Актуальные вопросы развития региональной системы образования, тульский регион.

Традиционное августовское педагогическое совещание прошло в городе Туле 26 августа 2014 года. ( http://tsu.tula.ru/news/all/5023 )

Тема совещания «Актуальные вопросы развития региональной системы образования» показалась мне достаточно интересной.  Работая проректором по инновационной деятельности и инвестициям в АНО ВПО «Институт экономики и управления» я на практике познаю проблемы образования. А сопровождая деятельность Благотворительного Фонда «Родина за здоровый образ жизни» (фонд для одаренных детей) – предлагаю и осуществляю посильно возможные варианты корректировки образования молодёжи в сторону патриотизма.

Посетить мероприятие я решил, чтобы уяснить два вопроса:

1.     Патриотическое российское воспитание детей и молодёжи в рамках тульской региональной системы образования.

2.     Роль системы региональной системы образования на развитие системы благотворительности в тульском регионе, как инструмента по воспитанию патриотического отношения детей и молодёжи к малой Родине, инструмента по созданию благоприятной среды (благоприятного инвестиционного климата) для привлечения в тульский регион качественных инвестиций.

В совещании участвовало более 30 «площадок» из районов области. Надежды услышать много нового и интересного теплились в моей душе.

Регистрация на мероприятии не отняла у меня много времени, хотя сопровождалась некоторым замешательством со стороны регистрирующих коллег. Психологические проблемы посещения мероприятия представителем Благотворительного Фонда в том, что совещание для педагогов. Предложили мероприятие мне посетить, а записали отдельно, не в общем списке регистрирующихся участников.

Особое удовольствие вызвала Выставка товаров для школьников и дошколят.

Представленная одежда и литература отечественных, в том числе тульских,  производителей мне понравилась. Даже приобрёл две книжки своей маленькой дочке, ей ведь второй год, и пора привыкать к общению с литературой (даже для её возраста нашлись книги на выставке).

Отдельно вызвал интерес учебник «Истории – 9 класс» - оглавление и картинки привлекли моё внимание, а краткое ознакомление вызвало интерес к дальнейшему изучению…

Начало Совещания несколько задерживалось, что позволило пообщаться с коллегами в зале совещания на злободневные темы системы образования. При этом пришлось в течении времени ожидания наблюдать некий апломб со стороны некоторых коллег. Дело в том, что тульские педагоги, видимо, позволяют себе некое высокомерие и настойчивость в требовании особого внимания к своей персоне. Выражается это в требовании предоставить место в Президиуме именно им. И даже если мест  достаточно в первых рядах зала – они публично продолжают настаивать и привлекать всесторонне внимание к себе, правда ненавязчиво, но показательно и требовательно… Видимо от места в Президиуме есть какая-то неведомая мне польза. Знал бы – первым пришёл часов в пять утра и занял себе местечко… - хоть несколько минут, а счастье.

Совещание открыла Марина Левина – заместитель Председателя Правительства Тульской области. Она сообщила об открытии традиционного августовского совещания, обозначила формат общения «площадок».

В честь Открытия Совещания заиграла музыка Гимна России. Все участники почтили гимн – встали. И…

В зале воцарилась Тишина. Услышишь,  как бабочка пролетит (прямо как минута молчания). Необычное ощущение,  – когда главные педагоги не поют. Первый раз я присутствовал в ситуации, когда гимн России не поют. Даже как-то не совсем удобно начинать петь. Почему не поют?  Немного обозрев зал Совещания, - пронеслась мысль: «больше 200 человек, возраст престарелый, знают слова гимна Союза, слова российского – не знают, не знают – даже чтобы хотя бы шевелить губами в такт музыке, а при Губернаторе никто петь союзный гимн не хочет – понимают, что это …)…

Да! Патриотизм начинается с малых деталей! Всё дело в мелочах!

 

Не петь гимн – это вроде бы ерунда. Но очень показательная и важная ерунда. При такой ерунде – и весь патриотизм тоже ерунда. А и воспитание какого-то патриотизма – ерунда и не понятно что. 

Может я жёстко беру?

Так ведь мелочи выдают подсознание человека. Как человек водит машину, так и живёт по жизни. Как не поёт гимн – так и патриотизм воспринимает.

В переданном перед Совещанием Проектом Решения Совещания нет ни слова о тульском патриотизме. Я говорю не о наличии слова «патриотизм», а о смысле задания вектора – ясного, четкого, жесткого, не партийного, -  но тульского, российского, с любовью к Туле, к России.

Отсутствие патриотизма – нет системы! Дом – без крыши! Нет руководящей и направляющей роли! Цифры, выполнение формальных требований и прочее!

К чему тогда другие актуальные вопросы о качестве получаемого образования, о количестве учащихся, о состоянии учебных заведений?

 

В Туле уже есть примеры, когда выпускники Вузов, обучившиеся на бюджетных местах компьютерному программированию, приходят работать в иностранные (из оффшоров) фирмы и пишут программы для американских компаний.

Вы думаете,-  именно эти работники получают интеллектуальную ренту за свой труд? Вы ошибаетесь!

Деньги даже не приходят в Россию в полном объёме, - только на зарплату (которая по иностранным меркам не велика, но достаточна для Тулы). Кого мы обучаем на бюджете? Схема такова, что даже об оттоке капитала не приходится говорить – так как нет его притока, всё уже осталось «там».

Догадайтесь сами! Какая разница специалиста какого качества мы выучим для иностранной компании? Смысл в таком обучении и финансировании обучения из бюджета?

Вот патриотизм. И без него можно «растить» качественных программистов, химиков, физиков, кого угодно, но … - не для России, не для Тулы, но за счёт денег налогоплатильщиков.

 

Я не буду обозначать сейчас как это называется… , и что за это надо бы делать…

 

Но это меня не устраивает. Уверен, – это необходимо менять. Менять законодательство. Правоприменительную практику, вводить ответственность и рублём и дисциплинарно, и рассматривать как «вредительство». Уверен – это базис. И это путь  к уровню получения и освоения знаний учащимися, и отношению к педагогам, и к обучающимся, и к системе образования в целом.

 

Без патриотизма к Родине, к Туле, к России мы не жизнеспособны, мы – как граждане не идентичны, не едины. Мы без основы на которую можно что-то наращивать.

 

Я не ожидал, что тульские педагоги не поют Гимн России. Они учат наших детей. Они учат нас. Они являют собой личный пример!

Учите Гимн России, педагоги! Пойте его во весь голос – подавая личный пример! Воспитывайте в себе чувство российского патриотизма и точно знайте в чём, конкретно у Вас лично в деятельности выражается это самый российский патриотизм!

 

То, что касается российских госслужащих, - они должны знать Гимн России!

Не сочтите меня инквизитором, но есть вещи основополагающие – их надо иметь, развивать, требовать знания этих основ. И спрашивать за отсутствие подобных знаний необходимо строго, ибо безнаказанность порождает безответственность. Безответственность не допустима при воспитании наших российских детей. Без основы и базиса нельзя что-то создать.

 

Вернёмся от отступлений к совещанию.

С приветственным словом к участникам обратился Губернатор Тульской области.

Он обозначил свою позицию, сообщив, что доволен результатами работы педагогического сообщества в регионе. Результаты работы связаны с достойным уровнем сдачи ЕГ в вверенном регионе, а также с достойным выполнением майских Указов Президента России.

Уже второй посыл Губернатора заставил «зал» немного расслабиться. Губернатор Владимир Груздев утверждал, что школа должна « … воспитать патриота своей страны…», «своей малой Родины…». Так обозначена Губернатором Тульской области одна из основных приоритетных задач «школы».

Далее Губернатор высказал слова благодарности за материальную федеральную поддержку сферы  дошкольного и школьного образования в тульском регионе. Сообщил о достигнутых результатах по сокращению очереди в детские сады региона. Дал заверения, что продолжит политику по комплексному подходу увеличения рождаемости в регионе путём создания благоприятных условий для принятия решения тульскими женщинами о рождении детей. Обещал решить проблему с очередями в  ясельные группы.

Обозначил проблему по 100% переводу образовательной системы на односменную работу.

Совещание проходило в формате, при котором Губернатору передал записи с предложениями и пожеланиями полковник преклонного возраста, занимавший место в первом ряду разместившихся участников – рядом с докладчиком. Близкое дружеское общение приятно обнадёживало своей простотой.

 

Решение многих проблем Губернатор связал с развитием конкуренции за ученика в региональной системе образования.

Организация подобной конкуренции на его взгляд возможна путём создания новых педагогических комплексов в крупных городах, таких как Тула, Новомосковск… Именно эти новые образовательные Центры позволят повысить эффективность через конкуренцию в предоставлении образовательных услуг.

 

Обозначил он и то, что эффективность и качество образования зависят от обеспечения равного доступа к системе образования всем заинтересованным лицам. А необходимо бороться и конкурировать за каждого обучающегося!

Губернатор, как хозяйственник,  обратил внимание на необходимость борьбы с большим разрывом в уровне заработных плат между простым учителем и директором учебного заведения. Тема вызвала проникновенное оживление в «зале». В такой плоскости уже давно никто не разговаривал с тульским педагогическим менеджментом. Далее этот вопрос развит был и в иной плоскости.

Останавливаясь на качестве менеджмента и проблемах повышения этого качества, предупредил о личной ответственности менеджмента за брак в работе. Указал, что на сегодня люди привлекаются к уголовной ответственности за суммы гораздо меньшие, чем суммы затрат на обучение одного ученика в год в образовательных учреждениях, и если этот ученик не сдаёт экзамены на достойном уровне, то это брак в работе «учителя», ответственность личная, деньги налогоплательщиков, эффективность расходования! Тут  у присутствующих вообще возникло некое шелестящее замешательство (видимо все думали о личной благотворительности): и зарплата директора – сравнимая с зарплатой рядового учителя, и повышение качества менеджмента, и личная ответственность – эти вещи сложносовмещаемые для непоющих Гимн России.

Вспомнил Губернатор и про конкретную школу № 33, директора которой не оказалось на Совещании. И указал в формате совещания руководству Министерства образования на отсутствие ряда выполненных требований при подготовке этой конкретной школы к новому учебному году.

Обозначив личную ответственность, предупредил, что ответственные должности должны занимать компетентные люди. Если достойному руководителю уже по каким – либо причинам тяжело занимать должности руководителя, то необходимо использовать институт наставничества. Опытные, но возрастные руководители должны становиться наставниками вновь назначаемых лиц.

Приоритеты далее Губернатором обозначались более патриотично:

для получения денежных средств из бюджета области необходимо в ближайшем будущем, с 2015 года, предоставление заключенных учебными заведениями договоров с тульскими промышленными предприятиями на обучение именно специалистов конкретно для конкретных предприятий тульского региона.

В данном контексте шелест присутствующих усилился. Подобные конкретные намёки воспринимаются неоднозначно людьми, которые не поют Гимн России.

В заключении своего выступления Губернатор Груздев поздравил участников совещания с наступающим новым учебным годом! Пожелал Успехов!

 

 

С  приветственным словом к участникам обратился Главный федеральный инспектор по Тульской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Иван Черных.

Он поддержал все приоритеты, выдвинутые Губернатором Тульской области.

Особо остановился на «борьбе за каждого ученика», объяснив, что «…качественное образование – основа конкурентоспособности страны…».

Разъяснил, что есть у нас в регионе ориентиры – учебные учереждения,  – на которые все должны равняться.

Опыт растущих регионов России, пояснил выступающий, показывает рост потребности в высококвалифицированных специалистах. Основа роста – это экономическая эффективность и работа.

Миссию образования главный федеральный инспектор обозначил как создание механизма мотивации. Если ранее Учитель воспринимался, как  основной источник информации, то сегодня во время глобальной информатизации происходит смещение восприятия. Сегодня Учитель – это тот, кто прививает умение анализировать получаемую информацию. Вот приоритет для обучения.

Иван Черных поздравил всех участников Совещания с наступающим учебным годом, выразил свои надежды на то, что в будущем регион достигнет таких высот, когда ЕГ все учащиеся будут сдавать на самые высокие баллы, а не сдавших ЕГ учащихся вообще не окажется.

 

С  приветственным   словом выступил Михаил Попов – директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования России.

Он сообщил, что является Туляком, уделяет тульскому региону особое внимание.

Обозначил стратегическую цель: менеджмент в образовании должен стать очень эффективным. Поддержал институт наставничества, как ресурс помощи опытных руководителей своим коллегам.

Пояснил, что если прошлый год являлся годом поддержки дошкольного образования, то в новом году – новый приоритет: строительство новых школьных образовательных учреждений.

Поздравил всех участников с приближающимся праздником – новым учебным годом. Праздником учеников и учителей.

 

В период между выступлениями состоялись награждения педагогов тульского региона за достигнутые в прошедшем учебном году высокие результаты.

Награждения вызывали много положительных эмоций и сопровождались поощрительным рукоплесканием.

Всё совещание прошло в дружеской рабочей обстановке. Закончилось одобрением Решения с рекомендациями Министерству образования Тульской области.

 

Я «не услышал» информации о том, сколько персональных стипендий учащимся предоставит в ближайшее время из своих средств:

- Губернатор Тульской области;

- Правительство Тульской области;

- Градообразующие предприятия региона (Тулачермет, Косогорский металлургический завод, предприятия Новомосковского кластера, предприятия химпромышленности региона(Алексин));

- Инвесторы тульского региона (Узловский кластер, - для обучения высококвалифицированных кадров своего производства), и другие.

- Предприятия-автодиллеры (Автокласс, Автошина и другие – предприятия, конкурирующие за кадры  в регионе);

- предприятия машиностроения и ВПК (СПЛАВ, КБП, ТПЗ, Машзавод и другие);

- частные спонсоры туляки (благотворители: гражданин России Груздев Владимир Сергеевич, Зубицкий Борис Давыдович и другие);

- Вузы тульского региона путём предоставления бесплатного обучения в укрупнённых группах;

- иные иностранные фирмы, использующие высококвалифицированные кадры (ресурсы рабочей силы ) тульского региона;

- политические партии, активно участвующие в борьбе за влияние на тульский регион, участвующие в Выборах 2014 в городскую думу, областную думу…- представляющие интересы избирателей.

 

«Не услышал» информация о создании при Губернаторе органа (рычага влияния), отвечающего за самовоспроизводство благотворительности, за создание благоприятной среды по обеспечению не только престижности, но экономической выгоды благотворительной деятельности, по средствам вложения ресурсов в общественно значимые проекты патриотического пророссийского и протульского воспитания детей и молодёжи, за организацию качественного частно-государственного партнёрства в сфере благотворительности в системе региональной системы образования, за создание идеологической и духовной идентичности граждан России в тульском регионе. Может стоит задуматься о создании подобных органов идеологически-патриотической направленности при Президенте России с компетенцией линейно-зонального кураторства, с полномочиями инвестирования и развития частно-государственного партнёрства в целях создания более содержательной и монолитной идентичности граждан России.

 

Отсутствие норм, подобных ст.6 Конституции СССР, где законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль партии, влияет негативно на развитие страны.

В современных условиях развития страны руководящую и направляющую роль могут играть органы надпартийные при Президенте России, что позволит консолидировать усилия по созданию единого вектора приложения сил россиян во благо страны.

Комментарии

Аватар пользователя Владимир27

<p> Истинный Патриотизи начинается не с исполнения Гимна, а с понимания (знания наизусть) определения понятия Патриотизм и умения видеть его составляющие в обыденной жизни людей: </p> <p> Поле добра </p> <ul> <li> Забота об интересах страны (края, города, семьи) </li> <li> Забота об исторической судьбе страны </li> <li> Готовность к самопожертвованию </li> <li> Верность Родине в борьбе с врагом </li> <li> Сочувствие страданиям народа </li> <li> Уважение к традициям народа </li> <li> Уважение к историческому прошлому </li> <li> Привязанность к месту жительства </li> <li> Борьба с антиподами морали </li> <li> Гордость социальными достижениями </li> <li> Гордость культурными достижениями </li> <li> Переживание за социальные пороки общества </li> <li> Активность в труде и общественно-политической деятельности </li> </ul> <p> Заблуждения (поле зла) </p> <ul> <li> Общественная пассивность </li> <li> Ненависть к паразитизму </li> <li> Ненависть к эксплуататорам </li> </ul>
Аватар пользователя Владимир27

<p> Истинный Патриотизи начинается не с исполнения Гимна, а с понимания (знания наизусть) определения понятия Патриотизм и умения видеть его составляющие в обыденной жизни людей: </p> <p> Поле добра </p> <ul> <li> Забота об интересах страны (края, города, семьи) </li> <li> Забота об исторической судьбе страны </li> <li> Готовность к самопожертвованию </li> <li> Верность Родине в борьбе с врагом </li> <li> Сочувствие страданиям народа </li> <li> Уважение к традициям народа </li> <li> Уважение к историческому прошлому </li> <li> Привязанность к месту жительства </li> <li> Борьба с антиподами морали </li> <li> Гордость социальными достижениями </li> <li> Гордость культурными достижениями </li> <li> Переживание за социальные пороки общества </li> <li> Активность в труде и общественно-политической деятельности </li> </ul> <p> Заблуждения (поле зла) </p> <ul> <li> Общественная пассивность </li> <li> Ненависть к паразитизму </li> <li> Ненависть к эксплуататорам </li> </ul>

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений