Решение власти о сокращении количества вузов – забота о качестве образования или желание сэкономить?

Вопрос о необходимости сокращения количества вузов несколько месяцев назад поднял Владимир Путин. В феврале этого года он призвал руководителей высших учебных заведений «оптимизировать» кадровый состав в соответствии с количеством студентов. В июле его поддержал премьер Дмитрий Медведев.

«Очевидно, что общее количество вузов превосходит все разумные рамки. Карфаген должен быть разрушен, значительная часть вузов, которая не отвечает современным критериям, должна быть перепрофилирована или закрыта…», - приводит слова премьера РИА Новости.

В ответ на эти заявления Министерство образования и науки намерено подготовить список слабых вузов к марту 2013 года. Заместитель главы ведомства Александр Климов заявил, что «какие-то вузы или их филиалы придется закрыть, какие-то – реорганизовать». По его словам, некоторые слабые учебные заведения могут быть присоединены к более сильным университетам, сообщает «Русская Служба Новостей». Напомним, что в настоящее время Российская Федерация занимает первое место в мире по количеству людей с высшим образованием, в стране действует около 600 вузов и еще около полутора тысяч филиалов в регионах. Как заявил Дмитрий Медведев: «Куда нам до Советского Союза, в котором было 300 млн человек и 600 высших учебных заведений?» Так что решение о сокращении выглядит вполне логичным, так как население современной России сократилось больше, чем в два раза и составляет всего 143 миллионов».

Но возникает сакраментальный вопрос, не получится ли «хотели, как лучше, а получилось, как всегда»? По каким критериям вузы будут отбирать в очередь на закрытие? Эксперты полагают, что ими станут следующие: у кого самый низкий балл ЕГЭ, где меньше научных статей, кто не дружит с иностранными вузами и не посылает студентов на практику и стажировку, кто не может заработать денег на стороне. Но будет ли отбор объективен?

И еще. Все технологически развитые страны движутся к всеобщему обязательному высшему образованию - это направление продиктовано всей историей развития образовательной системы. За последние десятилетия наша страна уверенно шла в этом направлении, и практически каждый выпускник школы мог не только поступить в ВУЗ, но и хоть как-то закончить его. Но это привело к тому, что не только резко упало качество обучения, но и возникло отношение к образованию и к работающим в этой сфере как к чему-то само собой разумеющемуся.

Эксперты предлагают несколько вариантов решения проблемы массового образования. Первый, традиционный для стран Европы - разделение обучения на бакалавриат и магистратуру со всеми его минусами и плюсами. Второй - сокращение числа вузов настолько, чтобы в них могло поместиться не более 15% от школьного выпуска каждого года. Третий – при сохранении сегодняшнего числа вузов создание нескольких действительно элитных учебных заведений, которые могли бы составить конкуренцию зарубежным. И - the last but not the least – введение финансового барьера: высшее образование полностью платное, но при доступности образовательного кредита. Какой вариант или их сочетание – наилучшие, покажет время, но исходя из заявлений официальных лиц, скорее всего, каждого будет по «чуть-чуть» при преобладании тенденции к уменьшению количества учебных заведений.

Но некоторые специалисты в области образования считают, что реформа образования, которая сводится лишь к сокращению вузов, никоим образом не связана с повышением качества образования, а является просто оптимизацией расходов в очень подходящее время: «В середине и в конце президентского цикла по политическим соображениям этого нельзя делать…». Они полагают, что вместо заботы о развитии экономики и трудоустройства выпускников вузов власти насаждают депрофессионализацию и подрезают высшее образование.

Вот как комментирует решение власти о сокращении количества вузов один из блогеров: «И если мое государство не хочет и/или не может мне дать ВУЗ как место повышения конкурентных шансов на выживание моего потомства - потому что учат плохо и всех в подряд - ну значит пойдем к другому государству - пошлем своих детей учится за границу и тогда высока вероятность того что они там и осядут. И мое родное и милое сердцу, хотя и тупое, государство, лишится граждан с высокими шансами на выживание». Лучше и горше не скажешь.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений