В Уфе прошел итоговый круглый стол Школы молодого этнополитолога

Итоговый круглый стол по результатам декабрьского семинара Школы молодого этнополитолога «Этнические и конфессиональные факторы в общественных движениях в РФ» прошел в Уфе 23 декабря 2021 г.

 

Итоги года, новые задачи и перспективы развития озвучил руководитель Школы, директор Центра социокультурного моделирования, член Экспертного совета при ФАДН России, к.филос.н. Азат Бердин. В июне текущего года Школы молодого этнополитолога вышла на новый уровень - из республиканского проекта он стал федеральным.

 

- Цели и задачи Школы остались прежними. Школа – одно из важнейших направлений работы нашего Центра социокультурного моделирования. Однако, во-первых, изменился охват - теперь из регионального проекта мы вышли на федеральный уровень. В 2021 г. наш Центр выиграл новый конкурс Фонда Президентских грантов, и при его поддержке мы продолжаем развивать его уже просто как Школу молодого этнополитолога, без локализации «в Республике Башкортостан», как было по результатам предшествующего конкурса в 2020 г. Во-вторых, налажено взаимодействие как с Федеральным агентством по делам национальностей России, так и с Экспертным советом при ФАДН. Так, на октябрьском мероприятии Школы в Уфе участвовала представительная делегация Экспертного совета ФАДН РФ во главе с его руководителем, доктором исторических наук, профессором кафедры межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Александром Полуновым. Кстати, Александр Юрьевич участвовал и в обсуждаемой здесь декабрьской серии мастер-классов - отметил Азат Тагирович, подчеркнув также, что для молодых участников - исследователей этноконфессиональной тематики по прежнему оказывается поддержка по публикациям в журнале «Власть», аттестованном ВАК, а для аналитической публицистики работает сайт Школы, информационно-аналитический ресурс «Политическое образование», главным редактором которого является член Экспертного совета ФАДН, к.филос.н. Вячеслав Константинович Петров.  

 

О содержании декабрьского семинара Школы: мастер-классах, теоретических выкладках и их прикладных аспектах - рассказал участникам круглого стола исполнительный директор Школы молодого этнополитолога к.полит.н. Владимир Савичев.

 

- Выработан эффективный формат проведения встреч и мастер-классов: в течение часового общения есть возможность рассмотреть отдельный аспект темы сессии, иллюстрировать эмпирикой и ответить на вопросы слушателей. Одиннадцать мастер-классов профессионалов, умеющих органично сочетать теорию и практику, будут выложены на ресурсе «Политическое образование», и доступны широкому кругу интересующихся, - сказал Владимир Савичев.

 

Мастер-классы провели 11 человек: два эксперта были из Уфы, два - из Казани, один - из Ижевска, пятеро - из Москвы и Нижнего Новгорода. По словам Владимира Леонидовича, особый акцент делается на Уральско-Приволжском регионе и работа над этой «точкой приложения сил» будет продолжена в течение 2022 г.

 

Полностью с видеозаписью сессии можно ознакомиться на канале Экспертного совета ЦСКМ: https://youtu.be/M6KHjyfV4Nk

 

О возможностях медиативного разрешения конфликта с использованием некоммерческих организаций рассказал директор Института социальных и этнокультурных исследований Николай Иванович Григорьев (г. Москва), конфликтолог, медиатор, заместитель руководителя рабочей группы по медиации Общественной Палаты РФ.

 

- Власти предержащие имеют основания «пресекать конфликты» - потому что система госуправления строится на основах прогнозируемости и планируемости. В ходе медиативного процесса порой бывает сложно однозначно гарантировать тот или иной результат. А раз власть обладает “силой” - в том числе и моральным авторитетом, например - то они всегда ее применяют. В то же время НКО не обладают «power» и поэтому привыкли и действуют, основываясь на принципах паритетности и договорных отношениях. Поэтому для эффективного управления конфликтом необходимо использовать возможности НКО. И ни в коем случае нельзя «ликвидировать» конфликт - это чревато, как минимум, пресечением перспективных путей общественного развития, а в худшем случае может привести к переходу конфликта в латентную фазу, что нельзя называть решением проблемы, - подчеркивает Николай Иванович.

 

Полностью с видеозаписью сессии можно ознакомиться на канале Экспертного совета ЦСКМ: https://youtu.be/Cyy7smEmlB0

 

Эксперт Московской школы конфликтологии в области социально-политических конфликтов, доцент, научный сотрудник Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета к.полит.н. Евгения Храмова представила результаты полевого этапа исследовательского проекта, касающегося изучения и перспектив развития родных языков в Урало-Приволжском регионе.

 

В рамках реализации полевого этапа исследовательского проекта в 2020 году было проведено экспертное интервьюирование 48 респондентов по шести национальным республикам ПФО: Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Удмуртская Республика. На вопросы отвечали представители органов государственной и муниципальной службы республик; академического и преподавательского сообществ, в том числе осуществляющие общественную деятельность в сфере поддержки и реализации языковой политики регионов.

 

В ходе экспертных интервью были собраны мнения по таким направлениям как перспективность политики двуязычия, молодежь и перспективы изучения национальных языков, конфликты в языковой сфере и степень актуализации языковой проблемы.

 

- Эксперты сошлись во мнении, что языковая проблема остро стоит только для узких групп населения – научных или общественных. Не более 15-20% населения ощущает остроту языкового вопроса. 4 респондента (!) называют цифру в 70-80%. Еще ниже, по мнению экспертов, в республиках процент готовых отстаивать свои языковые интересы массовыми акциями – 10-15%, причем вне зависимости от характера акций – и культурно-массовые, и протестные, - подчеркнула Евгения Валерьевна.

 

Подытоживая изложение полевых исследований, Евгения Валерьевна отметила, что среди шести республик Урало-Поволжья чуть получше позиции Башкортостана и Татарстана, но и они не могут выбиться из общего тренда. Наиболее упоминаемыми в круге языковых проблем являются: качество образования на языке и обучения языку, их методическое обеспечение. Повсеместна проблема сокращения СМИ на национальных языках. В корне же лежит, возможно, присутствие заинтересованности молодого поколения в изучении родного языка (кроме русского) в связи с иммиграционными настроениями и жизненными траекториями - что тоже было отмечено опрашиваемыми экспертами.

Доклад вызвал оживленное обсуждение экспертов круглого стола.

 

Полностью с видеозаписью сессии можно ознакомиться на канале Экспертного совета ЦСКМ: https://youtu.be/ENoYQr2oJbM

 

Свои наблюдения по использованию конфликтов в конструктивном решении языковых проблем высказал ижевский ученый к. филос. н. Алексей Пономарев. Он обратил внимание на повышающийся уровень урбанизации.

 

- Мы видим, что предыдущее поколение приезжало из села в города в своем регионе и могло как-то сохранить язык. Сейчас же из городов регионального масштаба молодежь выезжает за пределы республики и, соответственно, не видит необходимости изучать родной язык, который ему возможно и не пригодится. Хотя мы знаем результаты исследований, когда билингвы показывали лучше результаты по разным направлениям. Но в нашей культуре есть стремление замолчать проблему вместо того, чтобы обратить на нее внимание и решать, - отмечает Алексей Михайлович.

 

Полностью с видеозаписью сессии можно ознакомиться на канале Экспертного совета ЦСКМ: https://youtu.be/NB242OGz3WI

 

Кейс «насаждения этнической идентичности» на примере кряшен Татарстана рассмотрел Александр Овчинников, научный сотрудник Лаборатории трансдисциплинарных исследований познания, языка и социальных практик философского факультета Национального исследовательского Томского государственного университета, кандидат исторических наук. В качестве одного из примеров он привел судьбы кряшенских деревень Татарстана и провел параллели с тем, как кряшены описаны в пьесе «Микулай» известного татарского драматурга Мансура Гилязова.

 

- Вместе с тем, что драматург обращает внимание на социальные проблемы, на проблему деревни в современном мире и трагедию личности Микулая, исподволь подчеркивается кряшенский мотив всего негативного, пьяного, разнузданного, беспорядочного. В то же время в пьесе прорисованы ближние некряшенские деревни, в которых ожидаемо соблюдается больший порядок. Не раз проскакивают замечания “мы же маленький народ - мы вообще можем скоро исчезнуть”, - отмечает Александр Викторович. - В этом году эта тема нашла продолжение в инициативе съемок фильма «Микулай», где, можно предположить продолжение темы “старшего брата” в лице большого татарского народа.

 

В заключение научного мероприятия было подписано соглашение о сотрудничестве между Центром социокультурного моделирования (г. Уфа) и Институтом социальных и этнокультурных исследований (г. Москва) директорами данных экспертных организаций, членами Экспертного совета при ФАДН России Азатом Бердиным и Николаем Григорьевым.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений