Знамения короткого времени: размышления знойным летом 2010 г.

На нашу долю выпало трагическое время. Впервые в своей истории человечество балансирует на краю пропасти и вполне возможно будет стерто с лица Земли, если и впредь столь кощунственно и бездумно будет относиться к тому, что щедро даровал ему Всевышний. Прежде всего, – саму жизнь, уникальнейшие космические и природные усло­вия для ее развития.

Господь дал человеку не только чистое и чуткое сердце, но и мощ­нейший инструмент познания – разум. Он пожаловал ему дар пости­гать законы мироздания и использовать их во благо, тем самым при­ближая его к Своей неисчерпаемой творческой силе. Всевышний Соз­датель милостиво вверил ему все сущее, что находится на земле, в мо­рях и на небесах, открыл ему тайны взаимодействия веществ и поста­вил Своим наместником в этом мире. Священный Коран напоминает нам:

Аллах – Тот, Кто сотворил небеса и землю, ниспослал с неба дождь и влагою взрастил плоды в удел вам, предоставил в ваше распоряжение корабли, которые плывут по морям по воле Его, под­чинил вам реки, солнце и луну, непрестанно находящиеся в движе­нии; подчинил вам ночь и день и даровал вам все, о чем вы проси­ли. Если бы вы попытались счесть милости Аллаха, то не перечис­лить их вам. Воистину, несправедлив человек, неблагодарен.

(Коран 14:32-34)

Неблагодарность человека действительно поражает. В новейшее время он сам начал играть в Бога, переустраивая мир по собственному разумению, зачастую нелепо, а то и уродливо. Ставит грандиозные экс­перименты ради эксперимента, из праздного любопытства, не задумываясь о последствиях. Совершенствует оружие массового уничтожения не только себе подобных, но, одновременно, и всего живого на плане­те. Более половины всех мировых денег напрямую или косвенно расхо­дуются на нужды милитаризации, войны и безопасности, утилизации оружия, на восполнение урона от военных действий.

Варварские технологии, служащие усладе ненасытного потреби­тельского чрева, истощают последние живительные соки Земли. При­рода уже не успевает восполнять свои кладовые, трещит по швам хозяй­ственная емкость биосферы, за которой утрачивается ее способность к саморегуляции. При этом мы с легкомысленным упорством продол­жаем травить воду, землю и воздух, полагаясь на научно-технический прогресс, словно на палочку-выручалочку, которая будто бы никогда не даст нам погибнуть. Не раз мне приходилось слышать от серьезных об­разованных людей по-детски наивные рассуждения, что мы, мол, спа­семся на других планетах. Только вот примет ли нас космос после того, как мы с такой бесшабашностью разорили собственный дом?

Ушедшее столетие показало пасть ненасытного зверя – охотника за душами людскими, щедрого дарителя диких инстинктов, варварства и скудоумия. Моральный Апокалипсис вкрался в нашу жизнь незамет­но под маской материалистического сциентизма. Это поначалу мирное течение мысли начиналось с обожествления науки и разума. Со вре­менем богоборческий рационализм сам превратился в культ религиоз­ного преклонения и повел свое агрессивное наступление под знамена­ми силы и гегемонии. Экспансия высвободившихся диких и необуздан­ных темных энергий в ХХ веке захлестнула уже весь мир.

Начиная с прошлого столетия, человек вступил в крайне жесткий конфликт с самим собой, с природой и с Творцом, т.е. с самой жизнью, во всей ее безграничной полноте. В ушедшем веке в наиболее отчетли­вом и массовом виде сформировалась глобальная материалистическая идеология, которая провозгласила человека царем природы, экономи­ческий и классовый интерес поставила превыше нравственности, ре­лигиозной морали и этики, Закон Божий отбросила на задворки исто­рии. Выношенный в утробе сциентизма кровью и разорением проло­жил себе дорогу «научный» атеизм. На безбожии взросло технократи­ческое варварство. Как лаконично и точно определил Федор Михайло­вич Достоевский надвигающееся затмение – коли уж нет Бога, то все дозволено! Фетиш вещи и богатства затмил сердца людей. Технологии начали служить развращенности и безмерности во всем.

Потребительское отношение к жизни, напрямую оказалось связа­но со стремительным ростом числа неверующих. За столетие оно уве­личилось в 242 раза или с 0,3 до 20% населения Земли. Для очень зна­чительной части людей вера перестала определять образ жизни. Со­весть и благочестие остались в храмах. За их пределами восторжество­вал бездушный материалистический расчет.

Аморальный сциентизм густо пропитал современную политиче­скую и экономическую мысль не только Запада, но и Востока. С 70-х годов ХХ века по планете началось широкое шествие неолиберальной глобализации (или, иначе, глобализма). Этот курс геоэкономического и геополитического поведения теснейшим образом увязан с неолибе­ральной идеей всесилия рынка и размывания социальных, духовно-культурных функций государства. Его достаточно просто сформулиро­вал Буш-младший. Покидая пост президента, в своей прощальной речи он не удержался от трафаретного заклинания – рынок должен шагать впереди государства. Подобное мировоззрение представляет квинтэс­сенцию неолиберализма. Со временем оно превратилось в идеологию и практику рыночного фундаментализма, подрывающего все благо­родные устои и животворные силы, накопленные нашими предками за долгие века.

Не следует надеяться, что произошедшая около полутора лет на­зад смена руководства США и стремление ряда европейских лидеров урезать аппетит необузданного ростовщического и виртуального капи­тала, повлечет скорые созидательные перемены в мире. Инерция про­движения глобалистского проекта еще слишком велика. Пока лишь ли­хорадочно латаются дыры на этом корабле тщеславия и наживы. Тем не менее, на общемировом уровне крах неолиберального капитализ­ма очевиден. Индустриально-потребительская система, подстегнутая безумной алчностью экономической сверхсвободы, набрала колос­сальную разрушительную силу. Эта программа попросту противоесте­ственна основообразующим ценностям жизни.

Собираясь на всевозможные саммиты, сильные мира сего застен­чиво называют нынешний мировой кризис финансово-экономическим, и как-то неуверенно рисуют нам радужные перспективы его скорого преодоления. На самом деле человечество столкнулось со всеобьем-лющим, более глубинным системным кризисом, охватывающим уже все стороны нашего бытия. Беда связана не только с экспансией нео­либерального проекта. Многое кроется в нас самих – в нашем эгоизме, невежестве, безразличии, цинизме, алчности, бескультурии и же­стокости. Новый рыночный идол с легкостью использует все эти наши недостатки.

Духовная опустошенность привела нас, в конце концов, к трагиче­скому разрыву с природным миром. Мы перестаем ощущать благую слиянность с ним, лишь берем и берем от него с лихвой, выбрасывая обратно горы отходов. Да еще при этом изумляемся капризам природы – с чего это она все чаще выкидывает аномальные фокусы: Пакистан смывает, в Средней Азии летом прохлада с дождями, а в России жара невыносимая с пожарами. На глазах одного поколения учащаются при­родные и техногенные катастрофы, а их разрушительная сила много­кратно увеличивается. За этим следуют колоссальные экономические потери, которые сейчас заметно тормозят мировое развитие, а могут, что не исключено, в ближайшие годы отбросить его назад. И, конечно, при такой плотной зависимости экономики от природных и техноген­ных катаклизмов наивно уповать на преодоление так называемого гло­бального финансово-экономическлого кризиса. Он лишь часть кризи­са более широкого и опасного, а, именно, социально-экологического и одновременно духовно-нравственного. Требуется капитальная ревизия всей системы взаимоотношений природы, общества, культуры и спо­собов хозяйствования.

Давно бы уже пора понять, что человек инициирует, возбуждает дисгармонию, а привередливая природа предупреждает и по-своему регулирует разлад. И, самое главное, что покушение на природу, по сути, есть покушение на мироздание Божие, всю соразмеренность Его творений, и, следовательно, на самого Господа – Творца всего суще­го. И уразуметь надо, что человек отнюдь не царь природы, а по воле Всевышнего ее венец, назначенный заботливым покровителем. Окру­жающий его мир передан ему во временное владение, как избранному Аллахом наместнику, и homo sapiens несет величайшую ответствен­ность за его сохранность и приумножение. В этом испытание для чело­века, собственный выбор его дальнейшей судьбы. Не случайно сказа­но в священном Коране:

Не следуй тому, в чем несведущ ты, ибо будут призваны к ответу слух, зрение и сердце. И не ходи по земле горделиво, ведь не прой­дешь ты сквозь землю и не превзойдешь ростом горные вершины. Все это мерзко и отвержено Господом твоим.

(Коран 17:36-38)

В многочисленных айатах Корана, а также хадисах упоминается не­обходимость бережного и даже благоговейного отношения к окружа­ющему миру не только по причине его полезности для человека, но и на основании его священности, красоты, гармонии и совершенства. Лучше не выразишь это, как словами выдающегося богослова и обще­ственного деятеля Средней Азии Шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа: «все сущее создано Великим Творцом в удивительнейшей по взвешенности и точности взаимосвязи между назначением и целью, свойствами и качеством, составом и количеством предметов, в пораз­ительной по красоте и мудрости гармонии. Все сущее имеет свой уни­кальный порядок, все вещи и предметы расположены в созданном Все­вышним мире строго в предусмотренном для них порядке, именно на своих, соответствующих их природе, местах. Об этом сказано много раз Аллахом в Коране. Например, в суре «Месяц»:

Воистину, сотворили Мы все сущее, соблюдая пропорции. (Коран 54:49)

А так же в суре «Различения»:

Сотворил Он все сущее и придал каждому сущему соответству­ющий облик. (Коран 25:2)

Иными словами, все предметы и явления в мире – вода и земля, воз­дух и горы, животные и растения созданы Всемогущим в соответству­ющей мере и их связи между собой. И если их соотношение нарушит­ся хоть в одном, это повлечет цепь непредвиденных для человека про­блем и осложнений во всех других, вплоть до экологических катастроф и катаклизмов».

Не зря в Коране так часто подчеркивается мысль о законосообраз­ности мира, его гармонии. Многочисленные коранические стихи при­зывают человека к размышлению над мудростью природы, над ее про­явлениями, ибо они несут в себе знамения Всевышнего Создателя, сви­детельствуют о Его неисчерпаемой творческой энергии. Знамения для знающих и пытающихся познать пронизывают все мироздание. Ислам требует от человека внимательно вдумываться в эти знаки и разумно соизмерять свои поступки и помыслы.

Воистину, на небесах и на земле – знамения для верующих. И в том, что сотворил Он вас. И в животных, которых рассеял Он [по земле], – знамения для тех, кто тверд в Вере. В смене ночи и дня, в уделе [добром] (т.е. дожде), который ниспосылает Всевышний с неба и оживляет им землю, которая была безжизненной, в смене [направления] ветров заключены, знамения для тех, кто разумеет. (Коран 45:3,4,5)

Уж столько предвестий надвигающейся глобальной беды проде­монстрировала нам природа в последние годы и, особенно, в год ны­нешний. Всемилостивый Господь еще оставляет нам шанс одуматься и обьединиться в наиглавнейшем для всех деле – приумножении поте­рянного и в нас самих и в окружающем нас мире, и в необходимой ко­эволюции человека и природы. Это уже забота всех людей – верующих и неверующих, но в кардинальной перестройке общественного созна­ния роль религии неимоверно возрастает.

По самой своей природе высокая религиозная культура, скреплен­ная прочным духовно-этическим законом, чужда бессмысленному рас­точительству человеческой энергии и природных ресурсов. И ее пер­вая задача отстаивать вечные ценности человеческой добродетели сло­вом и делом, изменяя сознание всех слоев общества служению общему делу. Может быть, нам удастся изменить мир к справедливой жизни. Думаю, все исламские мазхабы, сохраняя свою самобытность, способ­ны обьединить свои усилия на этом главнейшем созидательном пути, а диалог цивилизаций и мировых религий пора бы переводить в кон­структивное и практическое русло решения общечеловеческой судьбо­носной задачи ближайшего времени.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений