Охрана окружающей среды Арктики при добыче углеводородов

Российская Федерация традиционно относится к числу крупных морских держав, имеющих долговременные интересы  и в добыче минеральных ресурсов, и в охране окружающей среды. Арктика является «лёгкими» всего мира, и особенно высоких стандартов охраны требует её уязвимый и очень часто эндемичный животный и растительный мир. Нельзя просто выкачивать природные ресурсы,  включая углеводородное сырьё, не считаясь с интересами защиты флоры и фауны и обеспечением безопасности жизнедеятельности коренного населения.

Под Арктикой понимается часть земного шара, площадью в 21 миллион квадратных километров, расположенная от Северного полярного круга до Северного полюса, основную часть которой занимают воды и льды Северного ледовитого океана, а также прилегающие к Северному полюсу районы Атлантического и Тихого океанов[1].

Также считается, что общепринятое географическое определение Арктики: район севернее полярного круга (66 о 32’ c.ш.),  который очерчивает зону полуночного солнца[2].

В будущем роль Севера для России будет возрастать, что обусловлено не только усиливающейся потребностью в сырьевых ресурсах, но и транзитно-транспортным потенциалом. Северные регионы обладают непосредственным выходом как в западную, так и в тихоокеанскую сферы мирового рынка. Для транспорта исключительную роль играет Северный морской путь. Через Северный полюс проходят самые короткие воздушные маршруты между Северной Америкой, Европой и странами АТР.

Российская Федерация традиционно относится к числу крупных морских держав, имеющих долговременные интересы  и в добыче минеральных ресурсов, и в охране окружающей среды.

Общая характеристика защиты окружающей среды в Арктике

Интерес к экологическим проблемам Арктики очень высок. Здесь открываются исключительные перспективы освоения энергетических ресурсов, хотя Арктика характеризуется суровым климатом с экстремальными колебаниями освещенности и температуры, коротким летом и снежной и ледовой зимой, обширными территориями вечной мерзлоты. Растения и животные Арктики приспособились к таким условиям, но эта адаптация в ряде случаев сделала их более чувствительными к деятельности человека.

Тревога по поводу загрязнения Арктики возникла более чем 30 лет назад, а важность этой проблемы осознали в начале 70-х годов. Здесь нужно отметить, что ещё в 1984 году 26 ноября Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, примыкающих к северному побережью СССР».

Необходимость особой государственной политики Российской Федерации в Арктике вызывается также созданием в сентябре 1996 г. межправительственной организации по сотрудничеству в этом регионе - Арктического совета, призванного осуществлять согласованную политику арктических стран в области охраны окружающей природной среды и устойчивого развития региона.

Вероятно, в Арктике находятся одни из самых больших в мире запасов нефти. Они располагаются как на суше, так и на континентальном шельфе. Основные районы современной добычи – это Норманн-Уэльс на р. Маккензи в Канаде, нефтяные поля у бухты Прадхо на побережье моря Бофорта на Аляске, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах в России, а также два месторождения на норвежском шельфе. Кроме того, может начаться эксплуатация разведанных  месторождений нефти в Баренцевом море, у северо-западных берегов России, на норвежском шельфе Баренцева моря, у западного побережья Гренландии и на Северном Склоне Аляски. Отечественными учёными отмечается, что: «В углеводородном потенциале европейской части России в ближайшие годы особое место будет занимать шельф Баренцева моря»[3].

Обострение экологической ситуации в Арктике вызвано целым рядом причин, среди которых воздействие, вызываемое текущей хозяйственной деятельностью, последствия хозяйственной деятельности в прошлом, недостатки финансирования природоохранных проектов, несовершенство законодательства, которое не стимулирует хозяйствующих субъектов к соблюдению экологических требований. Фактически большинство экологических проблем закладывается уже на этапе планирования и проектирования, когда инженерные и технические решения принимаются без учета экологического фактора.

Проблемы арктической зоны Российской Федерации

Российский арктический регион вместе с исключительной экономической зоной и континентальным шельфом, прилегающим к его побережью, превышает 30% территории Российской Федерации. На долю этого региона приходится: более 200 млрд. тонн нефтяного эквивалента прогнозируемых запасов углеводородного сырья, из них, по оценкам специалистов, запасы нефти только на шельфе Баренцева и Карского морей составляют около 100 млрд. т; 80% отечественной и 6% мировой добычи нефтепродуктов; 90% инфраструктуры морских коммуникаций. Российская Арктика является крупнейшим поставщиком никеля, золота, меди, вольфрама, алмазов, редких металлов, камнесамоцветного сырья[4].

18 сентября 2008 г. Президент Российской Федерации Д.Медведев утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Здесь определены главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России[5].

Российской Федерацией была  организована уникальная высокоширотная экспедиция «Арктика - 2007». В ее ходе два российских глубоководных аппарата «Мир» на Северном полюсе совершили погружение на дно Ледовитого океана.

В выступлении Героя Советского Союза, известного ученого полярника, депутата Государственной Думы РФ Артура Чилингарова отмечалось, что в 2007 г. в рамках Международного полярного года в Арктике работает более 60 стран, прежде всего по проблемам влияния Арктики на изменение климата[6].

Отметим также, что решение вопроса нормативно-правового обеспечения структуры и комплексного развития Северного морского пути и прилегающих районов разведки и добычи углеводородного сырья является составной частью разрабатываемой концепции устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации[7].

В целях решения острых экологических проблем Арктики в России был разработан и утверждён Национальный план действий по защите морской среды от антропогенного загрязнения в арктическом регионе Российской Федерации (НПД Арктика)[8].

С 2005 года Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Министерством экономического развития Российской Федерации был запущен проект «Российская Федерация – Поддержка национального плана действий по защите арктической морской среды», который направлен на поддержку НПД «Арктика».

Экологические аспекты Арктической зоны в свете концепции устойчивого развития

В повестке дня на XXI век, принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. отмечается, что устойчивое развитие – это способ борьбы с бедностью и разрушением окружающей среды[9].

Экологический аспект устойчивого развития предполагает широкий круг мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: охрану атмосферы, рациональное использование земельных ресурсов, сохранение лесов, борьбу с опустыниванием и засухой, сохранение биоразнообразия, охрану и рациональное использование водных ресурсов, экологически безопасное использование биотехнологий, повышение безопасности использования токсичных химических веществ, решение проблемы отходов[10].

Для устойчивого развития РФ необходимо учитывать потенциал Арктики как стратегический резерв будущего развития.

Нефтедобывающий комплекс российских арктических районов будет формироваться на базе уже открытых месторождений нефти – Приразломного, Северо-Медынского, Северо-Гуляевского, Варандей-море, Поморского, Долгинского и развиваться по мере поиска и освоения многочисленных и компактно расположенных перспективных структур (Полярная, Алексеевская и др.). Извлекаемые запасы нефти каждой из них в настоящее время составляют более 600-700 млн.тонн.

Запасы газа в основном сосредоточены в Западно-Баренцевой провинции и составляют более 4 тыс. млрд.м. Здесь основа газодобывающего комплекса – Штокманское месторождение, запасы которого вместе с Ледовым (500 млрд.м) и Лудловским (220 млрд.м) создают крупную сырьевую базу. Здесь выявлено еще несколько перспективных газоносных структур – Туломская, Териберская и другие.. В море Лаптевых пока нет разведочных скважин, но данные геофизической разведки показывают его перспективность. Свыше 60% разведанных ресурсов приходится на Баренцево, Печорское и Карское моря.

И на заседании Совета Безопасности от 30 января 2008 г. отмечалось, что была начата реализация крупных инвестиционных проектов, в т.ч. освоение шельфовой зоны Баренцева, Карского, Охотского морей[11].

Действующие международно-правовые документы

В настоящее время действует ряд международно-правовых документов, касающихся добычи нефти и газа в море, в том числе:  международная Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г., международная Конвенция по созданию международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г., а также Протоколы 1992 года об изменении международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и об изменении международной конвенции о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г.; Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов; Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов MAРПОЛ 73/78; Конвенция 1976 г. о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна; Конвенция ООН по морскому праву 1982г.; Конвенция 1990г. по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству. Работы по добычи нефти и газа в Арктике должны проводиться в соответствии с действующим международным правом.

В дальнейшем необходима разработка комплексного соответствующего как национального, так и международно-правового режима для того, чтобы морские работы по нефти и газу проводились с обеспечением максимально возможного уровня защиты окружающей среды, защиты здоровья людей, соблюдения концепций экологической безопасности и устойчивого развития. Для этого необходимо принять закон Российской Федерации о предотвращении загрязнения моря нефтью.

Экологическая безопасность в Арктической зоне Российской Федерации

Основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации являются:

- установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды в Арктической зоне Российской Федерации, включая мониторинг ее загрязнения;

- рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения[12].

При этом под экологической безопасностью понимается сложная взаимосвязанная и взаимозависимая система международных экологических норм, направленных на обеспечение безопасности всех жизненно важных для человечества экологических компонентов планеты, а также сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса между ними[13].

Программа Арктического  мониторинга

В 1989 году Финляндия выступила с новой международной инициативой, в которой отмечалось, что на данный момент нет международного многостороннего органа, который был бы способен управлять и контролировать действия человека, которые оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду Арктики, людей, живущих здесь и природные ресурсы. После двухлетней подготовки в 1991 году в Рованиеми состоялась Первая Арктическая министерская конференция, где была приняла Стратегия защиты окружающей среды Арктики.

Арктическая Стратегия защиты окружающей среды позднее была преобразована в Арктический Совет.

В 1991г. в рамках Стратегии защиты окружающей среды Арктики (АЕПС) для её осуществления было учреждено пять рабочих групп:

Программа арктического мониторинга и оценки (АМАП). Она предназначена для проведения наблюдений за уровнями ряда антропогенных загрязняющих веществ и оценки их влияния во всех частях Арктики.[14]

Охрана арктической флоры и фауны (КАФФ), ответственная за организацию обмена информацией и координацию исследований по биологическим видам и местообитаниям арктической флоры и фауны.

Предотвращение, готовность и реагирование на экстренные ситуации (ЕППР), ответственная за подготовку рамочных условий для будущего сотрудничества в случае угрозы аварийных ситуаций в окружающей среде Арктики.

Защита морской природной среды Арктики (ПАМЕ), ответственная за принятие превентивных и иных мер непосредственно или через компетентные международные организации в отношении загрязнения морской среды в Арктике независимо от их происхождения.

Устойчивое развитие и использование (СДУ), ответственная за подготовку предложений по мерам, которые правительства должны принимать для выполнения своих обязательств в отношении устойчивого освоения и развития Арктики, включая устойчивое использование возобновляемых ресурсов коренным населением.

По инициативе Норвегии в 1993 году в г. Киркинес был создан Совет Баренцева/ Евро-Арктического региона. В его состав входят семь членов: Финляндия, Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, Российская Федерация  и Комиссия Европейского Союза. 

В 1995 году в состав Европейского Союза вошли Финляндия и Швеция, что сделало Европейский Союз более «северным» по своему характеру и привело к появлению нового отрезка протяжённостью 1 300 км общей границы между Россией и Европейским Союзом. В 1997 году была представлена новая политика «Северное измерение», а в 2000 году в её рамках был принят план действий.

Северное измерение охватывает следующие географические зоны: западнее от Исландии до северо-запада России, от берегов Норвегии, через Баренцево, Карское моря на Севере до южных берегов Балтийского моря. Страны, не входящие в Европейский Союз, такие, как Эстония, Латвия, Литва, Российская Федерация, Польша, Норвегия  и Исландия попадают в охват Северного измерения.

В рамках Северного измерения  существуют следующие направления сотрудничества: ядерная безопасность, энергетическое сотрудничество, Калининград, инфраструктура, деловое сотрудничество, социальное развитие. Нужно отметить, что Северное измерение существует при поддержке Европейского Союза.

Существуют два основных типа источников загрязнения – удаленные от Арктики и находящиеся в самой Арктике.

В соответствии с результатом исследований АМАП, в будущем наиболее серьезные угрозы морской среде Арктики несут стойкие органические загрязнители (СОЗ), а также разработка месторождений нефти и транспортировка нефтепродуктов.

Учитывая, что СОЗ представляют собой серьёзную и все возрастающую угрозу здоровью человека и окружающей среде в 2001 году была принята Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, включая в т.ч. перечень из 12-ти СОЗ (альдрин, хлордан, ДДТ, дильдрин, диоксины, эндрин, фураны, гексахлорбензол, гептахлор, мирекс, ПХБ и таксафен)[15].

Конвенция отмечает, что арктические экосистемы и коренные общины находятся в особой опасности в результате биоусиления воздействия стойких органических загрязнителей, а также что заражение используемых ими традиционных пищевых продуктов является вопросом охраны здоровья населения.

Защита воздушной среды Арктики

Арктический регион играет исключительную роль в сохранении экологического равновесия на планете, являясь районом формирования глобальных атмосферных процессов и своеобразным фильтром для загрязнённых потоков воздуха. Также нужно отметить, что фактически он является «кухней погоды», особенно для северного полушария.

Нефтяные и газовые работы сопровождаются значительными выбросами газов в атмосферу при выработке электроэнергии, сжигании излишков газа, испытании скважин, утечки летучих компонентов нефтепродуктов, работ по снабжению и челночной перевозке. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ оказывают влияние на климат. Они могут привести к повышению кислотности окружающих земель и способствовать выделению в атмосферу неограниченного числа опасных веществ.

В 1979г. была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, разработанная под эгидой ООН/ЕЭК[16].

В Конвенции содержится призыв к сотрудничеству в области борьбы с загрязнением воздуха и его последствиями, включая перенос загрязнителей воздуха на большие расстояния.

В 1985г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, по меньшей мере, на 30 процентов[17].

В 1988г. в Софии (Болгария) был принят Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков[18].

Здесь отмечается обеспокоенность сторон тем, что в подверженных загрязнению районах Европы и Северной Америки нынешние выбросы загрязнителей воздуха причиняют ущерб природным ресурсам, имеющим жизненно важное экологическое и экономическое значение.

В 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Рамочная Конвенция ООН по изменению климата (РКИК). В Конвенции отмечается, что в результате человеческой деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, что это усиливает естественный парниковый эффект и что это приведёт к дополнительному потеплению поверхности и атмосферы Земли и может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество.

В 1997 году на 5-й конференции сторон был принят Киотский протокол к РКИК. Периодом демонстрации обязательств по Протоколу является период с 2008 по 2012 годы. Согласно ст.3 страны приняли на себя обязательство по сокращению выбросов парниковых газов ( диоксида углерода, метана, закиси азота, гидрофторуглеродов, перфторуглеродов и фторида серы) на 5 процентов. Для Российской Федерации установлено обязательство не превышать уровень выбросов 1990 года.[19]

Необходимо совершенствование с учетом национальных интересов России и специфики региона законодательства Российской Федерации в сферах социально-экономического развития, охраны окружающей среды, военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, осуществления научных исследований и международного сотрудничества в Арктике на основе международного права и международных обязательств Российской Федерации[20].

Представляется, что страны Арктики могли бы совместно:

  • проанализировать потребности региона в том, что касается укрепления институциональной инфраструктуры и наращивания организационного потенциала в этих сферах деятельности.

Международно-правовая охрана живых ресурсов  в Арктике

В Российской Арктике основой жизнеобеспечения подавляющей части коренных этносов является оленеводство[21]. Для многих тундровых оленеводческих хозяйств характерно сокращение площади пастбищ из-за перевыпаса оленей. Состояние пастбищ ухудшается, что связано и с большим поголовьем оленей и с экологическими нарушениями, связанными с работами по обустройству разведанных месторождений природного газа и нефти.

Отвечая интересам безопасности и благополучия человека, основной руководящей политикой в Арктике должно быть сохранение ресурсов, позволяющее рассчитывать на их устойчивое рациональное использование.

Вероятные крупные разливы нефти, например, только в Печорском море угрожают гибелью большей части водоплавающих птиц западной Арктики от побережья Мурмана до Таймыра[22].

При принятии решений по освоению месторождений углеводородного сырья на шельфе арктических и северных морей необходимо иметь в виду, что запасы нефти и газа являются истощимыми ресурсами, тогда как водные биологические ресурсы относятся к возобновляемым ресурсам, они практически вечны, и потребность в них будет стремительно возрастать.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро была принята Конвенция о биологическом разнообразии (КБР)[23]

Целями Конвенции (ст.1) являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод. При этом согласно ст.2 «биологическое разнообразие» означает вариабельность живых организмов и их источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

В 2004 году Арктическим Советом был принят Стратегический план по защите арктической морской среды, где отмечается, что деятельностью людей, влияющей на морскую среду Севера надлежит управлять таким образом, чтобы способствовать её сохранению и защите, биологическому разнообразию и устойчивому развитию[24].

Также при планировании проведения морских работ по нефти и газу необходимо проводить консультации с проживающим в этом районе коренным населением, принимать необходимые меры для того, чтобы культурные традиции, ценности, обычаи, права коренных жителей и использование ими ресурсов были учтены. В сотрудничестве с нефте- и газодобывающими компаниями арктические государства должны искать пути удовлетворения экономических, социальных, медицинских и образовательных потребностей коренных жителей Арктики. На всех этапах работ по нефти и газу необходимо стараться оставлять нетронутыми исторические места, места археологических раскопок объектов доисторического периода, места культового назначения, места кораблекрушений, имеющих историческое значение, и другие потенциально важные культурные объекты с учётом Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года.

Также морские работы по нефти и газу должны проводиться в координации с другой антропогенной деятельностью в регионе, такой, как туризм и научные исследования.

Здоровье и безопасность людей при проведении работ в  Арктике, включая коренные и малочисленные народы

В районах Крайнего Севера Российской Федерации проживают 26 малочисленных коренных народов, сохранивших до наших дней преемственность основных форм традиционного природопользования: охота, рыболовство, промысел морского зверя и морских живых ресурсов. Соблюдение культурных традиций и знание языков народов Севера всё больше вытесняется из повседневного быта и остаётся, в основном, в сфере традиционного природопользования и занятии фольклором и соблюдении верований и обрядов. Поэтому традиционное природопользование становится всё более важным  не только с экономической точки зрения (как средство жизнеобеспечения), но и как барьер, защищающий малые народы Севера  от опасных процессов деградации и этнокультурной ассимиляции, которые на фоне низкой рождаемости могут привести к распаду духовной культуры и этнического самосознания[25].

В Декларации ООН о правах коренных народов, принятых на 61-й сессии ГА ООН отмечается, что уважение знаний, культуры и традиционной практики коренных народов способствует устойчивому и справедливому развитию и надлежащей заботе об окружающей среде[26].

Экологический фактор становится исключительно важным для этнического выживания коренных народов Севера, неразрывно связанных с природой и ландшафтом. Малочисленные народы зависят от природных условий в большей степени, чем население индустриально развитых территорий. В этом случае охрана природы в местах проживания коренных малочисленных народов является залогом сохранения этноса.

В 2000 году в рамках Совета Европы во Флоренции была принята  европейская Конвенция по ландшафтам[27]. Здесь говорится о стремлении к устойчивому развитию на основе сбалансированных и гармоничных отношений между требованиями общества, экономической деятельностью и природной средой, и отмечается, что ландшафт играет важную роль в обеспечении внимания общества к культурным, экологическим, природоохранным и социальным вопросам и является благоприятствующим хозяйственной деятельности ресурсом.

Конвенция касается ландшафтов, которые могут быть признаны имеющими особую ценность, а также непримечательных районов и районов, переживающих упадок. К сожалению, во многих районах Арктики нарушен почвенный слой и брошена техника, использованные бочки и т.п. Безусловно, эти нарушенные ландшафты нужно привести в исходное состояние, (restitutio in integrum) насколько это возможно. Здесь можно было бы предложить принять закон Российской Федерации о признании ландшафтов Арктики в качестве охраняемых законом объектов и существенного компонента окружающего мира, воплощения разнообразия общего культурного и природного наследия людей и основой их жизни.

Практика осуществления мониторинга окружающей среды при проведении нефтяных и газовых работ

Для нефтегазодобывающих районов севера Западной Сибири и северо-востока Европейской территории России характерно наличие множества точечных источников поступления загрязняющих веществ в атмосферу,  существенное загрязнение вод и почв в результате аварийных выбросов сырой нефти и нефтепродуктов.

В ежегодном Послании Президента России Дмитрия Медведева к Федеральному собранию было отмечено, что: «Вопиющим примером неэффективного использования  энергоносителей является сжигание попутного газа. Загрязняется окружающая среда и десятки миллиардов рублей превращаются в дым»[28].

Наибольший вред в этих районах причиняют разливы нефти. На месторождениях Западной Сибири систематические прорывы нефтепроводов случаются до 35 тысяч раз в год, в том числе до 300 официально регистрируемых аварий с выбросами нефти свыше 10 тыс. т в каждом случае.

Основной упор при проведении базисного исследования и/или оценки воздействия на окружающую среду должен быть сделан на создании полной «инвентарной описи» природных ресурсов на которые может оказать воздействие планируемая деятельность по добыче нефти, и определении ресурсов/областей, являющихся особенно уязвимыми на различных стадиях работ. Некоторые ресурсы могут быть наиболее чувствительными к значительным разливам нефти, в то время как другие могут оказаться более чувствительными к хроническим сбросам жидких веществ или выбросам в атмосферу даже при концентрациях, которые не являются смертельными. Оба типа могут оказывать влияние на местную биоту и сообщества прямым или косвенным путем через воздействие на экосистемы.

Везде, где это уместно, разрабатывающие компании должны рассматривать возможность привлечения к проведению подрядных работ по мониторингу групп коренного населения, а также пользоваться их традиционными знаниями для выявления исторических экстремальных состояний и динамики окружающей среды. Нужно создавать отношения сотрудничества и взаимопонимания с коренным населением для отбора биологических образцов, наблюдения и мониторинга за состоянием окружающей среды.

Подводя итоги, мы хотим отметить, что в среднесрочной перспективе реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике позволит России сохранить роль арктической державы. В дальнейшем необходимо осуществить комплексное наращивание конкурентных преимуществ Арктической зоны Российской Федерации  в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной безопасности, поддержания мира  и стабильности в Арктическом регионе.

Необходима дальнейшая разработка комплексного соответствующего как национального, так и международно-правового режима для того, чтобы морские работы по нефти и газу проводились с обеспечением максимально возможного уровня защиты окружающей среды, здоровья людей, концепций экологической безопасности и устойчивого развития. Для этого необходимо принять закон Российской Федерации о предотвращении загрязнения моря нефтью.

Так же мы предлагаем принять международно-правовой документ (региональную конвенцию) об оценке воздействия на окружающую среду в Арктике и Протокол к нему о предварительной оценке воздействия на окружающую среду. Эти документы могли бы стать одними из основных составляющих режима по охране окружающей среды Арктики.

Морские работы по нефти и газу должны проводиться таким образом, чтобы охранять живые ресурсы и экосистемы, от которых они зависят, и сводить к минимуму неблагоприятное воздействие на них; затем сводить к минимуму неблагоприятное воздействие на использование ресурсов коренным населением в Арктике и их культурные ценности; а также в координации с другой человеческой деятельностью в регионе.

Необходимо принять  федеральный закон о безопасности разработки шельфовых месторождений и морской транспортировки нефти и нефтепродуктов. Одной из главных норм нового правового акта должно быть запрещение осуществлять промышленную добычу нефти на шельфе и ее морскую транспортировку без создания соответствующих систем безопасности мореплавания и охраны окружающей среды.

Должны быть разработаны стандарты, снижающие выделение загрязняющих веществ в результате работы двигателей и факельного сжигания. Для этого нужно принять протокол к конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. о сжигании топлива и выбросах в атмосферу.

Мы считаем, что необходимо разработать комплексный подход к восстановлению нарушенной окружающей среды российской Арктики, который бы не только соответствовал целям промышленного и социального развития, но и отвечал бы интересам населения, проживающего в Арктике, в том числе коренных малочисленных народов, а также способствовал бы устойчивому развитию всей Российской Федерации.

Помимо этого Российской Федерации необходимо разработать и принять комплексную общегосударственную программу, учитывающую и интересы обеспечения безопасности нашей страны и охрану окружающей среды при добыче углеводородов и их безопасную транспортировку.  

 

Примечания:

[1] Международное морское право. Справочник. – М., 1985. С.228.

[2]  Загрязнение Арктики: Доклад о состоянии окружающей среды Арктики. АМАП. – Санкт-Петербург. 1998. С.6.

[3]  Кокошин А.А. Международная энергетическая безопасность.  –  М.,  2006. С.43.

[4] Совет Безопасности Российской Федерации. Экологическая безопасность России. Выпуск 2. –  М.,  1996. С.234.

[5] Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. File//E:/Arctic/Госполитика в Арктике до 2020.htm .С.1-3.

[6] Аргументы недели. №31 (65). 2-8 августа 2007 г. С.5.

[7] См. Забнев В.И. Справочный материал к вопросу «Законодательное обеспечение структуры и комплексного развития  Северного морского пути и прилегающих районов разведки и добычи углеводородного сырья»// Федеральное Собрание  Совета Федерации. Временная комиссия по национальной морской политике. Информационный бюллетень №6. Часть II. Материалы совещания в Совете Федерации 19 апреля 2006 г. Законодательное обеспечение структуры и комплексного развития Северного морского пути и прилегающих районов разведки и добычи углеводородного сырья».  - М., С.218.

[8] Международный фонд развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Батани». Годовой отчёт 2006 г. С.40.

[9] Встреча на высшем уровне «Планета Земля». Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Публикация Центра «За наше общее будущее». С.1.

[10] Кукушкина А.В. Концепция устойчивого развития (экологический, экономический и социальный аспекты) // Московский журнал международного права. №1. 2002 г. С.54.

[11] Заседание Совета Безопасности по вопросу обеспечения экологической безопасности России. 30 января 2008 г. С.1. // Официальный сайт Президента России.

[12] Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. File//E:/Arctic/Госполитика в Арктике до 2020.htm С.4.

[13] Кукушкина А.В. Экологическая безопасность, разоружение и военная деятельность государств. Международно-правовые аспекты. – М., 2008 г. С.14.

[14] Загрязнение Арктики: Доклад  о состоянии окружающей среды Арктики. АМАП. -  Санкт-Петербург. 1998 г. С. vii.

[15] Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях. Текст и Приложения. Издание ООН. – Женева, Швейцария. 2001.

[16] Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. // Конвенции по окружающей среде. Разработаны по эгидой ЕЭК ООН. Издание ООН.   - Нью-Йорк. 1992 г. С.1-10.

[17] Протокол 1985 г. о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. // Конвенции по окружающей среде.  Разработаны по эгидой ЕЭК ООН. Издание ООН. -  Нью-Йорк. 1992 г. С.19-24.

[18] Протокол 1988 г. об ограничении выбросов окислов азота или  их трансграничных потоков к Конвенции 1979 г. // Конвенции по окружающей среде. Разработаны по эгидой ЕЭК ООН. Издание ООН.  - Нью-Йорк. 1992 г. С. 25-44.

[19] Киотский протокол 1997 г. к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата 1992 г.

[20] Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. File//E/Arctic/Госполитика в Арктике до 2020.htm.С.5.

[21] Российская Арктика: на пороге катастрофы. Под общей редакцией  член-корреспондента РАН  Яблокова А.В. Центр экологической политики России. – М., 1996. С.117; 111.

[22] Совет Безопасности Российской Федерации. Экологическая безопасность России. Выпуск 2. – М., 1996. С.259.

[23] Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.

[24] Кукушкина А.В., Краснопольский Б.Х., Солдаткин Е.И. Социоэкологическая безопасность и устойчивое развитие Арктики//Международная безопасность России в условиях глобализации. – М., 2007. С.470-471.

[25] Российская Арктика: на пороге катастрофы. Под общей редакцией  член-корреспондента РАН  Яблокова А.В. Центр экологической политики России. – М., 1996. С.109-110.

[26] Декларация Организации Объединённых Наций о правах коренных народов // Статус коренных малочисленных народов России. Международные правовые акты и Российское законодательство. – М., 2007. С.116.

[27] Европейская конвенция по ландшафтам (серия Европейских договоров,             № 176). Флоренция. 20.10.2000 // Сборник правовых актов Совета Европы о сохранении культурного наследия. – Екатеринбург. 2001. С.151-152.

[28] Комсомольская правда. 13 ноября 2009 года. С.4.

 

Авторы: Кукушкина А.В., доцент МГИМО (У) МИД России, Шишкин В.Н., доцент МГИМО (У) МИД России

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений