оборонных фирм иностранным агентам, заключение невыгодных для России концессий с ТНК и другими иностранными фирмами, продавливание принятия в парламенте страны законодательства в пользу интересов экономических нерезидентов России, сдача шельфа в концессию на невыгодных для страны условиях и т.п.
3. Создание преступных схем управления отраслями и крупнейшими корпорациями страны, позволяющих уводить финансовые потоки для обогащения частных лиц. Классический пример – деятельность Б.А. Березовского в авиакомпании «Аэрофлот» и автоконцерне «ВАЗ».
4. Гомосексуализм как средство личного достижения позиций в государственной власти, СМИ, с целью массового изменения традиционных ценностей общества.
5. Пропаганда гомосексуализма, педофилии, проституции, воровства и бандитизма, а также финансовых пирамид, лёгкого обогащения на телевидении, в газетах и литературе вопреки традиционному самосознанию широких масс. Самоустранение государства от контроля и регулирования процессов, происходящих в общественном сознании.
6. Поощрение распространения тоталитарных сект и иностранных религий в стране, связь государственных деятелей с их вдохновителями. Например, известная тоталитарная секта из Японии «Аум Сенрикё» была поддержана на уровне вице-премьера правительства РФ.
7. Сотрудничество с организованной преступностью и создание «крыш» для коммерческих структур правоохранительными органами в лице части офицеров и генералов. Создание круговой поруки начальства и подчинённых на основе совместных преступлений, нетерпимой обстановки и выживания из органов честных и компетентных сотрудников для укрепления своего монопольного положения, продвижения и воспроизводства корыстных интересов.
8. Продвижение некомпетентных людей в органы власти и управления страной на всех уровнях – от районов до верховной власти – через неформальные связи: родство, кумовство, любовные связи, дружба, общие коммерческие интересы.
9. Участие политиков в масонских организациях и иных закрытых политических клубах, базирующихся в других государствах.
10. Появление возле главы государства череды «серых кардиналов» и фаворитов. Например, при императоре Николае II это Г.Е. Распутин, при генеральном секретаре ЦК КПСС М.С. Горбачеве – А.Н. Яковлев, при президенте РФ Б.Н. Ельцине – Г. Э. Бурбулис, А.Н. Коржаков.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Сорокин П.А. Современное состояние России / Сорокин П.А. Социология революции / П.А. Сорокин; вступ. статья Ю.В. Яковца; предисл.И.Ф. Куроса, И. И. Лукинова, Т.И. Деревянкина; подгот. текста, сост. и коммент. В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2008. – 784 с.
2. Маркс К. Письмо В.И. Засулич от 18 марта 1881 года / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. - Том 35. – М.: Издательство политической литературы. – 1964.
3. Сироткин В.Г. Почему «слиняла» Россия? (Серия: Имперское мышление.) - М.: Алгоритм, 2004. – 480 с.
Добавить комментарий